Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. И.И.ПОЛЗУНОВА» (АлтГТУ)

Кафедра  «Информационные системы в экономике»

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой ИСЭ

д.т.н., профессор

__________

«___»   2011 г.

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 26

НА ДИПЛОМНОЕ  ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

  По специальности 080801 «Прикладная  информатика (в экономике)»

 

 

Тема: «Автоматизированное рабочее место библиотекаря (на примере межпоселенческой центральной библиотеки Змеиногорского района)»            

 

Утверждено приказом ректора

от    «___»___________ 2011 г. № ______

Срок исполнения дипломного проекта

«___»_________________ 2011 г.

Задание принял к исполнению        

_____________


                                            

                            

БАРНАУЛ 2011

1 Исходные данные

 

На основании литературных источников, законодательства и документооборота организации изучить проблемы организации работы библиотекарей Межпоселенческой центральной библиотеки Змеиногорского района

. В соответствии со стандартами  проектирования ИС, разработать проект АРМ библиотекаря.

 

2 Содержание разделов  работы

 

Таблица А.1 - Содержание разделов работы

Наименование разделов работы

Трудоемкость, %

Срок

выполнения

Руководитель

(Ф.И.О., подпись)

1 Расчетно-пояснительная записка

75

   

1.1 Введение

5

   

1.2 Введение в предметную область

15

   

1.3 Проектирование системы АРМ  библиотекаря

30

   

1.4 Результаты реализации проекта

10

   

1.5 Заключение

15

   

2 Графическая часть

25

   

2.2 Разработка АРМ библиотекаря

15

   

2.2 Подготовка иллюстративного материала

10

   

3 Научно-библиографический  поиск

 

3.1 По научной и периодической литературе изучить современные возможности автоматизации библиотечного дела, требования к подобным системам.

 

3.2 В нормативной литературе  и правовых системах ознакомиться с законодательными материалами, касающимися деятельности библиотек, актуальными документами, регламентирующими деятельность библиотек.

 

 

 

Структура пояснительной записки

 

Пояснительная записка дипломного проекта должна содержать:

- титульный лист;

- реферат;

- содержание;

- введение;

- основную часть в соответствии с утвержденным заданием на дипломную работу;

- заключение;

- список использованных источников;

- перечень условных обозначений, символов, терминов (при необходимости);

- приложения.

 

Руководитель проекта ____________________ 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

Техническое задание на разработку АРМ библиотекаря

 

1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 

Настоящее  техническое задание (ТЗ) является основным документом,  определяющим состав автоматизируемых функций и требования к их  реализации, порядок создания,  внедрения и приемки автоматизированной системы анализа финансово хозяйственной деятельности.

Полное  наименование  системы – «Автоматизированное рабочее место библиотекаря».

Условное обозначение – АРМ библиотекаря.

1.2 Заказчиком АРМ библиотекаря Межпоселенческая библиотекаря Змеиногорского района.

Разработчиком АРМ библиотекаря является студентка ФДО ИИО АлтГТУ им. И.И. Ползунова гр. 

1.4 Разработка Технического задания  выполнена в соответствии с  требованиями ГОСТ 34.602-89 “Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.

 

2 НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ  СИСТЕМЫ

 

2.1 АРМ библиотекаря предназначена  для:

формирования единой информационной базы (ИБ) для ввода, хранения и обработки данных, касающихся читателей, имеющихся в библиотеке книг, сотрудников библиотеки;

учета выдачи литературы читателям и ее возврата;

быстрого поиска информации по заданным параметрам;

формирования отчетов.

 

 

2.2 Целями создания АРМ библиотекаря являются:

автоматизация работы библиотекарей;

формирования единой информационной базы (ИБ) для ввода, хранения и обработки данных, касающихся читателей, имеющихся в библиотеке книг, сотрудников библиотеки;

поиск информации по заданным параметрам;

подготовка необходимых отчетов.

 

Критериями достижения цели создания АРМ библиотекаря  являются:

создание инструмента для решения поставленных задач;

повышение эффективности работы библиотекарей.  

 

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА  АВТОМАТИЗАЦИИ

 

Объектом автоматизации в рамках АИС «Управление производственным предприятием» является Межпоселенческая библиотека Змеиногорского района, занимающаяся обеспечением доступа жителей района к литературе и периодическим изданиям, библиотека дает возможность населению бесплатно брать во временное пользование различную литературу.

 

В настоящее время процесс обслуживания населения происходит следующим образом:

читатель оформляется на абонементе;

читатель запрашивает интересующую его литературу;

библиотекарь осуществляет поиск запрашиваемой литературы вручную, в случае положительного результата поиска выдает литературу читателю;

библиотекарь вносит записи о выдачи литературы читателю в карточку читателя на абонементе;

библиотекарь производит отметки о возврате книги читателем в читательской карточке на абонементе;

периодически библиотекарь делает выборку из читателей, имеющих задолженности по возврату книг;

периодически на основе выборов библиотекарь оформляет письменные отчеты.

 

Отметим несколько недостатков действующей в библиотеке системы:

практически все операции выполняются библиотекарем вручную, лишь при оформлении отчетов сотрудники используют пакет офисных программ таких как Microsoft Word, Excel, надо отметить что данные для отчета собираются вручную, что существенно затрудняет работу библиотекарей и увеличивает время подготовки отчетов;

выявление задолженностей читателей по книгам также выявляются путем просмотра библиотекарем карточек читателей на абонементе, что имеет в недостатках не только большие затраты времени, но и велика ошибка библиотекаря при монотонности труда, велика вероятность пропуска карточек должников.

 

4 ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ

 

4.1 Требования к системе в  целом

4.1.1 Требования к структуре и  функционированию системы

4.1.1.1 АРМ библиотекаря должно быть создано как интегрированная информационная  система, состоящая из следующих подсистем:

Подсистема обеспечения безопасности;

Подсистема ведения информационной базы;

Подсистема поиска информации;

Подсистема формирования отчетов.

4.1.1.2 Основным режимом функционирования АРМ библиотекаря является нормальный режим функционирования. В случае возникновения аварийных ситуаций (отсутствие связи с БД, разрушение БД) необходимо предусмотреть восстановление нормального режима функционирования в срок, не превышающий 1 суток.

4.1.1.3 Для диагностирования системы, контроля правильности функционирования  технических и программных средств  системы должен проводиться функциональный  контроль этих средств по установленному  регламенту, который включает проверку:

готовности технических средств и средств связи;

функциональной готовности системы.

4.1.1.4 Система должна разрабатываться, как система открытого типа, что  решает следующие задачи:

обеспечение расширяемости и масштабируемости системы;

повышение качества компонентов системы;

обеспечение переносимости программного обеспечения;

функциональной интеграции задач, решаемых ранее раздельно.

 

4.1.2 Требования к надежности

4.1.2.1 Надежность функционирования АРМ библиотекаря  должна обеспечиваться следующими способами:

надежностью приобретаемых технических средств;

резервированием оборудования;

соблюдением условий эксплуатации оборудования в соответствии с техническими условиями и проведением своевременных профилактических работ;

обеспечением вычислительного комплекса средствами  стабилизации напряжения и источниками бесперебойного питания с тем, чтобы при аварийном отключении электроэнергии  обеспечить  его работоспособность на время, достаточное для корректного завершения работы;

применением технологии ведения информационной базы, исключающей ее утрату или искажение;

надежностью разрабатываемого программного обеспечения.

4.1.2.2 Безопасность хранения данных АРМ библиотекаря при аппаратных сбоях должна обеспечиваться соответствующими средствами операционной системы (MS Windows XP).

Сохранность информационных баз данных при отказах технических средств должна быть обеспечена путем создания копий на магнитных носителях (сменных  устройствах резервного хранения данных, дисковых накопителях).

4.1.2.3 Разрабатываемое программное обеспечение должно позволять:

откат введенных данных до выполнения транзакций на сохранение;

запрет ввода некорректной информации;

запрет выхода из программы без сохранения информации.

4.1.2.4 В качестве критерия надежности АРМ библиотекаря и его компонентов определяется время восстановления работоспособности системы в целом при возникновении любой аварийной ситуации. Указанное время не должно превышать 24 часов.

 

4.1.3 Требования к безопасности

Помещения, в которых устанавливаются комплексы технических средств для эксплуатации АРМ, должны соответствовать санитарным правилам и нормам, утвержденным Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. №14 “Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы” (СанПиН 2.2.2. 542-96).

 

4.1.4 Требования к эргономике  и технической эстетике

Создание любой информационной системы требует широкомасштабного учёта человеческих факторов в данной области. Система «человек-машина» - сложная система, в которой человек-оператор (группа операторов) взаимодействует с техническим устройством в процессе управления, обработки информации и т.д. Цель эргономики – добиться максимальной эффективности работы системы путем оптимизации всех компонентов человеко-машинной системы, то есть придать системе максимально высокие потребительские свойства (удобство, комфортность, лёгкость обучения, продуктивность и эффективность).

4.1.4.1 Эргономика рабочего места

Рабочее место пользователя должно удовлетворять следующим рекомендациям:

высота рабочей поверхности рекомендуется в пределах 680-760 мм, высота рабочей поверхности, на которую устанавливается клавиатура, должна быть 650 мм;

рекомендуемая высота сиденья над уровнем пола  должна быть в пределах 420-550 мм.  Поверхность сиденья рекомендуется делать мягкой, передний край закругленным, а угол наклона спинки рабочего кресла – регулируемым;

необходимо предусматривать возможность различного размещения документов: сбоку от видеотерминала, между монитором и клавиатурой и т.п.;

при высоком качестве изображения  на видеотерминале расстояние от глаз пользователя до экрана, документа и клавиатуры может быть равным.

 

4.1.4.2 Эргономика пользовательского  интерфейса

При разработке пользовательского интерфейса необходимо соблюдать следующие правила:

цветовая гамма пользовательского интерфейса должна быть выдержана в мягких тонах (например, серый), сообщения, требующего особого внимания пользователя, должны быть выделены ярким цветом;

разрешение экрана должно обеспечивать спокойное восприятие информации с экрана;

одинаковые элементы управления  для идентичных операций;

идентичные элементы управления в различных функциях должны иметь одинаковые «иконки» (вставка, удаление и т.п.);

стандартным операциям должны соответствовать «горячие» клавиши;

вложенность меню не должна превышать трех уровней;

при использовании управляющих элементов интерфейса не должны допускаться перекрещивания движения руки и движения глаз;

в диалоговом режиме должна соблюдаться однозначность восприятия вопроса.

 

4.1.5 Требования к эксплуатации

Условия и режим эксплуатации системы определяется составом технических средств, используемых системой.

Помещения, в которых установлено оборудование, должны соответствовать санитарно-техническим нормам, иметь охранную сигнализацию, в них должны быть обеспечены нормативные температурно-влажностные характеристики. Для стабильной работы системы должно быть организовано регламентное обслуживание технических средств.

 

4.1.6 Требования к защите информации от несанкционированного доступа

4.1.6.1 Функциональная область защиты  информации должна включать в  себя следующие функции защиты, реализуемые разными компонентами  системы:

функции, реализуемые операционной системой и СУБД;

функции защиты, реализуемые на уровне программного обеспечения;

функции администрирования средств передачи данных в сети;

функции администрирования средств безопасности.

4.1.6.2 При создании системы ведения  базы данных АРМ библиотекаря должны быть применены в полном объеме необходимые средства операционной системы и комплексом программных средств для защиты информации от несанкционированного доступа.

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря