Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 22:38, дипломная работа
Цель исследования – определить роль проектной деятельности учащихся в сохранении и поддержании здоровья учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Цель и предмет определили задачи исследования:
1) изучить современное состояние ЗСТ в современном образовании и систематизировать полученные данные;
2) выделить принципы здоровьесберегаюшей педагогики;
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни учащихся……………………………………………………………………….…9
1.1 Актуальность применения здоровьесберегающих образовательных технологий в современном образовательном процессе…………………….…9
1.2. Принципы здоровьесберегаюшей педагогики……………………………12
1.3. Современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………....19
Выводы по главе 1…………………………………………..…………………..24
Глава 2 Использование здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности школьников………………………………………………………25
2.1. Типология здоровьесберегающих технологий……………………………25
2.2. Проектная деятельность как одна из здоровьесберегающих технологий……………………………………………………………………….30
2.3. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в проектной деятельности в 9 классе…………………………………………………………41
Выводы по главе 2…………………………………….……………………… 70
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы…………………………………………………………….. 75
Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе ИЯ это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой и т. п. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести.
Межпредметные. Как правило, выполняются во внеурочное время, это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два- три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, « Единое речевое пространство», « Культура общения»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные и пр.).
Со скрытой координацией (главным образом, телекоммуникационные проекты). В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).
4. По характеру контактов
Внутренними, или региональными ( в пределах одной страны), называются такие проекты, которые организуются либо внутри одной школы — междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны (это относится также к телекоммуникационным проектам).
Международными проектами называются такие проекты, участниками которых являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства и формационных технологий.
5. По количеству участников
Личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
Парные (между парами участников);
Групповые (между группами).
Краткосрочными (мини- проекты) Данные проекты предназначены для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы. Краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.
Средней продолжительности (Один-два месяца) ;
Долгосрочными (до года). Проекты средней продолжительности и долгосрочные являются обычными или телекоммуникационными, внутренними или международными, междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов, решающих одну значимую проблему). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.
Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
Для использования метода проекта обучения уместно, прежде всего, определиться с основными принципами работы, так как они являются основополагающими при реализации проектов. Т. В. Душеина выделяет следующие принципы проектной работы[Душеина, 2003]:
1. Вариативность. Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текстов, то это могут быть диалоги, письма, таблицы, описания, диаграммы, карты, комиксы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
2. Решение проблем. Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблемы заставляют детей думать, а думая, они учатся.
3. Когнитивный подход к грамматике. Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Учитель помогает учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача -научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.
4. Учение с увлечением. Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
5. Личностный фактор. Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах, увлечениях и т.д.
6. Адаптация заданий. Нельзя предлагать ученику задание, которое он не может выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Следует определить этапы разработки структуры проекта и проведения его. Выделяют три этапа выполнения проекта[Корнева, 2006]:
•Подготовительный этап: на данном этапе учитель определяет темы проектов, а также формулирует проблемы. Учитель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности. Этот этап призван заинтересовать каждого обучающегося в выполнении проекта. Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены либо в рамках учебника, либо они могут касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания обучающихся. Тема может быть предложена и самими обучающимися.
•Основной этап (этап выполнения проекта): на этом этапе происходит согласование общей линии разработки проекта, ознакомление учащихся с методикой работы над проектом, знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой, ознакомление с аутентичным материалом, выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах, составление подробного плана работы над проектом, формирование групп и распределение заданий по проектной работе: самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль, контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений. Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между обучающимися и учителем и хорошие отношения между самими обучающимися в паре или группе. Работа над проектом должна стимулировать обучающихся практически использовать иностранный язык.
• Завершающий этап (этап защиты проекта): на последнем этапе осуществляется оформление работы над проектом, презентация проекта, обсуждение презентации и полученных результатов, подведение итогов работы.
Презентация является, конечно, самым главным и интересным этапом. Презентация важна для самосознания каждого участника. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение.
На всех этих этапах решаются определенные задачи, и выявляется деятельность и активность учащихся.
Заключительный этап предполагает оценку результата, так как учитель принимает участие в подведении итогов над проектами. Оценка проектной работы - нелегкое дело. Способы оценки, предлагаемые Т.В. Душеиной, вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. С ее точки зрения, есть два принципа оценки проектной работы[Душеина,2003]:
1. Очевидно, что язык - это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
2. Следует не исправлять ошибки в конечном варианте проекта (или, по крайней мере, не делать этого ручкой). Не стоит делать исправления красным цветом. Следует посоветовать ученикам делать черновой вариант проектной работы. Проверить его. В итоге в конечном варианте ошибок не будет. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, исправить их карандашом или записывать замечания на отдельном листе бумаги.
Таким образом, оценивать проектную работу следует, придерживаясь принципов Т.В. Душеиной, или придерживаясь принципов, которые каждый преподаватель может разработать сам.
При использовании метода проектов на уроках английского языка учитель должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Для того чтобы облегчить работу учителя существуют критерии оценивания проектных работ, которые позволяют объективно оценить работу учащихся (см. приложение № 1).
Таким образом, метод проектов – это комплексный обучающий метод, который реализует различные методологические и специфические принципы здоровьесберегающих технологий. Метод проектов позволяет выбрать различные средства и организационные формы обучения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся. Данный метод индивидуализирует учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности и предоставляет свободу творчества. Метод проектов получил широкое распространение в начале XX века, благодаря американскому ученому Дж. Дьюи. При использовании этого метода выделяются особые требования: наличие проблемы; практическая и теоретическая значимость; структурирование содержательной части проекта; использование исследовательских методов, реализация которых ведет к появлению новых знаний и умений у учащихся. Метод проектов имеет свою отличительную классификацию, различающуюся по: методу, доминирующему в проекте; по характеру координирования; по характеру контактов; по количеству участников, а также по продолжительности проведения. Работа над проектом может осуществляться в 3 этапа: подготовительный, основной, завершающий. При этом методисты выделяют основные принципы оценки работы над проектом, проблемы и способы их решения.
Результатом исследования проблемы использования методов проекта, автором данной выпускной работы был разработан проект по теме: “Bad habits” по разделу: “Healthy Living Guide” (Unit 4). Данный проект был проведен на базе МОУ Бабкинской СОШ в обучении английскому языку учеников 9 класса в 3 четверти.
Каждое занятие (Activity) составлено следующим образом:
Введение (Introduction);
Основные задачи занятия (Objectives);
Пошаговое описание действий (Procedures);
Контингент: учащиеся 9 класса (14-15 лет)
Количество учеников: 14 человек
Время проведения: 3 четверть
Место проведения: МОУ Бабкинская СОШ
Реализация проекта по разделу 4 “Healthy Living Guide”.
До выполнения проектов “Bad habits” учащимся была предложена рефлексия для выявления уровня коммуникативной компетенции по теме “Healthy Living Guide”. Для этого ученикам 9 класса до начала изучения раздела была предложена анкета (см. приложение № 2). Отвечая на вопросы, учащиеся отмечали, в какой степени они владеют лексикой и грамматикой, умениями читать, слушать, говорить и писать. После обработки анкет были получены следующие результаты:
Таблица самооценки учащихся по теме “Healthy Living Guide”.
Критерии |
Количество учащихся, оценивших себя по 5-ти балльной системе |
Средняя оценка | |||
Неудовлетво- рительно |
Удовлетво- рительно |
Хорошо |
Отлично | ||
1)Я могу читать и понимать
информацию о вредных и |
6 |
7 |
1 |
- |
2,65 |
2) Я могу понимать, что говорят носители английского языка о вредных и полезных привычках. |
11 |
3 |
4 |
- |
2,21 |
3) Я могу понимать людей, которые
обсуждают проблемы, связанные с
вредными и полезными |
11 |
2 |
1 |
- |
2,28 |
4) Я могу рассказать о вредных и полезных привычках.(курение, употребление наркотиков и алкоголя). |
10 |
3 |
1 |
- |
2,36 |
5) Я могу выразить свое мнение по поводу вредных и полезных привычек. |
9 |
2 |
3 |
- |
2,57 |
6) Я знаю, что сказать, когда смотрю
программы о вредных и |
5 |
5 |
4 |
- |
3,00 |
7) Я могу объяснить почему люди
имеют полезные и вредные |
7 |
4 |
3 |
- |
2,71 |
8) Я могу написать о вредных и полезных привычках. |
7 |
3 |
4 |
- |
2,78 |