Информационное управление в социальных системах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:27, реферат

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть механизмы социального управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию.

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3
1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3
1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5
Введение…………………………………………………………………………………………..5
2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7
2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7
2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7
2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8
2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10
2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10
2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)
управления……………………………………………………………………………..………11
2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13
2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14
2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16
2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16
2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17
2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20
2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20
2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20
2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21
2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22
2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22
2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24
2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28
2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28
2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28
2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31
2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31
2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34
2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34
2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35
2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38
2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40
2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40
2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40
2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Информационное управление в социальных системах.DOC

— 406.50 Кб (Скачать файл)

 



министерство образования

 

российской  федерации

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Кафедра систем информационной безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  РАбота

 

по дисциплине: «Ознакомительная практика»

 

на тему: «Информационное управление в социальных системах»

 

 

Выполнил: студент группы ИБ-021

Ларин Александр Владимирович

 

Принял: доктор техн. наук, профессор

Остапенко Александр Григорьевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2004

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ....................................................................................3

1. 1. Цель работы………………………………………………………………………………….3

1. 2. Задачи работы………………………………………………………………………………..4

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………...5

Введение…………………………………………………………………………………………..5

2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ................................................................................................................................7

2. 1. 1. Социум и основы социального управления......................................................................7

2. 1. 1. 1. Специфика социальной организации.........................................................................7

2. 1. 1. 2. Классы, виды и формы управления социумом.........................................................8

2. 1. 1. 3. Процесс социального управления.............................................................................10

2. 1. 1. 4. Компоненты системы социального управления......................................................10

2. 1. 1. 5. Механизмы социального (государственного и муниципального)

управления……………………………………………………………………………..………11

2. 1. 1. 6. Принципы социального управления.........................................................................13

2. 1. 2. Государственное и муниципальное управление............................................................14

2. 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В СОЦИУМЕ.....................................................................................................................................16

2. 2. 1. Психологические особенности восприятия человеком информации...........................16

2. 2. 2. Сущность внушающего воздействия на человека..........................................................17

2. 2. 3. Средства информационного воздействия на психику человека...................................20

2. 2. 3. 1. Сущность информационно–психологических средств воздействия.....................20

2. 2. 3. 2. Объекты информационно–психологического воздействия...................................20

2. 2. 3. 3. Классификация средств информационно–психологического воздействия..........21

2. 2. 4. Применение средств информационного воздействия на психику человека………...22

2. 2. 4. 1. Способы информационно–психологического воздействия...................................22

2. 2. 4. 2. Способы и приемы информационно–управляющего воздействия........................24

2. 3. ИНФОРМАЦИОННО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ……………………………………………………………………………………28

2. 3. 1. Массовое информационно–психологическое воздействие..........................................28

2. 3. 1. 1. Роль массового сознания в социальном управлении..............................................28

2. 3. 1. 2. Сущность информационного управления в социуме..............................................31

2. 3. 1. 3.Основы психологии массовой коммуникации.........................................................31

2. 3. 2. Способы и механизмы информационно–психологического управления социумом..34

2. 3. 2. 1. Манипулятивные технологии массового влияния..................................................34

2. 3. 2. 2. Пропаганда и массовое сознание..............................................................................35

2. 3. 2. 3. Информационно–психологические технологии, используемые при выборах в органы государственного и муниципального управления..................................................38

2. 3. 3. Противодействие информационно–психологическому воздействию..........................40

2. 3. 3. 1. Цели и задачи противодействия информационно–психологическому воздействию………...……………………………………………………………………......40

2. 3. 3. 2. Нейтрализация информационно–психологического воздействия.........................40

2. 3. 3. 3. Средства и система информационно–психологического противодействия ........41

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....43

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

1. 1. Цель работы

 

Рассмотреть механизмы социального  управления и основные принципы по которым оно выполняется. Также учесть тему противодействия информационно-психологическому воздействию. 
1. 2. Задачи работы

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть специфики социальных организаций и основные принципы социального управления.
  2. Рассмотреть психологические особенности социального управления и просмотреть средства информационно-психологического воздействия.
  3. Выявить роль массового сознания в информационном управлении социумом и рассмотреть методы информационно-психологическому воздействию.

 

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

Для социальной эволюции характерны по крайней мере две тенденции: интеграционная и дифференцирующая. Интеграционная тенденция состоит в последовательном переходе от первичных общественных образований к более масштабным и совершенным социальным системам, а также в развитии сознания самого человека (его представление о свободе и независимости сочетается с интересами коллектива, государства и общества, он включается в сложную систему социальных отношений).

Интеграционной тенденции противостоит тенденция дифференцирующая (обособления), которая отражает стремление людей  в составе социальных систем (государственных  и муниципальных образований) сохранить "свое лицо" и самостоятельность.

Данные тенденции развития человечества (отражающие, с одной стороны, стремление людей к объединению, с другой – к их обособлению) имеют противоположную направленность и порождают противоречия между интересами личности и социума (социальной системы).

Под социальной системой обычно подразумевается любое более или менее устойчивое сообщество людей (находящихся в определенных взаимоотношениях, например, взаимозависимости), противопоставляющее себя другим аналогичным сообществам (определяется ощущением комплиментарности («свой – чужой») и отличающееся своеобразным стереотипом поведения. Социальную систему можно определить через совокупность определенных признаков. Ее первым признаком является единство, так называемое "Мы–чувство" (общность людей, входящих в систему, основанием для возникновения которой становится наличие общих для всех членов системы признаков: равного возраста, социального положения, национальной или культурной принадлежности). Сходство "своих" подчеркивается и развивается через противопоставление "чужим", не обладающим этим признаком.

Управление системой через единство и противопоставление заключается в образовании и  расформировании групп. Это бывает необходимо, когда высокая сплоченность сотрудников становится препятствием на пути к решению производственных или управленческих задач. Снизить сплоченность сотрудников можно, разделив их на несколько групп и обеспечив ситуацию их соперничества. Повысить сплоченность группы можно, объединив людей в систему взаимозависимости, одновременно противопоставляя их какой–то внешней системе и всячески подчеркивая их сходство и единство.

Чувство своей адекватности в личном и общественном представлении является важнейшим признаком социальной системы. Неуверенность в своей адекватности лишает систему права на какую бы то ни было социальную активность.

Разрушают адекватность приемы усиления личной ответственности, принуждения к составлению многочисленных справок, отчетов и т.п.. (Функционирование системы характеризуется избытком бумаг и согласований и становится абсурдным).

Системе и ее элементам важно  сознавать наличие ресурсов. Создание ситуации (или иллюзии) дефицита ресурсов побуждает систему к лихорадочному их поиску или к режиму жесткой экономии (обрекает на пассивность). С другой стороны создание ситуации избыточности ресурсов (иллюзии полной безопасности), заставляющей систему

так же быть пассивной, побуждает ее активно расходовать ресурсы, неумолимо приближаясь к их дефициту.

Наряду с адекватностью, моральность один из признаков системы. Набор норм отличает систему и ее членов от других систем, а также – служит для определения общих шаблонов поведения. Переоценка моральных ценностей, их размывание приводит к тому, что система теряет способность к согласованным действиям, теряет свою целостность Моральность, не являясь по сути никакой материальной силой, может быть мощным фактором, сплачивающим социум и повышающим устойчивость системы к внешним воздействиям.

Разрушение моральности  может производиться через одобрение  сомнительных поступков, их провоцирование, высмеивание излишне моральных членов системы, или, наоборот, через ужесточение требований морали до такой степени, что они становятся заведомо невыполнимыми.

В социуме место каждого его  индивида определяется через понятия:

– позиция (служебное положение человека в определенной подсистем? административных отношений);

– статус (реальная характеристика положения человека, определяющая меру его авторитета);

– социальная роль (общественно одобряемый стереотип поведения).

 

2. 1. СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

2. 1. 1. Социум и основы социального управления.

2. 1. 1 .1. Специфика социальной организации.

 

Особенность социальной эволюции связанна с увеличением масштабов социальных организаций. Это объясняется усложнением их механизмов управления, ответственных зз эффективность и устойчивость этих организаций. Отсюда прежде, чем рассматривать вопросы управления, необходимо сначала остановиться на особенностях социальных организаций, определяющих специфику управления.

Существуют некоторые общие  особенности социальных организаций, к которым относятся:

Целостность и устойчивость определяются в качестве одной из основных характеристик социума.

Организационная культура – интегрированный набор базовых представлении, охватывающий как материальную, так и нематериальную сферу. Материальная культура – это предметы и орудия труда, здания, сооружения, деловые организации, оборудование, книги, произведения искусства. Нематериальная культура – это знания, идеи, новации, технология, законы, нормы, правила поведения, обычаи, язык и др.

Регламентированность  деятельности членов организации, ориентированная на то, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или ее подсистема подчиняются определенным правилам, являющимся элементами культуры организации.

Способность выявлять и удовлетворять свои потребности – базисные потребности и нужды, удовлетворение которых необходимо для его выживания и устойчивого развития.

Способность к саморазвитию и самообучению, созвучная вышеизложенному в плане накопления и критичной оценки опыта функционирования организации.

Наличие определенной географической общности, откуда может вытекать общность происхождения, общность языка и др.

Основными управленческими средствами, с помощью которых социальные организации решают свои проблемы являются:

Классическое  управление, использующее функции классического менеджмента (планирование, организовывание, руководство, координация, контроль), а также функция целеполагания (проблема фиксируется, если обнаруживается отклонение от целиорганизации, и составляется план работ, выполнение которых позволяет решить проблему, то есть ликвидировать отклонение от цели).

Социальные  институты, включающие два вида – регламентные (нормативно–правовые) и организационные (структурные), где первые упорядочивают взаимоотношения членов общества или организации (обычаи, традиции, нормы права, нравственные нормы), а вторые – это организационные структуры, закрепляющие отношения между членами общества (например, государство, правительство, дума).

Инновации, представляющие собой декларированные идеи о том, как должно быть изменено поведение индивидов с тем, чтобы решить существующие в организации проблемы или улучшить качество ее функционирования (управляемый процесс внедрения в организацию качественных позитивных изменений – новшеств, где каждое изменение ориентированно на решение определенной проблемы).

Социальные  ценности и нормы, как средство решения социальных проблем путем целенаправленного изменения социальных норм (некоторые проблемы практически невозможно решить без формирования новых социальных норм или ценностей). Система ценностей является главным стабилизирующим фактором любого общества, который обеспечивается системой воспитания и образования

Информация о работе Информационное управление в социальных системах