Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 22:38, дипломная работа
Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Цель и предмет определили задачи исследования:
1) изучить современное состояние ЗСТ в современном образовании и систематизировать полученные данные;
2) выделить принципы здоровьесберегаюшей педагогики;
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся……………………………………………………………………….…9
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе…………………….…9
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………....19
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников………………………………………………………25
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….30
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….. 75
Поиск новых методов работы, способов повышения двигательной активности на уроке, новый подход к организации и планированию урока – вот задачи, которые должны стоять перед каждым педагогом. Ребенку на уроке должно быть интересно, тогда усвоение материала не создаст эффект перегрузки. Если же усвоение материала не вызывает интереса, кажется бесцельным, то и небольшие по объему задания вызовут перегрузку и утомление.
Как же добиться, чтобы ребенок был мотивирован и активен на уроке? Существует множество путей достижения этого результата.
Прежде всего, основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих особенностей:
Качественный урок в условиях здоровьесберегающей педагогики должен соответствовать основным требованиям:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как методологических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных
связей, осознаваемых учащимися, осуществление
связи с ранее изученными
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; отсутствие монотонных звуковых раздражителей (хлопающая дверь, жужжание люминесцентной лампы ); несоответствие размера парты росту и комплекции ученика; порядок в кабинете, чистота пола, отсутствие мусора; чистота столов, классной доски, отсутствие пыли на лампах подоконниках, цветах; наличие влажной тряпки, мела.
7. Оформление кабинета. Внешний вид кабинета должен настроить на рабочий лад, дать ощущение комфорта, уюта.
9. Начало урока. У учителя должен существовать особый ритуал начала урока. Необходимое условие – это то, насколько корректно и этично учитель обращается к ученикам, как настраивает их на работу и как он дает целевую установку. (Если нет целевой установки, то такое начало похоже на прыжок с обрыва в холодную воду).
10. На уроке должно быть несколько видов учебной деятельности (4-7): письмо, чтение, аудирование, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение проблемных задач, заполнение таблиц и т.д.
11. Средняя продолжительность каждого вида работы должна составлять не более 10 минут.
12. Смена видов деятельности должна происходить примерно через 7-10 минут.
13. Разнообразие методов преподавания на уроке – не менее трех: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.
14. На здоровьесберегающем уроке должны иметь место активные методы обучения, такие, как ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, проект, ученик как исследователь, заполнение ассоциограмм, сравнительных таблиц по грамматике, круглый стол, мозговой штурм, создание кластеров, буклетов и т.д.
15. Поза учащихся, чередование позы. Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке, ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом. Непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Также педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
16. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (норма: на 20 и 35 минутах урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого) являются профилактикой утомления, нарушения осанки, зрения, а также способствуют отдыху центральной нервной системы.
17. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни – т.е. валеологический компонент в преподавании предмета. Это важный момент в формировании отношения к человеку и его здоровью как к ценности; формировании потребности в ЗОЖ; выработка индивидуального способа безопасного поведения; сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.
18. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке как стимула для обучения, как средство активизации мыслительной деятельности: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому.
19. Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфортные – напряженные, сотрудничество – авторитарность), между учениками (сотрудничество – соперничество, дружелюбие – враждебность, заинтересованность – безразличие, активность – пассивность).
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса. Наличие эмоциональных разрядок: поговорка, известное высказывание, небольшое стихотворение, музыкальная минутка, удачная шутка и т.п. способствуют снятию умственного напряжения и утомления.
20. Темп окончания урока.
Быстрый темп, «скомканность», не оставляет времени на вопросы учащихся, быстрое, без комментариев записывание домашнего задания влечет за собой его неправильность или невыполнение;
При спокойном завершении урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются. Нельзя задерживать учащихся в классе после звонка на перемене.
21.Тщательная диагностика, прогнозирование,
проектирование и контроль
Для того, чтобы объективно оценить деятельность учителя существуют критерии оценки здоровьесберегающих результатов урока:
Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное можно с уверенностью сделать вывод, что потребность применения здоровьесберегающих технологий в последние годы резко возросла. Об этом говорит как статистика, так и ученые и педагоги. Как показывает практика, причиной ухудшения физического и психического здоровья школьников является традиционная система обучения, школьные факторы риска, а также оценочная система. Для того, чтобы организовать процесс обучения, с применением здоровьесберегающих технологий учитель должен придерживаться методологических и специфических принципов здоровьесбережения, а также требований к уроку. Поэтому, вместо требований к ученикам «усвоить, запомнить, выполнить…», лучше так организовать работу на уроке, чтобы ученики сами захотели сделать то, что было намечено учителем. Для такой работы учителю на уроке нужен и разнообразный материал, и многообразные формы коллективной работы, и критерии, способы контроля за ходом работы, за психофизиологическим состоянием школьников, которыми могли бы пользоваться и они сами. С каждого урока ученики должны уходить с обоснованным ощущением, что они научились чему-то для них новому. Мастерство учителя заключается в том, чтобы суметь вызвать у учеников при изучении нового или повторении старого материала положительные эмоции от занятий, когда то, что было недоступным или трудным, становится легким и получается.
Глава 2. Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития [Селевко,1998 ]. В концепции школьного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения и профессиональной компетенции педагогов.
Главным критерием
результативности
Ученые выделяют следующие типы здоровьесберегающих технологий:
Необходимо классифицировать здоровьесберегающие технологии. По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
1. Технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические). К ним относятся такие методы, как:
2. Педагогические технологии, содействующие здоровью. К ним можно отнести активные методы обучения, такие, как:
- Ученики в роли учителя – это метод, когда на уроке ученик выполняет функцию учителя, координирует, направляет и оценивает работу своих одноклассников.
- Обучение действием – это метод, где основой является группа учащихся, каждый из которых решает поставленную перед ним задачу. В данном подходе применяется сочетание регулярного анализа ситуации и постановка целей, продумывание шагов по их достижению с периодами реальных действий, осуществления запланированных шагов. Учащиеся работают над реальными задачами, а не над упражнениями или искусственными ситуациями.
- Работа в группах - это форма организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля.
- Ролевая игра - это игра высокого уровня, имитация какой-либо деятельности или поведения, по степени сложности моделируемого мира сопоставимая с театральным спектаклем, но отличаются от него отсутствием заранее заданного сценария. Ролевая игра требует не только знаний и умений из разных предметных пространств, но и умения осуществлять выбор, принимать решения, планировать свои действия, соотноситься с мотивами и потребностями других людей.