Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

Слово в литературе используется не только как понятие, пусть и со специфическим значением, но и как набор звуков, окрашенных определенной интонацией. Одним из важных средств передачи информации в литературе является «музыка слов», особый ритм, передающий эмоциональное состояние. Можно сказать, что литературный образ – это некая совокупность слов, объединенных единством значения и звучания. «Одно и то же слово, произнесенное с различными интонациями, может иметь различные значения. Звуковая конкретность слова является изначальной формой его существования, сущность слов, в конечном итоге, основана на звучании. Поэтому литература не может не считаться со звучащим словом, с его благозвучностью и созвучиями, с семантической и эстетической оформленностью звуковых качеств речи, с эстетической и семантической адекватностью звучания тексту». (62; 190)

Не только слова, но и звуки имеют свои значения, наполнены собственным содержанием. Причем это содержание носит не индивидуальный, а коллективный (присущий большинству носителей данного языка) характер. Мы знаем, что бывают звуки мягкие и твердые, глухие и звонкие. Проведенные эксперименты показали, что звуки также могут быть оценены опрашиваемыми как «хорошие» и «плохие», «большие» и «маленькие», «грубые» и «нежные», «светлые» и «темные».  Например, большинство опрашиваемых носителей русского языка звук «А» считают хорошим, а звуки «Ф» и «Х» - плохими; звук «Ш» - темным, а звук «О» - светлым; «Щ» - горячим, а «Р» - холодным. Если посмотреть все характеристики звука «Ф», то окажется, что он плохой, грубый, темный, пассивный, отталкивающий, шероховатый, тяжелый, грустный, страшный тусклый, печальный, тихий, трусливый, злой, хилый, медленный. (20; 12 – 18.) Можно представить какое настроение или отношение к отображаемому объекту возникает у читателя при восприятии текста, в котором много слов с этим звуком.

В звуках пушкинского стиха

Как будто грома грохотанье –

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой

Явственно слышится грохот медных копыт коня по булыжнику пустынных улиц. А звуковое оформление лермонтовской «Русалки» передает плеск речной волны, медленные плавные движения плывущей русалки:

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной.

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны».

Несомненно, для поэта наряду со значением слов важна также значимость звуков, и поэт  организует звучание стихотворения так, что оно аккомпанирует основному значению, выраженному в словах текста.

Звуки не только насыщены эмоциональным содержанием, они имеют и цветовую окраску.  По результатам опросов оказалось, что большинство людей придают гласным звукам сходную окраску: «А» - густо-красный, «Я» - ярко-красный, «И» - синий, «О» - светло-желтый или белый, «Е» - зеленый, «У» - темно-синий или сине-зеленый, «Ы» - темно-коричневый или черный и т.д.  Преобладание того или иного гласного в стихотворении придает ему соответствующую окраску. Вот, например, отрывок из «Персидских мотивов С. Есенина:

Воздух прозрачный и синий.

Выйду в цветение жизни.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Употребление звука «И» в этом стихотворении превышает норму в три раза, что при чтении вызывает ощущение синего цвета.

Таким образом, средства передачи информации в литературных произведениях очень разнообразны. Но главное: все виды искусства тесно взаимосвязаны, и мы можем говорить, например, о рисунке танца, о том, что архитектура – это застывшая музыка. «Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат, но не видят», - писал Леонардо да Винчи. Когда-то в древности единое Искусство, разделившееся на виды, продолжает оставаться единым и доныне. «Вдумайтесь, - пишет А.П. Журавлев,- во взаимопроникновение разных видов творчества, - музыки звуков, поэзии слов, красок живописи, почувствуйте гармонию их слияния и вы постигните единый смысл Искусства». (20; 117.)

Таким образом, несмотря на то, что разные виды искусства существенно различаются, по характеру отражения действительности, они объединены самой сущностью искусства, как духовно-практической деятельности по передаче, трансляции жизненных смыслов и отношений. Поэтому и средства, используемые в различных видах искусства для передачи информации, должны быть объединены некими общими характеристиками. Д.Л. Леонтьев выделяет восемь видов психологических средств, «служащих для воплощения смыслов в структуре художественных произведений». (29; 33 – 37)

    1. Тематика. Выбор темы и авторской позиции («точки наблюдения, с которой в произведении раскрывается «вид» на действительность») во многом определяется художественными задачами и служит важным средством выражения общего смысла произведения.
    2. Хроника. Сам характер отражения действительности в художественном произведении несет важную информацию. «Смысловая нагруженность и художественная значимость такой информации возникают благодаря неизбежному ее отбору и рафинированию».
    3. Хронотопика. Под хронотопикой Д.Л. Леонтьев понимает трансформацию образа действительности. «Речь идет об искажении в произведении пространственных, временных, вероятностных и других соотношений, структурирование пространственно-временной картины мира». В качестве примера можно назвать увеличение фигур святых, по сравнению с простыми людьми в православных иконах или искажение законов перспективы. Подобные «смысловые центры» можно найти и в литературных произведениях.
    4. Метафорика.  Под ней понимается ассоциативное сочетание фрагментов произведения (точнее фрагментов действительности, отраженной в произведении) по логике и смыслу, заданным художником. Даже при подготовке к изображению натюрморта художник комбинирует и располагает различные предметы, входящие в него, не только в соответствии с законами композиции, но и в соответствии со своими эстетическими предпочтениями, своим настроением, потребностью выразить ту или иную идею или отношение.
    5. Семантика. Под семантикой Д.Л. Леонтьев понимает совокупность знаков - «эмоционально-акустических и эмоционально-визуальных единиц своеобразного кода, языка, в котором закреплены определенные смыслы и значения».
    6. Символика. Если семантика связана с отдельными знаками, несущими сами по себе, изолированно от контекста, минимум информации, то символика имеет отношение к целостным художественным образам. Так же как элементы семантики, символ несет в себе фиксированный смысл. «Этот символ, однако, обусловлен не прямым эффектом психофизиологического воздействия тех или иных стимулов, а устоявшимися исторически возникшими конвенциальными связями». Так, например, в русском фольклоре – конь – символ энергии природы, солнца. А мифологии Ближнего Востока символом солнца считался бык.
    7. Архетипика. Это форма «осмысления и переосмысления человеком событий и обстоятельств его жизни», как правило, во многом обусловленная культурными традициями, которые, как считает Д.Л. Леонтьев, восходят к мифологической картине мира. Строя свое произведение на тех или иных культурных схемах или ломая их, «автор тем самым направляет процессы осмысления зрителям или читателем своего произведения».
    8. Архитектоника. Под архитектоникой Д.Л. Леонтьев понимает общую композицию произведения.

Перечисленные выше средства имеют отношение только к форме художественного произведения. Несмотря на то, что они тоже являются носителями информации, эта информация доходит до реципиента только через содержание, переданное с помощью специфических, исключительно данному виду искусства присущих  выразительных средств.

 

 

 

Особенности художественного восприятия.

 

«Каждый получает наслаждение от

 того, что свойственно его натуре».

                                   (Аристотель)

 

Проблема художественного восприятия.

 

Любое произведение искусства способно воздействовать на человека, изменяя состояние его эмоциональной сферы, порождая определенные мысли, отношения. Именно это воздействие обуславливает то место, которое занимает искусство в обществе в течение многих тысячелетий. Характер и степень воздействия напрямую зависят от особенностей его восприятия человеком. Более того, далеко не все и не всегда способны воспринимать тот или иной продукт творчества как произведение искусства, о чем мы уже говорили. В связи с этим проблема художественного восприятия является одной из наиболее значимых в психологии искусства.

Восприятие искусства есть сокровенный, личный, интимный процесс, протекающий в глубине сознания человека и трудно фиксируемый при наблюдении. Впервые проблема художественного восприятия теоретически была осмыслена Аристотелем в его учении о катарсисе. Художественное воздействие искусства было понято им как очищение души с помощью аффектов сострадания и страха.

В течение долгой истории эстетики теория художественного восприятия не получала большого развития в силу ее сложности и зависимости от развития таких областей знаний, как психология и психофизиология. Основным способом изучения этой проблемы оставалось самонаблюдение теоретика за собственными реакциями на художественное произведение, сопоставление их с реакциями других людей. В настоящее время открыты возможности экспериментального изучения художественной рецепции. Начавшееся еще в XIX веке экспериментальное изучение художественного восприятия, строилось на основе тестов-опросников, дающих возможность выяснить особенности восприятия произведения искусства (преимущественно, музыки) разными людьми. Эти тесты недостаточно раскрывают сложность механизмов художественного восприятия, но выявляют богатство его индивидуальных различий. Эти же исследования позволили выявить две основные формы художественного восприятия: 1) собственно восприятие (осознание смысла произведения, «расшифровка» знаковой системы, понимание текста, картины и т.д.) и 2) реакция на восприятие (возникновение особого эмоционального состояния, мыслей, идей, ценностей и др.)

Психологические, а тем более, психофизиологические механизмы художественного восприятия до конца не изучены и в настоящее время. Опытное изучение восприятия человеком произведения искусства осложняется тем, что реципиент оказывается в неестественных условиях. Ощущая наблюдение за собой, он идет навстречу ожиданиям экспериментатора, начинает контролировать свои чувства, сосредотачивается на них, чтобы иметь возможность описать свои впечатления. Это приводит к тому, что его эмоциональные реакции утрачивают свою естественность. Поэтому, несмотря на большое количество авторов, занимающихся психологией художественного восприятия (Леонтьев Д.Л., Еремеев А.Ф., Сахор А.Н., Рапоппорт С.Х., Бодрова Е.В., Беленькая Л.И. и др.), его проблемы во многом не изучены.

Среди наиболее часто освещаемых в нашей литературе вопросов, посвященных данной проблеме, следует выделить три: во-первых, роль эмоций в восприятии произведения искусства, во-вторых, факторы этого восприятии и, в-третьих, связанный со вторым вопрос об индивидуальных особенностях художественного восприятия.

 

Эмоциональная сторона художественного восприятия.

 

Несмотря на то, что художественное восприятие представляет собой сложный процесс, опирающийся во многом на интеллектуальную сферу, для него, как и для любого другого акта восприятия характерна тесная связь с ощущениями. Ощущение – это отражение отдельных свойств вещей или явлений с помощью органов чувств. Главную роль, таким образом, в процессе ощущения, а следовательно, и восприятия играют наши органы чувств, точнее анализаторы. В структуру анализатора входят рецептор (сам орган чувств: глаз, ухо, нервные окончания на кончиках пальцев и т.д.), проводящие нервные пути, по которым сигнал от рецептора поступает в головной мозг и соответствующий участок головного мозга, где происходит обработка полученной информации.

Конечно, далеко не все ощущения имеют отношение к художественному восприятию. Большинство из них являются рефлекторными и связаны с биологическими потребностями. Не все наши органы чувств участвуют в восприятии произведения искусства. Например, вкусовые и тактильные ощущения не относятся к числу тех, которые могли бы принять участие в эстетических перцепциях. С другой стороны, зрительные и слуховые рецепторы принимают активное участие в восприятии художественных образов. Причем, бывает, что эстетические объекты воспринимаются чисто сенсуально, то есть на уровне ощущений, лишь в форме чувственного раздражения. Это относится, например, к музыке, которой мы приписываем нередко такие характеристики как «приятная» и «неприятная», свойственные для категории ощущений. Однако, как отмечает Е. Шимунек, «чувственные переживания и сенсуальное восприятие имеют свою специфику, их нельзя отождествлять с эстетическими переживаниями и эстетическим восприятием, которые носят духовный характер, что как раз у чувственных переживаний (например, у вкусовых) отсутствует». (62; 38)

Художественное восприятие – это совершенно особый вид восприятия, отличающийся от простых чувственных переживаний не только степенью участия в нем сознательного, интеллектуального компонента. Интеллектуальная сторона присутствует и в простом чувственном восприятии. В отличие от него восприятие художественных произведений имеет смысловой аспект, являющийся основой эмоциональной стороны художественного восприятия.

Одним из первых психологов, попытавшихся объяснить особенности возникновения эмоций в процессе восприятия художественного произведения, был немецкий ученый Т. Липпс – автор теории «вчувствования». Он исходил из того, что природа художественного наслаждения есть не что иное как «объективное самонаслаждение». Все эмоциональные реакции, возникающие у человека в момент восприятия искусства, есть лишь ответ на самые общие импульсы, посылаемые произведением. Сила и характер воздействия, таким образом, напрямую зависят от умения человека преобразовывать эти импульсы в собственные интимные переживания. Основополагающую роль при этом играют индивидуальные воображение и фантазия. Т. Липпс не различает обыденные эмоции и эстетические переживания. Одним из его основных оппонентов был Л.С. Выготский, который критиковал его за это. «Мы знаем, что художественное произведение представляет собой особым образом организованную систему  внешних впечатлений или чувственных воздействий на организм. Однако эти чувственные воздействия организованы и построены таким образом, что возбуждают в организме иного рода реакции, чем обычно, и эта особая деятельность, связанная с эстетическими раздражителями, составляет природу эстетического переживания» (14; 278.)

Для понимания природы художественного восприятия важно видеть связь, существующую между фантазией и эмоциями. Как считал Л.С. Выготский: «Отличие художественного чувства от обычного следует понимать таким образом, что это есть то же самое чувство, но разрешаемое чрезмерно усиленной деятельностью фантазии».  (14; 264.) Источником наших эмоций являются не только внешние раздражители, но и образы воображения. Примеров этой связи более чем достаточно. Если висящее в комнате пальто кто-то ночью принимает за фигуру человека, то это плод его фантазии, заблуждение. Однако чувство страха, возникающее при этом вполне реально. Произведение искусства – это тоже лишь образ, созданный фантазией художника, но он вызывает у нас реальные, нередко довольно сильные эмоции.

Художественные эмоции – это всегда парциальные эмоции, то есть такие, которые не побуждают к действию. Л.С. Выготский называет эти эмоции «умными». «Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются, преимущественно, в образах фантазии.» (14; 265.) Если сильное переживание в жизни побуждает человека к активности, к стремлению, так или иначе, преодолеть эту ситуацию, то в искусстве сильное переживание самодостаточно. Более того, в результате эстетических переживаний происходит своеобразная нейтрализация, «перегорание» и отрицательных эмоций, порождаемых реальностью. Это является основой того чувства удовлетворения, которое испытывает человек от общения с искусством.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"