Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью дошкольного образования является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, подготовку ребенка в современном обществе. На современном этапе в соответствии с Концепцией модернизации образования и Федеральными Государственными требованиями на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Поэтому возникает необходимость поиска и применения новых форм построения образовательного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….1-3
1. Концептуальные основы педагогической деятельности…………………..4-5
1.1. Идея наглядности в трудах педагогов и психологов…………………4-5
1.2. Мнемотехника, как средство познавательно-речевого развития детей.6-8
2. Диагностика уровня познавательно-речевого развития детей раннего
и дошкольного возраста (начало года)…………………………………9-10
3. Особенности отбора и конструирования содержания обучения……….11-33
3.1. Ранний возраст………………………………………………………12-16
3.2. Дошкольный возраст…………………………………………………….17
3.3.Старший дошкольный возраст………………………………………..18
4. Результаты сравнительной диагностики (конец года)………………….34-35
5. Перспективное планирование образовательного процесса…………….36-51
6. Заключение………………………………………………………………52-53
7. Список литературы……………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника.docx

— 91.71 Кб (Скачать файл)

Заучивание стихотворений

Огромную роль в познавательно-речевом развитии ребенка играет поэзия.  

Расширяя кругозор, поэзия дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивает память,  формирует культурный уровень маленького человечка. Каждое поэтическое произведение,  усвоенное памятью  ребенка, обогащает  словарный фонд, формирующий его собственную речь.

Заучивание стихотворений на разных возрастных этапах имеет свои особенности.

Малыши быстро запоминают короткие стихотворения, в которых много глаголов и существительных, где есть конкретность образа, динамика действия.

В старшем возрасте дети запоминают значительно  большие по объему произведения, которые содержат сложные речевые обороты, эпитеты, метафоры.

Программные требования  к подбору стихотворений.

Младший  возраст:

1. Простота и четкость  рифмы.

2. Краткость самого стихотворения  и отдельных строк.

3. Простота и ясность  знакомых деталей и образов.

4. Отсутствие описательного  и созерцательного моментов при  ярко выраженной  действительности.

Средний возраст.

1. Более сложные по  содержанию и форме.

 

 


2. Увеличивается объем  стихотворения.

3. В содержании могут  встречаться художественные образы, элементы   сравнения, эпитеты, метафоры.

 


Старший возраст.

1. Достаточно сложные  по содержанию и художественным  средствам.

2. Совершенствуется умение  осмысленно, ясно и выразительно  читать наизусть, проявлять инициативу  и самостоятельность.

 

Существует много методик заучивания стихотворений. Я применила в своей практике заучивание при помощи мнемотехники.

Этапы работы в младшем и среднем  возрасте:

1. Предварительная работа.

Знакомлю с автором, читаю одно его стихотворение.  Предлагаю рассмотреть иллюстрации в книге. Провожу наблюдения, связанные с содержанием  запланированного стихотворения.

2. На занятии выразительно  читаю наизусть.

3. Провожу беседу по  содержанию.  Требую, чтобы дети  отвечали стихотворными строками. Ответы детей  сопровождаю открыванием  символов.

4. Нацеливаю  на запоминание. Повторно  читаю стихотворение  с опорой на таблицу.

5. Предлагаю прочитать  самому сильному ребенку. Помогаю  следить по таблице.

6. Рассказывание стихотворения  двумя-тремя  желающими детьми. (Подсказываю  отдельные слова).

7. Предлагаю дорисовать  символы в таблице и рассказать  дома маме.

Этапы работы в  старшем возрасте.

1. Предварительная работа. Знакомлю с автором. Читаю одно -два его стихотворения. Провожу дидактические игры, в ходе которых объясняю значения незнакомых  или непонятных  слов в запланированном стихотворении, стараясь связать их с жизненным опытом детей.

2. На занятии выразительно  читаю стихотворение наизусть.

3. Задаю вопросы по  содержанию. Ответы детей сопровождаю  открыванием символов.


4. Повторно читаю стихотворение  с опорой на таблицу.

5. Предлагаю прочитать  самому сильному ребенку.

6. Чтение стихотворения  двумя - тремя желающими детьми. Подсказываю отдельные слова.

7. Предлагаю зарисовать  таблицу,  и разместить ее в  своем  «сборнике» стихотворений.

Заучивая стихотворение,  не требую полного запоминания на одном занятии. Использую повторение в свободное время. Меняю форму повторения: читаем по ролям, по цепочке, использую пластические этюды. Очень часто дети прибегают к самостоятельному повторению, использованию таблиц в своих творческих играх,  что свидетельствует о высокой степени заинтересованностью   мнемотехникой.

Делая вывод, можно сказать, что применение мнемотаблиц для заучивания стихотворений  ускоряет процесс запоминания, способствуя тем самым развитию памяти, внимания. Обогащает речь детей образными выражениями, что оказывает огромное влияние  на формирование  монологических высказываний.   


 

 

 

 

 

4. Результаты сравнительной диагностики

(конец года)

                                  Ранний возраст

Уровни

развития

Понима-ние

речи,

%

Активная

речь,

%

Сенсор-ное

развитие,

%

Игра и

действия

с

предмета-ми, %

ИЗО,

%

Констр-ная

деятель-ность, %

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Нач. года

Конец года

Высокий

90

98

35

62

49

60

42

85

35

70

52

80

Средний

9

2

57

34

49

39

55

15

15

28

45

19

Низкий

1

-

8

4

2

1

3

0

4

2

3

1


 

2-я младшая  группа

Критерии

Высокий

%

Средний

%

Ниже среднего

%

Пересказ

7

20

40

45

53

35

Описательный рассказ

о предмете

6

10

29

60

65

30

Описательный рассказ

о явлениях природы

2

12

15

38

83

50


 

Средняя группа

Критерии

Высокий

%

Средний

%

Ниже среднего

%

Пересказ

33,3

42,8

38,1

57,2

28,6

0

Описательный рассказ

38,2

52,4

33,3

47,6

28,5

0

Сравнительный рассказ

19,1

42,8

19,1

42,8

61,8

14,4

Рассказ из личного

опыта

5

10

25,3

51,2

69,7

37,8


 

 

 

 

Старшая группа

Критерии

Высокий

%

Средний

%

Ниже среднего

%

Понимание раскрытия

темы

23

54

47

41

30

5

Содержательность

15

43

60

47

25

10

Соблюдение структуры

рассказа

20

25

35

50

45

25

Разнообразие средств

связи

22

 35

50

55

28

10

Плавность изложения

8

31

25

49

40

20

Выразительность речи

30

65

45

25

25

10


 

 

Подготовительная группа

Критерии

Высокий

%

Средний

%

Ниже среднего 
%

Понимание раскрытия

темы

23

54

47

41

30

5

Содержательность

15

43

60

47

25

10

Соблюдение структуры

рассказа

20

25

35

50

45

25

Разнообразие средств

связи

22

35

50

55

28

10

Плавность изложения

8

31

25

49

40

20

Выразительность речи

30

65

45

25

25

10


 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективное планирование образовательного процесса

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Тематика занятий

Взаимосвязь с другими областями и видами деятельности


ОКТЯБРЬ

1. Составление рассказа  с использованием предметной  модели «Мягкие лапки острые царапки».

2, 3. Составление рассказа  с использованием предметных  картинок «Котя, котя, котик».

4, 5. Составление рассказа  с использованием предметной  модели «Мишка в гости к нам пришел».

6. Составление рассказа  с использованием предметных  картинок «Мишка в лесу».

7, 8. Составление рассказа  с использованием предметных  картинок «Сравни разных зверят».

 

  Дидактические игры: «Знакомство с игрушками: кот, мишка», «Назови части тела», «Кто, что умеет делать».

Инсценировки:  «Котя, котя, котик  - толстенький животик», «Мишка косолапый».

Игры – имитации: «Покажи, как идет медведь», «Котик».

Продуктивная деятельность: «Мисочка для котика», «Малина для мишки».


НОЯБРЬ

1,2. Составление рассказа  с использованием предметной  модели «Что умеет делать зайка».

3. Составление рассказа  с использованием предметных  картинок «Где живет зайчонок».

4, 5. Составление рассказа  с использованием предметной  модели «Что умеет делать лисичка».

6. Составление рассказа  с использованием предметных  картинок «Лисичка в лесу».

7, 8. Составление рассказа  с использованием предметных  картинок «Кто помог зайчику убежать от лисички».

 

  Дидактические игры: «Знакомство с игрушками: зайка, лисичка», «Мешок с игрушками», «Назови части тела».

Инсценировки:  «Зайка серый умывается», «Лисичка сестричка».

Игры – имитации: «Зайка трусишка», «Лиса - рыжая краса».

Продуктивная деятельность: «Морковка для зайки», «Игрушка для лисички».


ДЕКАБРЬ

1. Знакомство с символом  «Котик».

2. Составление рассказа  с использованием   мнемодорожки  «Куда пропал котик».

3. Знакомство с символом  «Зайка».

4.Составление рассказа  с использованием мнемодорожки  «Угощаем зайку чаем»

5. Знакомство с символом  «Мишка».

6. Составление рассказа  с использованием   мнемодорожки  «Мишка ложится спать».

7. Знакомство с символом  «домик».

8. Составление рассказа  с использованием  мнемодорожки  «Как звери искали для себя домик».

Дидактические игры: «Что увидел котик», «Кто, что умеет делать». «Назовем ласково».

Инсценировки:  «Мишка косолапый», «Зайка серый умывается».

Игры – имитации: «Вот такой мишка», «Поможем зайке спрятаться».

Продуктивная деятельность: «Угощения для зайки», «Чашка для мишки», «Домик».


ЯНВАРЬ

1. Знакомство с символом  «Девочка».

2. Составление рассказа  – описания с использованием  мнемодорожки «Девочка».

3. Знакомство с символом  «Мальчик».

4.Составление рассказа - описания с использованием  мнемодорожки  «Мальчик».

5. Знакомство с символом  «Снеговик».

6. Составление рассказа  – описания с использованием  мнемодорожки «Снеговик».

7, 8.  Составление рассказа  «с использованием  мнемодорожки  Хоровод вокруг елки».

 Дидактические игры: «Сравни кукол», «Кукла веселая и грустная», «Где играет девочка». 

Инсценировки:  «Покачаемся на ножках».

Игры – имитации: «Снеговик танцует».

Продуктивная деятельность: «Украсим платье девочке», «Зажигаем огоньки», «Веселый снеговик».

Информация о работе Мнемотехника - как средство познавательно-речевого развития дошкольника