Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

 Информация  хранится в реляционной БД, расположенной на жестком диске сервера БД. Реляционная БД была выбрана исходя из следующих соображений: простота работы с большими массивами данных, высокая отказоустойчивость, высокая скорость сортировки и поиска информации.

Первичный контроль за правильностью введения информации осуществляется средствами интерфейса программы и выбором параметров клиентов из справочных таблиц. Также контроль осуществляется методом аудита работы системы сотрудниками органов контроля предприятия.

Центральным компонентом информационного обеспечения является база данных. Логическая структура базы данных, предназначенной для хранения и обработки сведений, представлена на рисунке.

Логическая структура базы данных, предназначенной для хранения и обработки сведений представлена на 2.18

Рисунок  2.19 - Логическая структура базы данных

Рисунок 2.20 – Физическая структура базы данных

 

Описание таблицы «Читатели» (Chitateli) представлено в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 - Описание таблицы «Читатели» (Chitateli)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idChitateli

Код читателя

Integer

2

   

chFIO

ФИО

Varchar(80)

3

   

chDataRos

Дата рождения

Datetime

4

   

chRodZan

Род занятий

Varchar(50)

5

   

chDomAdres

Домашний адерс

Varchar(80)

6

   

chTel

Телефон

Varchar(50)

7

   

chDataReg

Дата регистрации

Datetime

8

   

chDataVyb

Дата выбытия

Datetime


 

Описание таблицы «Сотрудники» (Sotrudniki) представлено в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 Описание таблицы «Сотрудники» (Sotrudniki)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idSotrudniki

Код сотрудника

Integer

2

   

soFIO

ФИО

Varchar(80)

3

   

soAdres

Адрес

Varchar(80)

4

   

soTel

Телефон

Char(20)

5

   

soDol

Должность

Varchar(15)


 

 

Описание таблицы «Залы библиотеки» (ZalBibl) представлено в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Описание таблицы «Залы библиотеки» (ZalBibl)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idZalBibl

Код зала

Integer

2

   

zaName

Название

Varchar(50)

3

 

*

idSotrudniki

Код ответственного сотрудника

Integer

4

 

*

idKnigi

Код книги

Integer


 

Описание таблицы «Виды книг» (VidKnig) представлено в таблице 2.4. 

 

Таблица 2.4 - Описание таблицы Виды книг» (VidKnig)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idVidKnig

Код вида книги

Integer

2

   

viName

Наименование

Varchar(50)


 

Описание таблицы «Книги» (Knigi) представлено в таблице 2.5. 

 

Таблица 2.5 - Описание таблицы ««Книги» (Knigi)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idKnigi

Код книги

Integer

2

   

knAutor

Автор

Varchar(50)

3

   

knName

Название

Varchar(50)

4

   

knGodPubl

Год публикации

Char(4)

5

   

knStr

Количество страниц

Integer

6

 

*

idVidKnig

Код вида книги

Integer


 

Описание таблицы «Выдача книг» (VydKnig) представлено в таблице 2.6. 

 

Таблица 2.6 - Описание таблицы «Выдача книг» (VydKnig)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idVydKnig

Номер записи

Integer

2

   

vyDataZap

Дата записи

Datetime

3

   

vyDataVyd

Дата выдачи

Datetime

4

   

vyDataVozwr

Дата возврата

Datetime

5

   

vyDataFactVozwr

Дата фактического возврата

Datetime

6

   

vyKolProsrDnej

Количество просроченных дней

Integer

7

 

*

idChitateli

Код читателя

Integer

8

 

*

idZalBibl

Код зала библиотеки

Integer

9

 

*

idKnigi

Код книги

Integer


 

 

Описание таблицы «Пользователи» (Polsovat) представлено в таблице 2.7. 

 

Таблица 2.7 - Описание таблицы «Пользователи» (Polsovat)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idPolsovat

Код пользователя

Integer

2

 

*

idSotrudniki

Код сотрудника

Integer


 

Описание таблицы «Права» (Prava) представлено в таблице 2.8. 

 

Таблица 2.8 - Описание таблицы «Права» (Prava)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idPrava

Код права

Integer

2

   

prName

Наименование

Varchar(50)


 

Описание таблицы «Логины» (Login) представлено в таблице 2.9. 

 

Таблица 2.9 - Описание таблицы «Логины» (Login)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idLogin

Код логина

Integer

2

   

loName

Логин

Char(10)

3

   

loPassword

Пароль

Char(10)

4

 

*

idPolsovat

Пользователь

Integer

5

 

*

idPrava

Права

Integer


 

 

Описание таблицы «История» (Histori) представлено в таблице 2.10. 

 

Таблица 2.10 - Описание таблицы «История» (Histori)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idHistori

Код записи истории

Integer

2

   

hiData

Дата

Datetime

3

 

*

idLogin

Логин

Integer


 

Описание таблицы «Экземпляры книг» (EkzKnig) представлено в таблице 2.11. 

 

Таблица 2.11 - Описание таблицы «Экземпляры книг» (EkzKnig)

PK

FK

Физическое имя поля

Название поля

Тип поля

1

*

 

idEkzKnig

Код экземпляра книги

Integer

3

 

*

idKnigi

Код книги

Integer


 

 

2.5 Функциональные подсистемы

 

2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности

 

Подсистема обеспечения безопасности призвана оградить систему от несанкционированного доступа. Доступ к системе имеет ограниченный круг лиц, каждый из которых имеет свой логин и пароль.

Рисунок 2.21 – «Вход в систему»

 

При запуске системы появляется окно «Вход в систему», в котором нужно ввести имя пользователя и пароль. Если пара имя пользователя-пароль будут корректны, то запустится главное окно программы, в противном случае пользователю будет предложено вновь ввести данные для авторизации.

Рисунок 2.22 – Диаграмма деятельности по прецеденту «Войти в систему»

 

Каждому пользователю системы администратором присваиваются права, в нашем случае их будет всего два это администратор и библиотекарь. Также для каждого пользователя системы администратор создает свой логин и пароль при этом указывается для каждого логина его права в системе. Все эти данные хранятся с информационной базе, но возможность просматривать эту информацию в системе имеет только администратор. Также в системе должна фиксироваться история посещений системы пользователями.

Рисунок 2.23 – Меню Администрирование

Рисунок 2.24 – Пользователи системы

Рисунок 2.25 - Права

 

Рисунок 2.26 - Логины

Рисунок 2.27 - История

 

 

2.5.2 Подсистема ведения базы данных

 

Подсистема ведения базы данных предназначена для внесения и хранения информации о книгах, читателях, сотрудниках, выдаче книг.

Для внесения в базу данных справочной информации о видах книгах, залах библиотеки и сотрудниках.

Рисунок 2.28 – Главное окно АРМ библиотекаря

 

Рисунок 2.29 – Меню Справочники

 

В справочнике «Сотрудники» вносится информация о сотрудниках библиотеки.

Рисунок 2.30 – «Сотрудники»

 

В справочнике «Залы библиотеки» представляется информация о существующих в библиотеке залах.

Рисунок 2.31 – «Залы библиотеки»

 

Справочник «Виды литературы» содержит информацию обо всех видах книг, которые могут присутствовать в библиотеке.

Рисунок 2.32 – «Виды литературы»

Информация о книгах относится к постоянной информации поэтому также хранится в справочниках. Для внесения информации в справочники данных по книгам нужно выбрать соответствующий пункт меню.

Рисунок 2.33 – «Книги»

 

Данные о читателях также хранятся в справочнике.

 

Рисунок 2.34 – «Читатели»

 

Рисунок 2.35 - Диаграмма деятельности по прецеденту «Добавить запись в базу данных»

Рисунок 2.36– Диаграмма деятельности по прецеденту «Изменить запись в базе

данных»

Рисунок 2.37 – Диаграмма деятельности по прецеденту «Удалить запись из базы данных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.3 Подсистема поиска информации

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря