Разработка программы регистрации расходных материалов и оборудования в Кемеровском горно-техническом техникуме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 11:09, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной является оптимизация работы отдела информационных технологий посредством разработки и внедрения программного приложения, которое будет обрабатывать и хранить информацию о заявках от подразделений, а также заказов от поставщиков, документы поступления от поставщиков. Разработанная программа позволит вести учет заявок от подразделений, учет поставщиков, их договоров, а также обеспечит возможность по оформлению заказа поставщику на необходимые ресурсы.

Содержание

Введение 7
1. Обзорно – аналитическая часть 9
1.1. Современное состояние автоматизации рассматриваемой предметной области 9
1.2. Характеристика предметной области 12
1.3. Организационная структура предприятия 12
1.4. Основные бизнес – процессы предприятия 18
1.5. Программное и техническое обеспечение предприятия 24
1.6. Постановка задачи 28
1.6.1. Проблемы возникающие при функционировании отдела 28
1.6.2. Автоматизируемые задачи 28
1.6.3. Выбор и обоснование задачи автоматизации 29
1.7. Информационный анализ предметной области 30
1.7.1. Форматы входных документов 30
1.7.2. Описание выходной информации 31
1.8. Бизнес-правила 32
2. Техническое задание 33
2.1. Назначение и цели создания (развития) системы 33
2.2. Характеристики объекта автоматизации 33
2.3. Требования к системе 33
2.3.1. Требования к структуре и функционированию системы 34
2.3.2. Требования к режимам функционирования системы 34
2.3.3. Перспективы развития, модернизации системы 36
2.3.4. Требования к численности и квалификации персонала обслуживающего систему, режиму работы персонала 36
2.3.5. Показатели назначения 36
2.3.6 Требования к надежности 37
2.3.7. Требования к эргономике и технической эстетике 38
2.3.8. Требование к функциям 38
2.3.9. Требования к видам обеспечения 39
2.4. Источники разработки 40
2.5. Обоснование средств разработки 40
3. Экспериментально-проектная часть 43
3.1. Проектирование информационного обеспечения системы 43
3.1.1. Построение модели процессов 43
3.1.2. Построение логической модели данных 43
3.1.3. Описание таблиц базы данных 46
3.1.4. Типовые запросы базы данных 50
3.2. Проектирование программного обеспечения системы 51
3.3. Тестирование и оценка программного продукта 55
3.3.1. Тестирование программного продукта 55
3.3.2. Оценка технико-экономических показателей 57
3.4. Руководство пользователя 59
3.6. Руководство администратора 71
Заключение 74
Список использованных источников 77
Приложение А 78
Приложение Б 81

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 5.13 Мб (Скачать файл)
    • отключение системы. При отключении всей системы, работа с последней информацией должна сохраняться и загружаться автоматически;
    • критическая ошибка. В системе должно быть предусмотрен режим работы системы с последней работающей конфигурацией. А также должен быть персонал, который бы при возникновении ошибки, смог бы быстро локализовать и исправить ошибку в программе;
    • потеря данных при возникновении критических ошибок – в программе должен быть предусмотрен журнал ввода данных. Также при не сохранении информация должна записываться во внешний файл, с возможностью его в загрузки.

2.3.7. Требования к эргономике и технической эстетике

Взаимодействие пользователей с прикладным программным обеспечением, входящим в состав системы должно осуществляться посредством визуального графического интерфейса (GUI).

Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Средства редактирования информации должны удовлетворять принятым соглашениям в части использования функциональных клавиш, режимов работы, поиска, использования оконной системы. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен соответствовать современным эргономическим требованиям и обеспечивать удобный доступ к основным функциям и операциям системы.

Интерфейс должен быть рассчитан на преимущественное использование манипулятора типа «мышь», то есть управление системой должно осуществляться с помощью набора экранных меню, кнопок, значков и т. п. элементов. Клавиатурный режим ввода должен использоваться главным образом при заполнении и/или редактировании текстовых и числовых полей экранных форм.

Все надписи экранных форм, а также сообщения, выдаваемые пользователю (кроме системных сообщений) должны быть на русском языке.

Система должна обеспечивать корректную обработку аварийных ситуаций, вызванных неверными действиями пользователей, неверным форматом или недопустимыми значениями входных данных. В указанных случаях система должна выдавать пользователю соответствующие сообщения, после чего возвращаться в рабочее состояние, предшествовавшее неверной (недопустимой) команде или некорректному вводу данных.

2.3.8. Требование к функциям

Система «Регистрация расходных материалов и компьютерного оборудования» – должна регистрировать заказы на расходные материалы и компьютерное оборудование, вносить изменения в заказы. Форма заполнения заказов должна быть единообразной. При некорректном введении должна быть предусмотрена защита – невозможность сохранения некорректной информации, вывод ошибки «О некорректности данных». Программа должна адекватно отображать данные о заказах, расходных материалах и компьютерном оборудовании на предприятии.

В системе должна выполнять следующие функции:

  • заносить информацию в справочник «Номенклатура», поддерживать функцию изменения информацию;
  • заносить данные  о поставщиках, подразделениях изменять эти данные;
  • регистрировать заявки от ОИТ вносить изменения;
  • регистрировать заказ от ИОТ, вносить изменения;
  • заносить данные о количестве принятых на баланс компьютерного оборудования, изменять данные, списывать с баланса;
  • обеспечивать поиск принятого компьютерного оборудования  на баланс, заказа по номеру;
  • выводить на печать заказ;
  • выводить отчет выполненных заказов за определенный период;
  • выводить отчет списанное оборудование/материал.

2.3.9. Требования к видам обеспечения

Информационное обеспечение. Входящая информация  о расходных материалах (бумага, канцелярские принадлежности), компьютерное  оборудование, данные о подразделениях техникума, сотрудниках предприятия, образцы заказов, а также данные о поставщиках.

 Для функционирования  системы необходимо иметь маршрутизатор -1 шт. , 3 офисных компьютеров, локальная вычислительная сеть, 1 принтер, 1 сканер.

Чтобы обеспечить работу системы необходимо иметь следующее программное обеспечение Windows XP, Microsoft.Net Framework 4, Firebird 2.5.

Перечень работ необходимых для создания системы «Учет расходных материалов и компьютерного оборудования», рисунок 2.1:

Рисунок 2.1. – Диаграмма Ганта «Перечень этапов по созданию системы»

2.4. Источники разработки

В таблице 2.1 отображен список документации и информационных материалов, на основании которых разрабатывалось техническое задание и которые должны быть использованы при создании системы.

Таблица 2.1 – Перечень документации

Стадия создания

Наименование документа

Исследование и обоснование создания АС

Схема организационной структуры

Технический проект

Схема функциональной структуры

Схема автоматизации

Перечень входных сигналов и данных

Перечень выходных сигналов (документов)

Описание автоматизируемых функций

Рабочая документация

Ведомость эксплуатационных документов

Массив входных данных

Каталог базы данных

Состав выходных данных (сообщений)

Методика (технология) автоматизированного проектирования

Руководство пользователя

Общее описание системы


 

2.5. Обоснование средств разработки

Немаловажной частью разработки будущей системы будет выбор средств разработки. Эта часть повлияет на стоимость разработки, длительность работы написания кода, а также особенности работы будущей системы.

Требования к приложению:

  1. высокое быстродействие (этот критерий важен для работы с большим объемом списка документов, а также быстрый доступ к файловому серверу для ознакомления с документами);
  2. надёжность системы (иногда работа техникума может приостанавливаться из-за неполадок системы);
  3. безопасность (защита от потери информации, некорректных транзакций сотрудников, приводящих к изменению данных или их утрате);
  4. удобный пользовательский интерфейс.

Также необходимо определиться какие компоненты будут присутствовать в будущей системе:

  • база данных заявок от подразделений, заказов;
  • приложение – в многопользовательском режиме.

Исходя из вышеперечисленных требований, были выбраны следующие средства:

  • Microsoft Visual Studio 2010 Professional, язык программирования VBA;
  • СУБД Microsoft Access – будущая база данных учета поставок товаров в администрации.

Рассмотрим эти средства:

1) Microsoft Visual Studio — линейка продуктов техникума Майкрософт, включающих интегрированную среду разработки программного обеспечения и ряд других инструментальных средств.

Microsoft Visual Studio 2010 Professional — необходимое средство для независимых разработчиков, позволяющее решать основные задачи разработки. Система упрощает создание, отладку и развертывание приложений на различных платформах, включая SharePoint и облачную среду. Visual Studio 2010 Professional включает встроенную поддержку модели «разработка через тестирование», а также инструментов отладки, которые обеспечивают создание высококачественных решений.

Написание программного кода часто требует одновременной работы с несколькими конструкторами и редакторами. Visual Studio 2010 Professional помогает разработчику организовать цифровое окружение благодаря поддержке нескольких мониторов, что упрощает работу над программами. Также отметим, что данная среда разработки присутствует в программном обеспечении техникума, поэтому стоимость данного продукта не повлияет на разработку информационной системы [6].

    1. Microsoft Office Access или просто Microsoft Access — реляционная СУБД корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включая связанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных. Благодаря встроенному языку VBA, в самом Access можно писать приложения, работающие с базами данных.

Основные компоненты MS Access:

  • построитель таблиц;
  • построитель экранных форм;
  • построитель SQL-запросов;
  • построитель отчётов, выводимых на печать.

Они могут вызывать скрипты на языке VBA, поэтому MS Access позволяет разрабатывать приложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.MS Access является файл-серверной СУБД и потому применима лишь к маленьким приложениям. Отсутствует ряд механизмов, необходимых в многопользовательских БД, таких, например, как триггеры.

Существенно расширяет возможности MS Access по написанию приложений механизм связи с различными внешними СУБД: «связанные таблицы» (связь с таблицей СУБД) и «запросы к серверу» (запрос на диалекте SQL, который «понимает» СУБД). Также MS Access позволяет строить полноценные клиент-серверные приложения на СУБД MS SQL Server. При этом имеется возможность совместить с присущей MS Access простотой инструменты для управления БД и средства разработки [10].

Далее рассмотрим причины выбора:

  • опыт разработки с данными приложениями;
  • гибкость, а также работа приложения в Windows ОС, многоплатформенность;
  • полностью подходят для эксплуатации на предприятии.

3. Экспериментально-проектная часть

3.1. Проектирование информационного обеспечения системы

3.1.1. Построение модели процессов

Будущая программа напрямую не приносит прибыль, а является лишь дополнительным сервисом, следовательно, для выбора средств разработки выбирались имеющиеся на данном предприятии. В качестве СУБД использовалась Access, так как средства Microsoft Office достаточны распространены. Помимо этого для работы с файлами *.mdb существует множество программ распространяемых бесплатно, что позволит просматривать структуру таблиц и с легкостью использовать информацию для создания других видов справки. Для написания оболочки программы был использован язык Visual Basic на платформе Net.Framework из-за его гибкости и простоты, а так же доступности. Для написания была выбрана среда разработки Visual Studio 2010, которая обладает всеми необходимыми компонентами для создания наиболее подходящего интерфейса.

3.1.2. Построение логической модели данных

Каждая задача, при проектировании, нуждается в построении логической модели данных, которые, в данный период времени, строятся с помощью CASE – средств.

В данном проекте рассматриваются логические модели, отличающиеся по глубине представления информации о данных:

  • диаграмма сущность – связь (Entity Relationship Diagram - ERD);
  • логическая структура БД.

Диаграмма сущность – связь представляет собой модель данных верхнего уровня [8]. Она включает сущность и взаимосвязи, отражающие основные бизнес – правила предметной области. Данная диаграмма не слишком детализирована, в нее включаются основные сущности и связи между ними, которые удовлетворяют основным требованиям, предъявляемым к информационной системе. Диаграмма сущность – связь может включать связи многие – ко – многим и не включать описание ключей. Для данного проекта диаграмма сущность – связь представлена, рисунок 3.1.

 

Рисунок 3.1. – База данных регистрации расходных материалов и компьютерного оборудования

Основные объекты, которые необходимы для проектирования будущей базы данных, это: единица измерения, номенклатура, подразделение, акт списания, список списано, список на балансе, документ поступления, заказ, поставщик, заявки, список заявки. Распишем значимость этих объектов для будущей базы данных:

    1. единица измерения – базовая единица измерения номенклатуры;
    2. номенклатура – ресурс, материал, мебель, канцтовары необходимый для удовлетворения заявки от подразделения администрации;
    3. список на балансе – список компьютерного оборудования, которое стоит на учете техникума;
    4. подразделение – отдел техникума, где работает материально ответственное лицо;
    5. акт списания – список номенклатуры, которая пришла в годность использования в техникуме, здесь присутствуют следующие атрибуты:
  • номер списка; 
  • дата списка;
  • список ресурсов:
  • номенклатура;
  • необходимое количество;
    1. заявка от подразделений – список необходимых ресурсов для удовлетворения потребности конкретного подразделения, здесь присутствуют следующие атрибуты:
  • номер заявки; 
  • дата заявки;
  • подразделение, для которого необходимы ресурсы;
  • список ресурсов:
  • номенклатура;
  • необходимое количество;
    1. заказ – список материалов/оборудования в необходимом количестве для конкретного поставщика, здесь присутствуют следующие атрибуты:
  • дата заказа;
  • номер заказа;
  • список ресурсов:
  • номенклатура;
  • необходимое количество;

Информация о работе Разработка программы регистрации расходных материалов и оборудования в Кемеровском горно-техническом техникуме