Организация проектной деятельности как средство сохранения и развития здоровья школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 22:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Цель и предмет определили задачи исследования:
1) изучить современное состояние ЗСТ в современном образовании и систематизировать полученные данные;
2) выделить принципы здоровьесберегаюшей педагогики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся……………………………………………………………………….…9
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе…………………….…9
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………....19
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников………………………………………………………25
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….30
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….. 75

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР университет итоговая.doc

— 2.84 Мб (Скачать файл)

Результаты оценивания проектной деятельности показали, что все четыре группы справились с  обозначением значимости, актуальности выдвинутых проблем и способов их решения. Две группы не сумели достаточно углубиться в суть проблемы, две другие группы изучили подробно обозначенные проблемы. Все группы логично и последовательно выстроили свои презентации, а также защиту, в которой они четко отразили свое негативное отношение к вредным привычкам и стремление к сохранению и развитию своего здоровья и здорового образа жизни. Во всех четырех группах отметилась недостаточная активность участников. Все четыре проекта были выполнены эстетично и грамотно, что сразу привлекает внимание. Презентация проектов была яркой, потому что каждая группа ответственно подошла к работе над своими проектами. Три группы смогли наиболее точно и легко ответить на вопросы, четвертая группа испытывала разные затруднения при ответе на вопросы.

Лучшим был признан проект 1 и 2 группы “Smoking” и “Drinking alcohol”. Учащиеся этих групп получили оценку «отлично». Третья и четвертая группа с проектами “Taking drugs” и “Unhealthy food” получили оценку «хорошо».

Во время подготовки и защиты проектов учащиеся столкнулись с некоторыми трудностями:

  • Неумение самостоятельно находить и перерабатывать нужную информацию.
  • Неумение логически правильно определить этапность выполнения работы.
  • Неумение ориентироваться в информационном пространстве при ответах на вопросы, неизбежность языковых ошибок.

Для решения проблемы необходимо:

  • До начала проекта определить возможные источники получения информации;
  • Распределить роли в группах;
  • При возникновении трудности во время выполнения работы над проектом, учителю следует помочь учащемуся в исправлении различных ошибок.
  • Во время выполнения проекта учитель должен постоянно контролировать и направлять деятельность учащихся.
  • Повторение и обобщение необходимого грамматического материала должны предшествовать разработке проектов, а также следует проверять ошибки в черновом варианте проекта.

После окончания проектной деятельности учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты, что была предложена и до начала работы над проектом       (см. приложение № 2 ).

Итоговый протокол самооценки учащихся по текущим знаниям по теме «Вредные привычки»

Критерии

Самооценка по 5-ти балльной шкале

Средняя оценка

Неудовлетво-

рительно

Удовлетво-

рительно

Хорошо

Отлично

1)Я могу читать и понимать  информацию о вредных и полезных  привычках.(курение, употребление наркотиков  и алкоголя)

-

2

4

8

4,43

2) Я могу понимать, что говорят носители английского языка о вредных и полезных привычках.

-

3

4

7

4,28

3) Я могу понимать людей, которые  обсуждают проблемы, связанные с  вредными и полезными привычками.

-

1

3

10

4,64

4) Я могу рассказать о вредных  и полезных привычках.(курение, употребление наркотиков и алкоголя).

-

2

4

8

4,43

5) Я могу выразить свое мнение  по поводу вредных и полезных  привычек.

-

1

3

10

4,64

6) Я знаю, что сказать, когда смотрю  программы о вредных и полезных  привычках.

-

1

2

11

4,71

7) Я могу объяснить почему люди имеют полезные и вредные привычки.

-

1

1

12

4,79

8) Я могу написать о вредных  и полезных привычках.

-

2

4

8

4,43


 

Грамматика

Понимаю

Могу употреблять

Использование времени

Present Perfect Continuous

2

12


Анализ полученных данных свидетельствует о том, что результаты проделанной работы положительные. Учащиеся владеют необходимыми навыками и умениями, связанные с лексикой.

При сравнении результатов анкет самооценки учащихся прослеживается улучшение качества знаний учащихся по лексике со средней оценки до начала работы 2,57 балла до 4,03 баллов после проведения работы. Также прослеживается улучшение качества навыков употребления структуры времени Present Perfect Continuous со среднего показателя 2,85 до 4,57 баллов после проведения работы.

 

 

 

 

 

 

 

Полученные результаты показывают, что учащиеся достаточно хорошо владеют знаниями по теме «Вредные привычки». Ученики умеют высказывать свое мнению по поводу употребления алкоголя, наркотиков и курения. Большинство учеников могут понимать, что говорят носители английского языка о вредных привычках, могут обсудить проблемы, связанные с вредными привычками. Учащиеся могут объяснить, почему люди имеют вредные привычки. Важно, что учащиеся могут читать и понимать информацию о вредных привычках.

Также после проекта учащимся вновь были предложены вопросы анкеты об их личном отношении к вредным привычкам (см. приложение № 3). После сравнения полученных результатов только 2 учеников выразили свое положительное отношение к курению и употреблению нездоровой пищи.

Данная проектная деятельность способствовала обогащению словарного запаса по теме «Вредные привычки», развитию коммуникативных умений: развитию умений монологической, диалогической речи по теме «Вредные привычки», развитию умений письменной речи по данной теме, развитию навыков употребления грамматической структуры времени Present Perfect Continuous,развитию умения аудирования по теме «Вредные привычки» с полным пониманием услышанного, расширению кругозора, а также умениям, связанных с поиском и обработкой информации и умением работать в группах. Учащиеся проявили заинтересованность в исследовании проблем, связанных с вредными привычками и их влиянием на здоровье и образ жизни человека. После проведения проекта  большая часть группы пересмотрела свое отношение к курению и чрезмерному употреблению пищи, а  также они считают, что употребление алкоголя и наркотиков является пагубной привычкой, которая приводит к деградации личности и смерти.

Таким образом, метод проектов реализует методологические и специфические принципы здоровьесберегающих технологий. Принципы ценностной ориентации и многоаспектности помогает сформировать систему  представлений и знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Учащиеся учатся овладевать позитивно- когнитивной оценкой себя и окружающей действительности. С помощью метода проекта в полной мере выполняется принцип последовательности и этапности, который дает возможность плавно реализовывать цели и задачи, направленные на сохранение и развитие здоровья учащихся. Кроме того, метод проекта позволяет выбрать различные средства и организационные формы для работы на уроке, которые сохраняют двигательную активность детей, что препятствует их переутомлению и перенапряжению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данная работа позволяет осмыслить вопрос организации проектной деятельности как средство сохранения и развития здоровья школьников.

Анализ литературы позволил подробно познакомиться с актуальностью здоровьесберегающей технологии, с ее методологическими, специфическими и технологическими принципами здоровьесберегающей технологии, а также с современными требованиями к организации урока с точки зрения здоровьесбережения учащихся и применением метода проекта.  На этой основе была разработана и проведена серия уроков для 9 класса с применением метода проекта, которая является одной из технологий, направленных на сохранение и развитие здоровья учащихся. Проведенные уроки на практике и анализ полученных результатов позволяют сделать вывод о том, что данная работа по формированию у учащихся устойчивых потребностей  и ценного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, а также совершенствованию коммуникативных навыков актуальна и требует от учителя тщательного проектирования каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Метод проектов- это комплексный метод, позволяющий реализовать в себе все принципы здоровьесберегающей педагогики, а также применять различные  методы, средства и организационные формы   на уроках, которые предусматривают не только мыслительную деятельность учащихся на уроках, но и их двигательную активность. А использование на уроках релаксации, эмоциональной рефлексии и различных видов гимнастик делает урок разнообразным, помогает снять усталость и перенапряжение учащихся.

Огромное значение имеет наличие на уроках валеологического компонента, вопросов связанных со здоровьем, которые позволяют учащимся сделать выбор в пользу сохранения и развития своего здоровья и здорового образа жизни.

Кроме того, в обучении английскому языку метод проектов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и на поисковую активность самих учащихся, с побуждением их к творческому выполнению заданий и представляет возможность учащимися использовать язык, в ситуациях реальной, повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка, т.е. формированию и совершенствованию коммуникативных навыков.

Применение метода проектов актуально при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе, так как иностранный язык служит средством получения новой информации, обогащает словарный запас, расширяет лингвистические навыки и применяет их в новых областях окружающей действительности.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта [Зимняя,1991].

Обеспечиваются условия для развития всех речевых умений, так как учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться  иностранным языком и как средством извлечения информации, и как средством общения [Браменкова, 1997].

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. [Леленева,1998]

Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Правильное использование метода проектов оказывает обучающее воздействие на учащихся, способствует формированию и совершенствованию коммуникативных навыков, развивает индивидуальные качества учащихся, повышает мыслительную деятельность, а также способствует сохранению и развитию здоровья учащихся. Метод проектов способствовал:

  1. Обогащению словарного запаса по теме «Вредные привычки»;
  2. Развитию умений монологической, диалогической речи по теме «Вредные привычки»;
  3. Развитию письменной речи по данной теме;
  4. Развитию  умений употребления грамматической структуры времени Present Perfect Continuous;
  5. Развитию умения аудирования по теме «Вредные привычки»;
  6. Расширению кругозора, а также умениям, связанных с поиском информации и умениям работать в группах.
  7. Формирование устойчивых потребностей и ценностных ориентаций учащихся к сохранению и развитию своего здоровья.
  8. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Таким образом, цель дипломной работы - определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку достигнута. Задачи, поставленные в работе, выполнены. Данная работа может быть использована студентами при подготовке и проведении уроков английского языка во время прохождении педагогической практики.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1.

2. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.93, с внесёнными поправками от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008г. №7-ФКЗ).

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации .

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10. п. 5, 6, 7, 10. Приложение 3 к СанПин 2.4.2. 2821-10. Приложение 4  к СанПин 2.4.2. 2821-10. Приложение 4  к СанПин 2.4.2. 2821-10.

5. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 17.10.2012

6. Федеральный Государственный  Образовательный Стандарт:

[ Электронный ресурс] //Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования. М., 2008-2013 URL: http://standart. edu. ru.(Дата обращения 6. 09.2012).

7. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального  общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно гуманитарные дисциплины/ Под. Ред. В.С. Леднева, Н.Д.Никандрова, М.Н. Лазутовой.- М., 1998.- 380 с.

8. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [ Текст]./Ш.А. Амонашвили. - М.: Просвещение, 1990.-175с.

9. Бабинский, Ю.К. Педагогика [Текст ]/ Ю.К. Бабинский. – М.: Академия,  1983. – 256 с.

Информация о работе Организация проектной деятельности как средство сохранения и развития здоровья школьников