Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение её источников, поскольку эти  обе задачи вбирают в себя почти все остальные. Библиотекаря же всё чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, удваивающейся количественно каждые восемь лет.

Вошедшая в третье тысячелетие современная библиотека - это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Библиотеки все больше и больше насыщаются техникой. В России совершается переход от стадии, когда многие библиотеки, особенно сельские, не имеют даже телефона, не говоря уже о компьютерной технике, к стадии включения этих учреждений в информационные системы, в том числе – глобальные. Постепенно происходит полная компьютеризация библиотек и в сложившихся условиях работа библиотекарей также должная компьютеризироваться. Теперь не имеет смысла вести большие журналы учета библиотечного фонда, когда есть возможность автоматизировать этот процесс и хранить информацию в базе данных на компьютере и в любой момент времени быстро найти интересующую информацию. При составлении отчетов или поиска данных о том кто именно из читателей не возвратил во время книгу незаменимы возможности, которые может предоставить автоматизация библиотеки.  Внедрение подобных систем на практике может значительно повысить эффективность работы библиотекарей и улучшить качество обслуживания читателей.

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.

В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.

Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе,  описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.

В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

 

 

 

1 Теоретическая часть

1.1 История библиотеки

 

После установления советской власти в системе библиотечного обслуживания населения России произошли существенные изменения. Десятки тысяч публичных, церковных, сословных библиотек были запрещены и национализированы. В  годы гражданской войны Советы, возглавляемые коммунистами, развернули кипучую работу по ликвидации неграмотности. В самых глубоких деревнях по вечерам собирались кружки ликбеза. За букварь садились и дети, и старики. При свете лучины, на старой оберточной бумаге или на бересте углем выводили первые корявые буквы и слова: «Мы не рабы, рабы не мы». Жадно читали газеты и политические брошюры, стремясь понять грандиозные перемены, происходящие в стране и в их собственной жизни. 1920 году в ноябре месяце открылась Змеиногорская публичная библиотека.

Размещалась библиотека  в маленькой комнате, в здании бывших школьных мастерских. При вручении комсомольских билетов, каждому комсомольцу было дано поручение: собрать по десять книжек для библиотеки.

Постепенно на полках библиотеки появились сотни новых книг. Местная интеллигенция передала в библиотеку собрания сочинений Л. Н. Толстого,  Л. Андреева, Д. Лондона, И. Бунина, изданные как приложения к журналу «Нива».

Комсомольцы были активными помощниками коммунистов во всех делах. По вечерам комсомольцы вели обучение неграмотных в кружках ликбеза. Каждую субботу комсомольцы занимались в кружке политграмоты. Изучали книги Маркса и Ленина, материалы партийных съездов, учились конспектировать и выступать с докладами. По воскресеньям драмкружок ставил спектакли и концерты для населения. Драмкружок ставил и серьезные вещи: пьесы Гоголя, Островского, Чехова. В их подготовке участвовала и публичная библиотека. Молодежь района  проводили по деревням громкие читки газет, распространяли книжки и листовки, писали лозунги, обучали неграмотных.

        В 1930 году по  призыву XVI съезда ВКП (б) начался  культпоход в деревню. В нем  участвовали все культурные силы  села – учителя и медицинские  работники, работники библиотеки  и клуба, коммунисты и комсомольцы. Чтобы собрать средства для проведения культпоходов, организовали беспроигрышную лотерею. Были созданы культотряды и агитколлективы. Осенью 1930 года культарийцы двинулись в деревню. Участники похода ходили по домам, проводились беседы о санитарии и заразных болезнях. Культбригады ставили в деревнях концерты и спектакли, вели антирелигиозную пропаганду, распространяли книги, газеты, журналы. Во время культпохода было открыто несколько новых школ, медпунктов и изб – читален.

В работе Змеиногорской районной библиотеки нашли глубокое отражение такие события как XVI съезд ВКП (б), начало стахановского движения, принятие новой Конституции СССР 1936 года, челюскинская эпопея, высадка папанинцев на Северном полюсе, замечательные перелеты советских летчиков через Северный полюс в Америку, Пушкинский юбилей и празднование 20-летия Великого Октября.

Читатели библиотеки пристально следили за событиями в Испании, Германии, Китае. В эти годы для пропаганды произведений печати среди читателей широко использовались самые разнообразные формы и методы: чтения, беседы о прочитанных книгах, читательские конференции, литературно – музыкальные вечера, библиотечные плакаты, книжные выставки. Особое внимание уделялось использованию в работе с читателями рекомендательной библиографии, составлению картотек, библиографических указателей, планов и кругов чтения, программ чтения в помощь читателям.  В годы предвоенных пятилеток были достигнуты решающие успехи в культурной революции. Неузнаваемо изменился культурный облик села. Люди жадно тянулись к книге, к знаниям. В 1937 году в районе было 4 библиотеки, 3 клуба и 14 изб – читален. В 1940 году библиотеки были при всех клубах и избах – читальнях. Увеличивался книжный фонд библиотек, росло число читателей. В районной библиотеке накануне войны было свыше 5000 книг и 1300 читателей. Библиотека располагалась в здании клуба и занимала маленькую комнату. В библиотеке обслуживали взрослых читателей и детей.

 Книжный фонд был небольшой  и комплектовался через посылторг  и местный книжный магазин». Великая  Отечественная война осложнила комплектование фонда. Была резко сокращена издательская деятельность, перестали выходить многие журналы и газеты. Повсеместное распространение получили учебное пособие молодого бойца, листовки, плакаты. Одной из задач библиотеки в годы войны было обеспечение читателей оперативной информацией о военных действиях Красной Армии, об успехах тружеников тыла, особенного из своего района и области, систематически проводились политинформации, сообщались населению сводки Информбюро. Широко использовались наиболее гибкие и массовые формы продвижения литературы – читки, беседы, вечера вопросов и ответов, «Боевые листки», лозунги, плакаты и др. Огромное значение приобрела районная газета «Серп и молот», выходившая все военные годы. У входа в библиотеку был оформлен специальный стенд, где ежедневно вывешивались вырезки из газет с информацией о боевых действиях  на фронте, по актуальным вопросам международной и внутренней жизни. Вывешивались также сводки Совинформбюро.  Кроме того, вырезки из газет использовались для составления библиотечных плакатов, например, таких: «Все ли ты сделал для фронта?», «Все на борьбу с фашизмом». Газетные вырезки собирались в тематические папки, альбомы, пользовавшиеся большим спросом у читателей. Газетный материал стал основным пособием для проведения чтений и бесед с читателями. Распространялись книжки – самоделки из опубликованных в газетах романов, повестей, пьес. В библиотеке в помощь всеобучу был создан военный уголок, в котором были собраны плакаты, наглядные пособия, альбомы, оформлялись книжные выставки, подборки военно-патриотической литературы, рекомендательные списки литературы: «Что читать будущему воину?», «Художественная литература о войне» и др.

Для того чтобы полнее удовлетворять нужды и запросы читателей, библиотекари усилили передвижную работу, книгоношество, организовали пропаганду книги  на фермах, в красных уголках, колхозах, гаражах. Массовая работа с книгой и периодическими изданиями  проводилась на призывных пунктах. Много внимания уделялось пропаганде литературы о героическом прошлом нашей родины, о военных действиях и подвигах на военных фронтах. Очень популярными были читательские конференции, лекции, обзоры и выставки литературы по темам: «Наши великие предки», «Борьба народа с иноземными захватчиками за национальную независимость», «Разгром немецких оккупантов под Москвой», «Победа наших войск под Сталинградом», «Битва на Курской дуге», «Битва за Берлин» и др. Широко популяризировалось среди читателей литература о партизанском движении в тылу врага, о подвигах военной разведки. Большим спросом пользовались статьи о героях Отечественной войны – Г. К. Жукове, И. Ф. Панфилове, Н. Ф. Гастелло, В. В. Талалихине, А. М. Матросове, А. И. Покрышкине, о героях – партизанах З. Космодемьянской, Е. Чайкиной, А. Чекалине, о героях подпольной организации «Молодая гвардия» и др. Широко распространялись среди читателей первые художественные произведения о войне – М. Шолохова, В. Гроссмана, А. Фадеева, А. Толстого, военно-публицистические произведения И. Эренбурга и др.  Литературы не хватало,  и поэтому к книгам относились очень бережно. Любимыми писателями были Л. Толстой,  А. Гайдар, Л. Леонов, Б. Горбатов. Поэты К. Симонов,  А. Сурков,  А. Твардовский и др.

В интересах читателей продлевались часы работы библиотеки. В учреждениях культуры было холодно, в библиотеке чернила замерзали, чтобы разогреть их, ставили на печку – буржуйку, которою топили сами библиотекари.

Великая Отечественная война явилась серьезной проверкой форм и методов библиотечной работы, способности вести ее в новой, труднейшей обстановке. Опыт оборонно-массовой работы в годы войны, умение библиотеки оперативно откликаться на злободневные вопросы современности могут служить и сейчас хорошим примером для библиотекарей в деле военно-патриотического воспитания молодежи.

Годы Великой Отечественной войны для библиотеки были периодом тяжелых испытаний. Читатели уходили  на фронт, другие работали, не покладая рук на полях и фермах, и у всех в душе был один лозунг «все для фронта, все для Победы!», поэтому на чтение не хватало времени. Но библиотека работала…

 После войны библиотека располагалась  в городском Доме культуры и занимала всего одну комнату.

 После победоносного окончания  войны весь советский народ  приступил к мирному созидательному  труду. Новый, четвертый пятилетний план восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 годы – в качестве основной хозяйственно-политической задачи выдвинул значительное повышение жизненного уровня народа. Предусматривалось восстановление и расширение сети начальных и средних школ, высших учебных заведений, осуществление всеобщего обязательного обучения, увеличение расходов на культурно – бытовые нужды трудящихся, строительство и развитие различных культурно-просветительных учреждений. Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на состояние фонда, контингент читателей, содержание работы.

Чем интересовалась молодежь? В круге чтения молодёжи на первом месте тогда стояла общественно – политическая литература, публицистика. Ей отводилась важная роль в формировании нового человека, созидателя коммунистического общества. Пользовались спросом книги о мировой политике и экономике, международном положении СССР, проблемах морали и воспитании. Чрезвычайно популярна была литература о Великой Отечественной войне – документальные повести, художественные произведения, мемуары: «За нами Москва» Я.Гранта, «В конце концов» Б. Полевого, воспоминания полководцев. Огромный читательский интерес вызывали материалы о годах индустриализации и коллективизации страны, о первых пятилетках: «Донбасс» Б. Горбатова, «Заря Колхиды» К. Лордкипанидзе.

В 1945 – 1948 годах партия и правительство приняли ряд решений, направленных на поднятие идейного уровня агитационно-просветительской работы в массах, на значительное оживление деятельности учреждений культуры.

Большое значение для развития библиотечного дела в стране имели мероприятия правительства по развитию издательского деятельности, сильно сократившейся во время войны. Увеличивается  с  каждым годом тираж выпускаемой литературы центральных, а главное местных издательств. Налаживается выпуск периодических изданий. Быстрый подъем издательской работы, создавал, таким образом, необходимые предпосылки для дальнейшего роста библиотечного фонда и обеспечивал библиотеки необходимой литературой. Если на начало войны книжный фонд районной библиотеки не превышал 10 тысяч единиц, то к 1950 году он составлял около 15 тысяч книг, не включая газет и журналов. Планом была поставлена задача пополнить библиотечные фонды сельских библиотек до 3-х тысяч томов, районных до 10 тысяч, что, и было сделано!

Большим событием в жизни и развитии библиотек стало Всероссийское совещание библиотечных работников (март 1948г.). На котором говорилось о роли рекомендательной библиографии в руководстве чтением и самообразовании читателей. Кроме того, поднимались и обсуждались вопросы о подготовке библиотечных работников (их катастрофически не хватало), о единой библиотечной классификации книг для различных групп  библиотек (городских, районных, сельских), о создании качественных каталогов в каждой библиотеке.

С приходом в районную библиотеку квалифицированных кадров в начале 50-х годов, изменился характер работы библиотеки. Большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства, в это время шло укрепление колхозов, появлялись первые совхозы. Появилась в районе РТС (ремонтно – тракторная станция), позднее МТС. Освоение новых технологий вызвали повышение спроса  на техническую, сельскохозяйственную и экономическую литературу. В составе читателей появилась новая группа – ИТР (инженерно-технические работники). С каждым годом увеличивается фонд технической и с\х литературы, но на первом месте  остается преобладание  общественно-политической и художественной литературы, как в фонде, так и в выдаче читателям.

В массовой работе все еще преобладает лекционная пропаганда литературы, громкие читки, беседы у книжных полок, обсуждение прочитанных книг и статей. Новой формой работы становятся читательские конференции. Растет активность читателей, особенно  среди сельской интеллигенции: учителей, врачей. Они принимают участие  в проведении дискуссий среди читателей, наряду с библиотекарями прививают культуру чтения.

Поступало много новых книг в районную библиотеку, фонд быстро увеличивался. И, конечно, остро встал вопрос о строительстве типового здания для районной библиотеки. Занимаемая одна комната при доме культуры, стала совсем мала. Тем более детское отделение было тут же, и по-прежнему работали два человека: на абонементе для взрослых читателей и детском абонементе. Типовое здание библиотеки было построено! Открытие его состоялось в марте 1956 года. С его открытием решился вопрос с детской библиотекой – она стала первой самостоятельной библиотекой для детей в районе. Был решен и кадровый вопрос. В районной библиотеке работали: Буракова И.И. – заведующая; Барышева А.П.- зав. передвижным отделом; Язина А.Т. – работник абонемента. Все трое имели специальное библиотечное образование. В детской библиотеке работала Евстропова Анна Гавриловна.

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря