Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121
Подсистема поиска информации предназначена для быстрого поиска информации по заданным критериям и ее просмотра. Специально для реализации на формах в нижней части окна расположена специальная панель, в которой можно указывать критерии для поиска информации в таблице базы данных.
Рисунок 2.38 – Форма с панелью поиска
После того как все критерии поиска будут введены нужно нажать кнопку . После этого в табличной части формы останутся только данные, удовлетворяющие параметрам поиска.
Рисунок 2.39 – Результаты поиска
Рисунок 2.40 – Диаграмма деятельности по прецеденту Поиск информации
Подсистема формирования отчетов предназначена для быстрого просмотра и формирования списков имеющихся в библиотеке книг, зарегистрированных читателей, а также вывода информации о выданных и невозвращенных книгах. Все отчеты формируются в MS Excel, для этого пользователь должен выбрать соответствующий пункт главного меню программы и в открывшемся диалоговом окне нажать кнопку . После нажатия данной кнопки запускается процесс формирования отчетов.
Рисунок 2.41 – Форма с кнопкой формирования отчета
Рисунок 2.42 – Отчет наличия книг
Рисунок 2.43 – Отчет «Журнал посещений»
Рисунок 3.44 – Диаграмма деятельности по прецеденту Формирование отчета Excel
При создании АРМ библиотекаря будет использоваться клиент-серверная архитектура. Серверная часть системы работает под управлением Microsoft SQLServer 2005 В качестве клиента системы используется приложение, написанное в среде Visual Studio 2008, язык C#.
На клиентскую часть возлагаются такие задачи как:
- предварительная проверка
- передача запросов к серверной
части для дальнейшей
- отображение результатов
Информация в системе будет храниться в виде реляционной базы данных, первоначальный размер БД составляет.
Среда программирования: Visual Studio 2008, язык C#;
СУБД: Microsoft SQLServer 2005;
ОС: Windows XP/Vista/7;
Офисный пакет: Microsoft Office (Excel);
CASE средства: BPWin 7.1, ERWin 7.1, Microsoft Visio.
Обоснование выбора операционной системы. Для достижения наилучшего результата в работе с ИС с точки зрения наглядности, удобства пользователя и производительности рекомендуется использовать Windows XP.
Выделим основные причины выбора операционной системы Windows XP:
- самая распространенная на сегодняшний день операционная система,
- работоспособность приложения на ПК под управлением Windows XP была подтверждена множеством тестов,
- разработка программного обеспечения проводилась в соответствии с техническим заданием, в котором было оговорено, что эксплуатация АС «АРМ куратора и тестирование студентов» будет производиться на операционных системах семейства Microsoft Windows.
Для расширения возможностей операционной системы рекомендуется регулярно выполнять обновление. Установка последних пакетов обновления ОС (Service Pack) позволяет сделать работу пользователя с автоматизированной системой более удобной, наглядной (с точки зрения графического интерфейса) и безопаснее.
В качестве средств, расширяющих возможности операционной системы, также могут выступать различные утилиты, драйвера, которые зачастую представляют собой набор DLL-файлов.
Обоснование выбора среды разработки и СУБД. Visual Studio 2008 Professional Edition представляет собой полный набор средств, помогающих ускорить процесс реализации замысла разработчика. Это решение было создано чтобы обеспечить поддержку проектов создания программного обеспечения для Интернета (включая ASP.NET AJAX), Windows Vista, Windows Server 2008, выпуска 2007 системы Microsoft Office, SQL Server 2008 и устройств под управлением Windows Mobile. Число платформ, на которые должны ориентироваться разработчики в соответствии с бизнес-требованиями, быстро увеличивается. Visual Studio 2008 Professional Edition предоставляет интегрированный набор средств, позволяющих учесть все эти требования путем расширения функциональности, доступной в Visual Studio 2008 Standard Edition.
Встроенные в Visual Studio конструкторы и возможности языков программирования позволяют создавать приложения, способные связываться с удаленными базами данных и отвечающие чаяниям сегодняшнего бизнеса, а использование преимуществ среды .NET Framework 3.5 помогает сократить время разработки.
Подсистема лингвистического обеспечения включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ЭИС.
Языковые средства, включенные в данную подсистему, делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).
Эффективность – это одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока единого общепризнанного определения. Можно рассматривать эффективность, как одну из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристику с точки зрения соотношения затрат и результатов функционированиия системы.
К основным показателям экономической эффективности относятся: экономический эффект, коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, срок окупаемости капитальных вложений. Экономический эффект – это результат внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления.
Основным источником экономической эффективности создания ИС является улучшение экономических показателей редакции, достигаемое за счет повышения качества управления.
Внедрение разрабатываемой системы «АРМ библиотекаря» не окажет прямого влияния на годовой прирост прибыли и экономический эффект. Но система позволит снизить затраты времени на выполнение отдельных операций сотрудниками библиотеки.
Сейчас библиотекарь осуществляет учет читателей, книг, выдачи и возврата литературы, оформляет отчета вручную.
В результате работы с разрабатываемой системой библиотекари будут выполнять эти функции с помощью ИС. Поэтому автоматизация данного процесса позволит:
- отказаться от ручного труда;
- снизить трудоёмкость и
- ускорить процесс поиска необходимой информации.
Как правило, экономический эффект подразделяется на: прямой и косвенный.
Прямой экономический эффект – это экономия, связанная с сокращением расхода реальных ресурсов. В данном случае к прямому экономическому эффекту можно отнести снижение трудовых и денежных затрат, связанных, с деятельностью отделения.
Косвенная экономическая эффективность – это эффект, связанный с сокращением значений тех или иных показателей учреждения, на котором происходит внедрение автоматизированной информационной системы (повышения качества и производительности работ, сокращения бумажного документооборота и т.д.).
Обследование предметной области и разработки ИС производится силами одного специалиста, часовая ставка которого составит 50 рублей при 4х часовом рабочем дне.
При создании ИС предполагается использовать ПК стоимостью 20000 рублей, но так как компьютер был приобретен еще до принятия решения разработки информационной системы, использовать его стоимость как расходы на технические средства не будем:
Таблица 3.1 - Расходы на технические средства и программное обеспечение
Наименование |
Стоимость, руб. |
Количесво |
Сумма, руб. |
MS Office 2007 |
3000 |
1 |
3000 |
ОС Windows XP Professional |
3000 |
1 |
3000 |
Итого: |
6000 |
Таблица 3.2 - Итоговые расходы на создание ИС
Наименование |
Стоимость, руб. |
Зар. плата |
18000 |
Использование ПК и ПО |
6000 |
Электроэнергия (блок питания, монитор, освещение помещения) |
500 |
Итого |
24500 |
К расходам на эксплуатацию ИС относится заработная плата обслуживающего персонала (администратора системы). По проекту не предполагается привлекать дополнительных сотрудников для администрирования ИС. Данные работы будет выполнять программист комитета по культуре администрации Змеиногорского района.
Внедрение АРМ библиотекаря предполагает, что библиотекарь станет тратить меньше времени на выполнение определенных операций.
Таблица 3.3 Расчет экономии рабочего времени
Наименование операции |
Среднее количество операций в месяц |
Затраты времени с использованием ручного труда (мин.) |
Затраты времени с использованием ИС (мин.) |
Экономия времени в месяц (мин.) |
Внесение данных о выданных книгах |
800 |
10 |
10 |
0 |
Поиск данных по невозвращенным книгам |
25 |
65 |
5 |
1500 |
Формирование отчета |
3 |
140 |
10 |
390 |
Итого |
828 |
215 |
25 |
1890 |
Для расчёта показателей экономической эффективности необходимо принять за базис выполнение расчета вручную, а за факт – осуществление тех же операций, только с использованием АРМ библиотекаря.
Рис. 3.1 Сравнение затрат рабочего времени
Рассчитаем затраты времени в первом (для ручной обработки) и во втором (для автоматической обработки) вариантах:
- для ручной обработки
800* 10 + 25*65 + 3 * 140 = 10045 мин = 167,4 часа
- для машинной обработки
800 * 10 + 25*5 + 3 * 10 = 8155 мин = 135,9 часа
В результате получается абсолютный показатель рабочего времени:
10045 – 8155 = 1890 мин = 31,5 часа
Относительный показатель экономии рабочего времени (отношение абсолютного показателя экономии рабочего времени к значению базы):
1890 / 10045 * 100% = 19 % значит, получается, что произошла экономия рабочего времени на 19 %.
Следовательно, у пользователя данной программы увеличится производительность труда, так как затраты времени на выполнение операций резко снизится, и он сможет выполнять другую, не менее важную, работу.
В среднем библиотекарь получает около 6500 руб. в месяц, один час его работы стоит – 40 руб. Таким образом, экономия от внедрения составит: 31,5 * 40 = 1260 руб.
Определим общий экономический эффект от внедрения системы за год:
1260 * 12 – 24500 = -9380 руб.
На основе этих данных рассчитаем значения экономических показателей.
Период окупаемости = Затраты на разработку / Экономия от внедрения системы (за месяц) = 24500/ (1260*12) = 1,6 года.
В ходе выполнения дипломной работы была проанализирована работа межпоселенческой центральной библиотеки Змеиногорского района. Удалось разобраться и в том, от каких какие есть «узкие места», какие именно операции требуют автоматизации.
Обследование объекта подтвердило необходимость внедрения в работу библиотеки автоматизированной системы, дабы избавить библиотекарей от лишней рутинной работы и улучшить качество обслуживания читателей.
Внедрение Автоматизированного рабочего места библиотекаря позволило:
- ускорить процесс поиска информации библиотекарем;
- периодически по запросу
В ходе дипломного проектирования были решены следующие задачи:
- изучена деятельность межпоселенческой центральной библиотеки Змеиногоркого района;
- изучена организационная
- выявлены проблемы в процессе работы библиотекарей, требующие автоматизации;
- построена модель деятельности библиотеки;
- разработано техническое
- разработан программный
- рассчитан экономический
Таким образом, цель и задачи дипломной работы были выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря