Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2015 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря на примере центральной межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района.
В первой главе дипломной работы подробно рассматривается предметная область, дается характеристика организации, проводится анализ исторических аспектов и нормативно-правовой базы работы библиотеки.
Во второй главе дипломной работы производится проектирование автоматизированного рабочего места библиотекаря, приводятся требования к разрабатываемой системе, описываются алгоритмы функционирования разрабатываемой системы.
В третьей главе приводится расчет экономической эффективности проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6
1.1 История библиотеки 6
1.2 Правовые аспекты функционирования библиотеки 16
1.3 Решение проблемы возврата книг читателями 22
1.4 Общая характеристика межпоселенческой библиотеки Змеиногорского района 24
2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 26
2.1 Модель деятельности библиотеки 26
2.2 Модель процесса проектирования 29
2.3 Описание процесса деятельности 34
2.4 Функции разрабатываемой информационной системы 46
2.5 Информационное обеспечение 47
2.5 Функциональные подсистемы 56
2.5.1 Подсистема обеспечения безопасности 56
2.5.2 Подсистема ведения базы данных 60
2.5.3 Подсистема поиска информации 66
2.5.4 Подсистема формирования отчетов 68
2.6 Обеспечивающие подсистемы 71
2.6.1 Техническое обеспечение 71
2.6.2 Программное обеспечение 72
2.6.3 Лингвистическое обеспечение 74
3 РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 85
ПРИЛОЖЕНИЕ В 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 121

Вложенные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 2.02 Мб (Скачать файл)

В качестве обязательных средств защиты информации должны использоваться системные средства защиты и система паролей на уровне администрирования операционной системы.

4.1.6.3 Защита информации средствами администрирования:

сервер БД не должен быть сетевым сервером общего пользования, не использоваться как Internet или почтовый сервер;

выполнение регламентных и других работ на сервере должно производится в присутствии специалиста, ответственного за информационную безопасность;

основной пароль системы должен быть известен только системному администратору и храниться в опечатанном конверте у руководителя службы информатизации;

удаленное администрирование ОС допускается только на добавление/удаление новых пользователей, при смене паролей пользователей.

 

4.1.7 Требования по сохранности  информации

4.1.7.1 Сохранность информации должна  обеспечиваться физическими и  организационными мерами.

К комплексу физических мер относятся:

наличие smart UPS, для обеспечения корректного завершения работы в случае отключения штатного питающего напряжения на длительное время;

наличие аппаратного «зеркала»;

наличие внешней памяти достаточной емкости;

обеспечение работы клиентского программного обеспечения только на уровне транзакций.

К комплексу организационных мер относятся:

обеспечение доступа в помещение в нерабочее время только в экстренных случаях, с обязательным протоколированием времени, сроков и причин пребывания в помещении;

наличие быстро доступной инструкции для экстренного останова и отключения питающего напряжения;

ежедневный backup (резервное копирование базы данных);

ежечасный backup log (резервное копирование транзакций);

дублирование резервной копии БД на внешнем носителе;

хранение не менее трех последних резервных копий.

4.1.7.2 Носители информации должны  храниться в контролируемых уполномоченными  лицами местах, с ограниченным  доступом.

4.1.7.3 Время  выполнения процедур  восстановления данных не должно  превышать 8 часов с момента восстановления работоспособности соответствующих технических средств.

 

4.1.8 Требования к защите от  влияния внешних воздействий

Защита от влияния внешних воздействий должна обеспечиваться:

стандартными техническими средствами (UPS, заземление и т.п.);

организационными средствами (разграничение доступа).

 

4.1.9 Требования к патентной чистоте

Для обеспечения патентной чистоты АРМ библиотекаря должно использоваться лицензионное общесистемное программное обеспечение.

 

4.1.10 Требования по стандартизации  и унификации

Классификация и кодирование информации в АРМ библиотекаря должны осуществляться на основе общероссийских и отраслевых классификаторов, а также классификаторов и справочников, действующих в смежных системах.

 

4.2 Требования к видам обеспечения

4.2.1 Требования к информационному обеспечению

 Информационное обеспечение  представляет собой совокупность  необходимых для функционирования АРМ библиотекаря данных и документов. Данные должны быть организованы в соответствующие таблицы базы данных, обеспечивающие оптимальный доступ к требуемой информации при реализации алгоритмов (поиска, фильтрации, сортировки).

В состав информационного обеспечения входят: нормативно-справочная информация, входные данные, выходные данные, система управления базами данных (СУБД).

Состав данных должен быть достаточным для выполнения всех функций АРМ библиотекаря и отвечать требованиям: полноты, достоверности, однозначной идентификации, непротиворечивости, необходимой точности представления.

Информационная база данных должна представлять собой  реляционную базу данных, состоящую из связанных между собой информационных таблиц. В качестве СУБД должна быть использована промышленная, стандартная СУБД.

Классификация и кодирование информации в АРМ библиотекаря должны осуществляться на основе общероссийских и отраслевых классификаторов, а также классификаторов и справочников, действующих в смежных системах.

 

4.2.2 Требования к лингвистическому  обеспечению

 

Подсистема лингвистического обеспечения включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в информационных системах, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с ЭИС.

Языковые средства, включенные в данную подсистему, делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ (информационно-поисковые языки, языки СУБД, языки операционных сред, входные языки пакетов прикладных программ).

 

4.2.3 Требования к программному обеспечению 

 Программное обеспечение (ПО) АРМ библиотекаря должно быть разработано в архитектуре клиент – сервер БД, обеспечивающей гибкое управление системой в целом, высокую производительность работы, масштабируемость. Допускается расположение сервера БД на том же компьютере, на котором установлено клиентской приложение.

Программное обеспечение АРМ библиотекаря состоит из:

общесистемного ПО;

функционального ПО.

 Общесистемное ПО обеспечивает  работу функционального ПО и  его сетевое взаимодействие.

В состав общесистемного ПО входят:

операционные системы (OC);

системы управления базами данных, включая средства импорта-экспорта и преобразования данных;

системы драйверов и/или менеджеров для организации универсального взаимодействия функционального ПО с конкретной версией СУБД;

системы, обеспечивающие форматированное и наглядное  представление данных для анализа и создания отчетных печатных форм (системы представления данных).

 В качестве ОС должны быть  использованы совместимые высокопроизводительные  сетевые ОС:

MS Windows XP/Vista/7;

В качестве СУБД должна быть использована  Microsoft SQlServer 2005/2008.

В качестве систем представления данных могут использоваться любые средства, обеспечивающие их настройку и сопровождение в процессе эксплуатации на уровне пользователя (т. Е. без специальных знаний и опыта в области программирования). Одной из основных таких систем должен быть пакет Microsoft Office или подобный со схожим пользовательским интерфейсом.

Функциональное ПО  должно выполнять специальные функции, в соответствии с задачами управления и процессами обработки информации в АСОИ.

Разработка функционального ПО должна производиться на:

встроенный язык C#;

языке программирования  и манипулирования реляционными данными в среде используемой СУБД.

Функциональное ПО должно разрабатываться с учетом:

масштабирования по мере усложнения и увеличения объемов обрабатываемой информации;

возможного расширения возможностей АРМ библиотекаря  с помощью подключения новых программных модулей;

максимальной устойчивости частей  ПО при масштабировании и/или расширении возможностей какой-то отдельной его части;

администрирование и управление АРМ должно ограничиваться знаниями используемой СУБД и ее SQL-языка, ОС и программами представления данных.

Функциональное ПО клиента должно выполняться на платформе  Windows XP или выше и требований к переносимости на другие платформы не выдвигается.

 

4.2.4 Требования к организации пользовательских интерфейсов

Пользовательские интерфейсы должны обеспечить выполнение функций пользователей на их рабочих местах с использованием выборочных или всех данных из БД соответствующего уровня.

При разработке пользовательского интерфейса необходимо предусмотреть представление данных в виде:

табличного просмотра;

карточного просмотра.

Табличный просмотр – представление множества объектов БД в виде строк и столбцов, где строки представляют объекты, а столбцы – размерные атрибуты объекта.

Карточный просмотр – представление единичного экземпляра в виде множества атрибутов объекта, имеющие строго определенное место в карточке.

В режиме работы табличного просмотра должны выполняться следующие операции: просмотр, поиск, печать.

Печать должна обеспечивать текущее представление данных на устройство печати с возможностью предварительной корректировки (настройки).

При разработке пользовательских интерфейсов необходимо соблюдать:

адекватность особенностям пользователей – все модули должны быть ориентированы на один уровень пользователей. Необходимо учитывать следующие особенности пользователей:

стаж работы, навыки работы;

опыт работы с подобными системами;

знание терминологии;

физические параметры (возраст).

2) адекватность среде использования  системы. Основные составляющие этой среды:

временные ограничения на выполнение действий;

наличие перерывов в общении пользователей с системой;

разрешение мониторов;

скорость работы системы в целом.

3) адекватность отображения объектов  системой и связи между ними:

взаимное расположение объектов на экране должно соответствовать их логической связи;

 наиболее важная (ключевая) информация  должна быть на виду и легко  доступна;

отсутствие избыточности информации.

преемственность и типизация интерфейса во всех подсистемах:

типичность простых диалогов;

типичность информационных сообщений;

типичность представления данных;

типичность элементов управления.

 

4.2.5 Требования к техническому обеспечению

Технические требования разработаны исходя из условий использования при разработке АРМ библиотекаря  последних версий общесистемного программного обеспечения.

Требования к комплектации  рабочей станции АИС Управление производственным предприятием»:

процессор не ниже 2 ГГц.

оперативная память не менее 1 Гбайт ;

монитор 17’’ с рабочим разрешением 1024x768 точек;

HDD не менее 10 Гбайт;

клавиатура;

мышь.

 

4.2.6 Требования к метрологическому обеспечению

Специальных требований к метрологическому обеспечению АРМ библиотекаря не предъявляется.

 

4.2.7 Требования к организационному обеспечению

Организационное обеспечение АРМ должно быть  представлено совокупностью мероприятий, средств и нормативных документов, определяющих:

нормативно-правовую и организационную базы;

разработку, внедрение и функционирование системы;

финансирование проектирования, внедрения и функционирования системы;

взаимодействие персонала между собой и другими  организациями  и предприятиями города в условиях функционирования АРМ;

структуру и  порядок взаимодействия элементов АРМ;

затраты, источники и эффективность использования денежных средств;

должностные инструкции, устанавливающие функции, права, обязанности и ответственность работников,  участвующих в  эксплуатации АРМ.

Эксплуатация АРМ должна осуществляться персоналом служб и отделов предприятий в соответствии с установленными  полномочиями.

Функции пользователей  и  порядок  работы в АРМ должны быть описаны в документе «Руководство пользователя».

Обучение специалистов  правилам  работы с программным обеспечением АРМ должно происходить в процессе опытной эксплуатации.

 

5 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЕМКИ СИСТЕМЫ

 

5.1 Ввод в действие АРМ библиотекаря  должен  осуществляться в  соответствии с ГОСТ 34.6О1-90 «Автоматизированные системы. Стадии создания».

5.2 Приемка работ по очередям и стадиям создания, порядок согласования и утверждения приемочных документов должен осуществляться в  соответствии с  договорами между Заказчиком и Разработчиком.

5.3 Приемка работ по созданию каждой очереди системы должна  проходить в два этапа:

приемка  на контрольном примере;

ввод  в опытную эксплуатацию (ОЭ).

5.3.1 Приемка системы на контрольном примере заключается в проверке правильности реализации функций,  определенных техническим  заданием,  на  контрольных (тестовых) данных или на минимально необходимом для проверки всех функций  объеме  реальных данных.

5.3.2 Ввод системы в ОЭ заключается в разработке программы ОЭ, утверждаемой Заказчиком, определяющей порядок и сроки проведения работ ОЭ.  В программу ОЭ должны быть  включены  следующие виды работ:

обучение пользователей правилам эксплуатации  системы;

проверка реализации функций системы на реальных данных;

проверка информационных связей системы с другими системами;

доработка системы и корректировка документа «Руководство  пользователя» по замечаниям Заказчика.

В ходе опытной эксплуатации должен вестись рабочий журнал регистрации  сведений о качестве функционирования системы. По результатам опытной эксплуатации составляется  соответствующий акт завершения работ.

5.3.3 По завершении комплексной отладки и опытной эксплуатации системы в целом АРМ библиотекаря  должно быть сдано в промышленную эксплуатацию.

Приемка АРМ библиотекаря  в промышленную эксплуатацию заключается в выполнении следующих работ:

проверки соответствия выполненных работ требованиям технического задания;

проверки работоспособности системы  на реальных данных;

проверки подготовленности пользователей к работе с системой;

выработки рекомендаций по дальнейшему развитию системы.

5.3.4. Для приемки АРМ библиотекаря  в  промышленную  эксплуатацию должна быть создана приемочная комиссия,  в которую входят представители Заказчика и Разработчика.

Работа комиссии завершается подписанием актом приемки-передачи программного продукта.

 

6 ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ РАБОТ ПО  ПОДГОТОВКЕ   ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ К ВВОДУ В ДЕЙСТВИЕ

 

6.1 Для подготовки к вводу в действие АРМ библиотекаря  необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

6.1.1 Организационные мероприятия:

провести обучение персонала;

Информация о работе Разработка автоматизированного рабочего места библиотекаря