Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

10) самостоятельно определять источники  комплектования своих фондов;

11) изымать и реализовывать документы  из своих фондов в соответствии  с порядком исключения документов, согласованным с учредителями  библиотек в соответствии с  действующими нормативными правовыми  актами. При этом библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности не имеют права списывать и реализовывать документы, отнесенные к памятникам истории и культуры, режим хранения и использования которых определяется в соответствии с действующим законодательством;

12) совершать иные действия, не противоречащие действующему законодательству.

Библиотеки имеют преимущественное право на приобретение документов, выпускаемых по федеральным государственным программам книгоиздания, и первоочередное приобретение документов ликвидируемых библиотек.

 

 

1.3 Решение проблемы возврата книг читателями

 

Основными причинами невозвращения читателями-должниками литературы являются низкая культура пользования библиотечным фондом и убежденность в своей безнаказанности. Сохранность библиотечного фонда - не только профессиональная, технологическая, но и острая социальная проблема. На сохранности

фонда отрицательно сказывается и низкий уровень юридической квалификации библиотекарей, и вытекающее отсюда недостаточное использование ими своих прав и обязанностей по отношению к фонду и к абоненту.

Проблема возврата читателями-должниками изданий в фонд отдела абонемента межпоселенческой центральной библиотеки Змеиногорского района стоит очень остро. Нужно отметить, что фонд документов отдела составляет 10 572 экземпляра, количество пользователей - 7 276.

Библиотека ведет постоянную работу по профилактике задолженности среди своих читателей:

• при записи читателей обращается внимание на правила пользования фондом отдела абонемента;

• задолжникам делаются телефонные звонки-напоминания;

• регулярно рассылаются письменные обращения к задолжникам;

• каждую первую среду месяца проводится День возвращенной литературы (читатели, не возвратившие в срок книги, могут погасить задолжен­ность без пени, если она не превышает 6 месяцев);

• раз в год проводится «Месячник возвращенной литературы»  без пени можно погасить задолженность любого срока давности).

Результативность этой работы достаточно высокая - около 70 % должников возвращают книги.

Применение более жестких мер к задолжникам - вынужденная мера. В Федеральном законе «О библиотечном деле» в ст. 13 «Права библиотек», п. 4. говорится: «Библиотеки имеют право определять в соответствии с правилами пользования библиотеками виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотек».

Пока у библиотеки нет опыта судебных исков к читателям, однако возможно, что в ближайшее время такие меры могут иметь место в практике работы библиотеки.

 

 

1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района

 

Объектом является межпоселенческая библиотека Змеиногорского района.

Целью деятельности библиотеки является предоставление населению Змеиногорского района доступа к литературе различных жанров и направлений, а также периодическим изданиям.

Читатели могут брать литературу на дом или же работать с книгами в читальном зале.

После внедрения ИС библиотекари будут заносить в БД информацию о читателях, их посещениях библиотеки, а также формировать отчеты.

Коллектив библиотеки маленький, соответственно и организационная структура у нее предельно простая. Заведующий библиотекой осуществляет общее руководство организацией, ему подчиняются библиотекари абонемента, то есть те, кто выдают книги читателям на дом, смотрители читального зала и технический персонал. Библиотека является структурным подразделением отдела по культуре Змеиногорского района, соответственно и бухгалтерия находится в отделе культуры.

 

 

Рисунок 1.1 – Организационная структура библиотеки

2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

 

 2.1 Модель деятельности библиотеки

 

Главной целью деятельности библиотеки является предоставление населению бесплатного доступа к литературе разных видов и жанров. Далее на рисунке представлены диаграммы, отражающие процессы деятельности библиотеки.

Рисунок 1.2 – Деятельность библиотеки (как есть)

Рисунок 1.3- Деятельность библиотеки (как есть)

Рисунок 1.4 – Управление личными карточками читателей (как есть)

 

  2.2 Модель процесса проектирования

 

АРМ библиотекаря разрабатывается для учета книг и обслуживаемых читателей, а также контроля выдачи и возврата книг читателями в библиотеку.

Выделяются следующие этапы разработки системы:

-  Предпроектная стадия;

-  Стадия проектирования;

-  Стадия внедрения;

-  Стадия эксплуатации и сопровождения.

Основные стадии процесса автоматизации представлены на рисунке 2.1.

Рисунок  2.1 – Процесс проектирования

 

 

Процесс проектирования строится на основе методологии канонического проектирования. В процессе проектирования выбранной ИС предполагаются стадии внедрения и эксплуатации.

Основное назначение «Предпроектной стадии» заключается в обосновании экономической целесообразности создания ЭИС и формулировании требований к ней. На первой «Предпроектной стадии» принято выделять два основных этапа: сбор материалов обследования; анализ материалов обследования и разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) и технического задания (ТЗ). Детализация предпроектной стадии представлена на рисунке 2.2.

 

 

Рисунок 2.2 -  Детализация предпроектной стадии

 

Вторая стадия «Стадия проектирования» выполняется в два этапа: техническое проектирование и рабочее проектирование.

На этапе проектирования выполняются работы по логической разработке и выбору наилучших вариантов проектных решений, в результате чего создается «Технический проект». Этап «Рабочее проектирование» связан с физической реализацией выбранного варианта проекта и получением документации «Рабочего проекта». Детализация стадии проектирования представлена на рисунке 2.3.

 

 

Рисунок 2.3 -  Детализация стадии  проектирования

 

Третья стадия «Внедрение проекта» включает в себя три этапа: подготовка объекта к внедрению проекта; опытное внедрение проекта и сдача его в эксплуатацию.

На этапе «Подготовка объекта к внедрению проекта» осуществляется комплекс работ по подготовке предприятия к внедрению разработанного проекта ЭИС. На этапе «Опытное внедрение» осуществляют проверку правильности работы некоторых частей проекта и получают исправленную проектную документацию и «Акт о проведении опытного внедрения». На этапе «Сдача проекта в эксплуатацию» осуществляют комплексную системную проверку всех частей проекта, в результате которой получают доработанный «Техно-рабочий проект» и «Акт приемки проекта в эксплуатацию». Детализация стадии «Внедрение проекта» представлена на рисунке 2.4

 

Рисунок 2.4 -  Детализация стадии «Внедрение проекта»

 

Четвертая стадия - «Стадия эксплуатации и сопровождения» включает этапы: эксплуатация проекта; сопровождение и модернизация проекта.

На этапе «Эксплуатация проекта» получают информацию о работе всей системы в целом и отдельных ее компонентов и собирают статистику о сбоях системы в виде рекламаций и замечаний, которые накапливаются для выполнения следующего этапа. Детализация стадии «Эксплуатация и сопровождение проекта» представлена на рисунке 2.5

 

Рисунок 2.5 -  Детализация стадии эксплуатации и сопровождения проекта

 

На этапе «Сопровождение проекта» выполняются два вида работ: лик-видируются последствия сбоев в работе системы и исправляются ошибки, не выявленные при внедрении проекта, а также осуществляется модернизация проекта. В процессе модернизации проект либо дорабатывается, т.е. расширяется по составу подсистем и задач, либо производится перенос системы на другую программную или техническую платформу с целью адаптации ее к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования, в результате чего получают документы модернизированного «Техно-рабочего проекта». На рисунке 2.6 представлена детализация этапа «Сопровождение и модернизация проекта».

 

 

Рисунок 2.6 -  Детализация этапа «Сопровождение и модернизация проекта»

 

На рисунке 2.7 представлено дерево, отображающее весь процесс проектирования.

Рисунок 2.7  Дерево узлов проектирования

 

2.3 Описание процесса деятельности

Главная цель деятельности библиотеки: работа с читателями, прием и обработка заявок читателей на книги, выдачи книг, оформление отчетов, формирование и ведение единой базы, в которой должна отражаться полная информация о наличии в библиотеки книг, читателях, выдаче книг и сроках их возврата и фактическом возврате книг.

Рисунок 2.8 – Деятельность библиотеки

Рисунок 2.9 – Деятельность библиотеки

Рисунок 2.10 – Управление личными карточками читателей

Рисунок 2.11 – Редактирование данных о читателе

Рисунок 2.12 –Удаление читателя из базы

Рисунок 2.13 – Управление карточками книг

Рисунок 2.14 – Выдача\прием книг

Рисунок 2.15 – Получение рейтинга книг

В процессе функционирования системы между собой взаимодействуют объекты данной системы, в нашем случае это читатели и сотрудники библиотеки.

Читатели, придя в библиотеку запрашивают книги у библиотекарей, те в свою очередь осуществляют поиск необходимой литературы и передают книгу читателю. При условии автоматизации, библиотекари помимо перечисленных операций должны еще и вносить соответствующую информацию в информационную систему.

Читатель в установленный срок должен вернуть книгу, библиотекарь – внести соответствующую пометку в информационную системы.

В конце отчетного периода библиотекари формируют отчеты, которые сдаются руководству.

Рисунок 2.16 – Диаграмма последовательности

Поведение системы — это реакция системы в ответ на внешние события. Поведение системы, так как оно выглядит для внешнего пользователя (субъекта), изображается в языке UML диаграммами вариантов использования (прецедентов).

Вариант использования (прецедент, use case) выполняет некоторую бизнес-функцию, которую может наблюдать внешний субъект и которая может быть впоследствии отдельно протестирована в процессе разработки.

Диаграммы вариантов использования (прецедентов) – это наглядное представление субъектов и прецедентов вместе с любыми дополнительными определениями и спецификациями.

На следующем рисунке представлена Use Case модель бизнес-требований предметной области.

Рисунок  2.17 - Use Case модель бизнес-требований предметной области

 

Создаваемая ИС предназначена для улучшения процесса обслуживания читателей библиотеки. В системе ведутся базы данных сотрудников, книг, читателей, выдача и возврат книг. 

На вход системы подается информация о книгах, находящихся в библиотеке и читателях библиотеки.

Все процессы проектирования осуществляются на основании существующих стандартов и законодательства.

 

2.4 Функции разрабатываемой информационной системы

 

Система предназначена для автоматизации процесса работы библиотекарей: ведения учета книг, регистрации новых читателей, учета выдачи книг и их возврата.

Система должна обеспечивать непрерывную работу библиотекарей с момента внедрения с сохранением данных за предыдущие отчетные периоды.

Пользоваться системой будут библиотекари, которые  будет вносить в базу данные о книгах, читателях и выдачи книг и администратор, который будет следить за работой автоматизированного рабочего места, целостностью базы данных, заниматься резервным копированием данных и восстановлением.

 

Рисунок 2.18 – Функции АРМ библиотекаря

 

 

 

2.5 Информационное обеспечение

 

В состав информационного обеспечения включаются два комплекса:

- компоненты внемашинного информационного обеспечения (классификаторы технико-экономической информации и документы);

- компоненты внутримашинного информационного  обеспечения (макеты/экранные формы  для ввода первичных данных  в ЭВМ или вывода результатной  информации, структура информационной базы: входных, выходных файлов, базы данных).

Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных, которая обеспечивает интегрированное использование различных информационных объектов в функциональных подсистемах.

Для функционирования Программы необходимо следующее программное обеспечение:

- операционная система Microsoft Windows 2000/XP/Vista;

- Microsoft Word, Microsoft Excel;

- Microsoft SQL Server 2005/2008.

Программа должна быть написана в среде программирования Visual Studio 2008 на языке C#.

Разработка программы должна вестись в соответствии с документацией, принятой и утвержденной организацией.

Целью создания Программы является создание автоматизированного рабочего места библиотекаря.

 Необходимым условием для начала использования программы является ввод исходных данных. Их ввод может быть осуществлен через соответствующие формы. Введенные данные могут храниться в  течение неограниченного периода времени и могут быть использованы в любой момент. Программой предоставляется возможность корректировки и удаления введенных данных.

При запуске любой формы пользователь имеет возможность ввода, корректировки или удаления данных, контроль  соответствия типов данных осуществляется автоматически.

В систему вносятся данные о сотрудниках библиотеки, при поступлении новых книг, информация о них так же вносится в базу. Аналогичным образом в базе отражается и вся информация о читателях. Заносятся все данные о том, когда и какие книги данный читатель брал в библиотеке.

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря