Информационные технологии в организации деятельности налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является совершенствование организации деятельности налоговых органов с использованием информационных технологий.
На примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Рязанской области рассмотрим, насколько выгодно использование информационных технологий, как уже существующих, так и тех, которые только будут вводиться в эксплуатацию.

Содержание

Введение 6
1 Информационные технологии в организации деятельности налоговых органов 8
1. 1. Автоматизация отчетности налогоплательщиков.
1.2 Автоматизация регистрации входящей и исходящей документации 20
1.3 Организация доступа к федеральной информационной базе. 27
1.4 Автоматизация справочной информации 29
2 Анализ организации деятельности МРИ ФНС России №10 по Рязанской области 32
2.1 Анализ численности и заработной платы МРИ ФНС России № 10.32
2.2 Результаты деятельности МРИ ФНС России №10 по Рязанской области 45
2.3 Анализ деятельности отдела ввода и обработки данных 63
3 Совершенствование организации деятельности налоговых органов с помощью программного комплекса «Спринтер» 64
3.1 Организация приема и сдачи отчетности через телекоммуционные каналы связи. 64
3.2 Порядок регистрации системы «Такском-Спринтер» 72
3.3.1 Оптимизация численности территориальных налоговых органов 77
3.3.2 Расчет экономии от использования программного комплекса «Такском-Спринтер» 96
Заключение 107
Библиографический список 108

Вложенные файлы: 1 файл

мой диплом.doc

— 3.56 Мб (Скачать файл)

 


 


Аннотация

В данном дипломном проекте рассмотрены вопросы организации деятельности налоговых органов с помощью информационных технологий. Проанализированы применяемые в налоговых органах информационные технологии, выявлены их достоинства и недостатки. Для совершенствования организации деятельности МРИ ФНС Росси №10 по Рязанской области были предложены мероприятия по внедрению программного комплекса «Такском-Спринтер». Также произведен расчет экономического эффекта от использования системы.

 

 

 

The summary

 

In the given degree project the problems of organization of activity of taxing authority with the help of information technologies are reviewed. The information technologies, used in taxing authority are parsed, their advantages and lacks are detected. For an improvement of the organization of activity МРИ ФНС Russia №10 on the Ryazan area the measures on an intrusion of a programmatic complex "Taxcom-Sprinter" were offered. Calculation of economic benefit from usage of a system also is made.

 

Содержание

Введение

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.

Принципиальным в налоговой системе является её логичность, отлаженность, эффективность и эластичность, т. е. приспособляемость к изменяющимся условиям. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, но и её реальная действительность, включая отклонения от декларированных принципов и правил, бюрократизм, необязательность выполнения налоговых предписаний. Налогоплательщики - это хозяйственные субъекты и избиратели; они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов.

Важнейшую роль в деятельности налоговых органов играют информационные технологии, позволяющие налогоплательщикам предоставлять необходимые данные быстро и просто с минимальными временными и материальными затратами. В первую очередь это полезно для юридических лиц, так как для подачи сведений в налоговые органы необходимо  нанимать на работу дополнительного бухгалтера. Не менее важны информационные технологии для работников налоговых органов, которым до недавнего времени практически вручную приходилось обрабатывать каждую налоговую декларацию.

В настоящее время появилось множество программных комплексов, позволяющих упростить работу налоговых инспекторов, и, соответственно, сэкономить достаточно большие средства в государственный бюджет.

Целью данного дипломного проекта является совершенствование организации деятельности налоговых органов с использованием информационных технологий.

 На примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Рязанской области рассмотрим, насколько выгодно использование информационных технологий, как уже существующих, так и тех, которые только будут вводиться в эксплуатацию.

 

1 Информационные технологии в организации деятельности налоговых органов

1.1 Автоматизированная система электронной  обработки данных «АИС-НАЛОГ»

 

Работа налоговых инспекторов связана с обработкой огромного количества различных документов, проведением всевозможных расчетов, получением разнообразных справок, отчетов, оформлением и заполнением протоколов, постановлений и других документов. В этой работе можно "утонуть", постоянно что-то не успевая сделать, откладывать что-то "на завтра" и т.д. и т.п. Единственный выход – программная оболочка, которая помогала бы выполнять многие работы по учету налогоплательщиков и налогов, была бы проста и удобна в работе и не требовала бы специальных знаний о том, как она работает, где и в каком виде хранит необходимую в работе информацию. Конечно, такую систему трудно сделать даже специалистам по созданию компьютерных систем обработки данных, так как налоговая система "живет", развивается, видоизменяется; в каждой налоговой инспекции могут быть свои методы работы, приемы, свои "традиции" и свое представление о том, что должна делать программа и как она должна работать, в каком виде должна вводиться информация в компьютер и в какой форме выдавать необходимые результаты. Специалисты Филиала ФГУП ГНИВЦ Федеральной налоговой службы России в ПФО делают попытки создать единый программный комплекс, который бы позволял работникам налоговой инспекции районного уровня выполнять на компьютере все работы по обработке поступающей информации и получению необходимых для работы данных и отчетов.

Общее описание Системы ЭОД

Система электронной обработки данных (Система ЭОД) представляет собой программный комплекс, предназначенный для автоматизации процессов налогового администрирования юридических и физических лиц в инспекциях Федеральной налоговой службы (ИФНС). Обработка информации в Системе ЭОД по юридическим и физическим лицам ничем не отличается, что полностью соответствует организации деятельности инспекции по функциональному принципу. База данных Системы ЭОД и основные программы обработки располагаются на сервере инспекции. Персональные компьютеры пользователей подключаются к серверу по локальной вычислительной сети (ЛВС). Скорость обработки данных при работе в Системе ЭОД в основном определяется мощностью сервера и параметрами ЛВС.

На пользовательские компьютеры устанавливается специальная программа, обеспечивающая доступ и работу с базой данных Системы ЭОД. Данная программа называется "Универсальное рабочее место" (далее УРМ) (рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Заставка

Установку и сопровождение Системы ЭОД на сервере и пользовательских компьютерах осуществляет системный администратор инспекции. На первом этапе внедрения производится весьма трудоемкая и ответственная работа по переносу данных (конвертация) из ранее используемых в ИФНС компьютерных программ в Систему ЭОД.

В системе используется более 700 таблиц нормативно справочной информации (НСИ), ряд из которых (региональные и местные) должны быть настроены непосредственно в инспекции до начала работы и поддерживаться в актуальном состоянии в процессе эксплуатации Системы ЭОД (рисунок 2.2). Проведение этих работ обеспечивают технологи отделов.

Рисунок 1.2 – Окно «Документы»

  В настоящее время есть возможность  организовать на уровне управления ФНС централизованное ведение в Системе ЭОД единой НСИ на региональном уровне с передачей ее для использования в Систему ЭОД инспекций. В этом случае внесение изменений в нормативно-справочную информацию в инспекциях программно запрещено. Для разграничения прав доступа и организации типовых рабочих мест инспекторов в Системе ЭОД введено понятие функциональной роли. Например, для отдела регистрации и учета налогоплательщиков, согласно инструкциям на типовые рабочие места, могут быть определены следующие функциональные роли:

- учет налогоплательщиков - юридических  лиц;

- учет налогоплательщиков - физических лиц;

- учет информации об открытии/закрытии  банковских счетов налогоплательщиков  и т.д.

В каждой функциональной роли в Системе ЭОД определяется перечень документов и режимов с разным уровнем доступа к ним (просмотр, редактирование, удаление). В настоящее время в Системе ЭОД есть возможность:

- подключить одного или несколько  инспекторов к одной и той  же функциональной роли;

- включить одного и того же  инспектора в несколько функциональных  ролей, при этом доступ этого  пользователя будет определяться, как сумма доступов этих функциональных ролей.

Перечень функциональных ролей, используемых в инспекции, и их содержание составляется технологом каждого отдела под руководством ответственного технолога ИФНС.

При работе с функциональными ролями есть возможность сохранять в файл с расширением "rol" одну или несколько созданных в Системе ЭОД ролей. При этом, в файле будут сохранены:

- текущая версия Системы ЭОД;

- параметры функциональной роли (включая  параметры Навигатора);

- права на дерево "Документов и режимов".

Сохраненные в файл функциональные роли можно восстановить из него и использовать в другой базе данных.

Ввод и корректировка всей информации в Системе ЭОД осуществляется на основании первичных документов. Входящие и исходящие документы проходят регистрацию (фиксируется системный номер, дата ввода/создания и ФИО инспектора, осуществившего регистрацию).

При работе в Системе ЭОД фамилия пользователя определяется на основании имени и пароля, с которым инспектор вошел в ЛВС инспекции. Важно помнить, что в Системе ЭОД фиксируется, кто и когда внес те или иные изменения. Это позволяет не только контролировать добавленные или измененные данные, но и проводить анализ введенных и обработанных данных в разрезе инспекторов отдела и инспекции в целом.

В Системе ЭОД реализовано рабочее место по обслуживанию очереди исходящих документов, отправленных на отложенную печать из других приложений программного комплекса. В основном, это документы по управленческим решениям.

Данный режим предназначен для печати исходящих документов, посланных на печать различными пользователями в разное время.

Обычно исходящий документ проходит несколько стадий обработки: регистрация, печать, отправка адресату. Только после определения последнего состояния документ вступает в силу.

Документы, которые необходимо распечатать в присутствии плательщика, например, выходные формы по лицевым счетам, выводятся на принтер по месту формирования.

Для актуализации базы данных (например, расчет пени, фиксированного сальдо), ее корректировки и формирования документов, предназначенных для печати и последующей рассылки плательщикам, в Системе ЭОД используются специальные программы - Технологические процессы (ТП). ТП характеризуются обязательностью и периодичностью их выполнения. ТП выполняют пакетную обработку данных и не требуют присутствия пользователя на момент их запуска и работы.

Создание, составление расписания запуска и обработка результатов прохождения технологических процессов в инспекции осуществляется технологами отделов под руководством ответственного технолога ИФНС. В качестве платформы Система ЭОД использует системное программное обеспечение корпорации Microsoft. На сервере используется русская версия Windows 2000 Server или Windows Server 2003. На пользовательских компьютерах - Windows 95, Windows 98, Windows NT 4.0 Workstation, Windows 2000 (XP) Professional. В качестве системы хранения данных используется реляционная СУБД Microsoft SQL Server 2000. Основной сетевой протокол, применяемый в программном комплексе - TCP/IP.

Главным принципом работы с данными, поступающими в Систему ЭОД и исходящими из нее, является представление данных в виде документа (рисунок 1.3). Например, при учете сведений о дебиторах плательщиков не осуществляется самостоятельный учет заявлений, актов и справок, подтверждающих дебиторскую задолженность. Сведения об этих документах учитываются непосредственно в карте учета дебиторов. Однако налоговые расчеты, платежные документы, акты проверок, карты учета плательщиков и их заявления окажут влияние не только на учетную базу данных, но и сами будут учтены в системе как документы плательщиков.

Рисунок 1.3 - Окно регистрации документов

Аналитическая база данных по учету налогоплательщиков хранится в разрезе документов. Пользователь имеет возможность в любой момент времени просмотреть документ. Доступ к просмотру/редактированию документов ограничивается общими правилами.

Каждый документ в системе проходит этап регистрации, при этом в обязательном порядке фиксируются:

- регистрационный (системный) номер, который является уникальным;

- дата регистрации/редактирования  документа;

- ФИО инспектора (под чьим системным  именем запущена программа), осуществившего  регистрацию, ввод, корректировку.

Регистрационный (системный) номер формируется программно и не подлежит корректировке. Все документы в Системе ЭОД имеют сплошную нумерацию регистрационных номеров. В системе не может быть двух разных документов с одним и тем же системным номером, даже если это документы разного вида (платежный документ, налоговый расчет, заявление налогоплательщика)

Все исходящие документы регистрируются автоматически в процессе создания. Входящие документы (в том числе и оборотные) регистрируются либо целенаправленно в самостоятельном режиме, либо при осуществлении ввода документа, либо при корректировке учетных данных, для которой необходимо указать источник информации.

Для правильной организации работ с документами в системе необходимо руководствоваться следующими положениями:

- в бланк оборотного документа, полученного средствами Системы ЭОД, автоматически печатается уникальный системный номер документа;

- при вводе вернувшегося в ИФНС  оборотного документа его идентификация осуществляется по системному номеру;

- при регистрации входящих документов, ввод которых будет отложен  на некоторое время (например, налоговые расчеты), необходимо вписать регистрационный номер документа, полученный в системе, в бланк документа.

 

Ведение нормативно-справочной информации

В системе используется более 700 таблиц нормативно справочной информации (НСИ). Для их ведения предназначена папка Обслуживание НСИ в дереве документов и режимов.

Первоначальные настройки и необходимые обновления таблиц НСИ осуществляются под руководством ответственного технолога. Различаются следующие справочники и классификаторы:

- общероссийские;

- ведомственные,

заполнение этих таблиц возможно двумя способами: ввод данных пользователем с клавиатуры либо прием справочника с магнитного носителя;

- системные справочники,

входят в состав комплектной поставки Системы ЭОД. Они поддерживаются разработчиком, не подлежат редактированию и доступны только для просмотра;

Информация о работе Информационные технологии в организации деятельности налоговых органов