Краткий конспект лекций
к дисциплине «Первобытное искусство»
Тема 1 Эволюция человека и первобытное
общество
Тема 2 История открытия памятников
первобытного искусства
Изучение палеолитического
изобразительного искусства изначально
было наполнено трудностями, связанными с ломкой
традиционных взглядов в науке. Сегодня,
как и 150 лет назад, искусство древнего
человека вновь вызывает бурные
дискуссии, так как вместе с новыми
открытиями меняются давно устоявшиеся
в научной литературе взгляды.
Почти всегда эти споры связаны
с современными представлениями о палеолитических
людях. На заре изучения наскальной
живописи - в конце XIX - начале XX веков,
немногие верили в то, что великолепные
многоцветные реалистические рисунки
мог выполнить «примитивный» человек
каменного века. Впоследствии дальнейшее
изучение вопроса показало, что зачатки
изобразительной деятельности присущи
уже неандертальцу в период
мустье - 45-35 тыс. лет назад. Сейчас вновь
происходит трансформация сложившихся
представлений - ученые утверждают, что
древние люди имели развитую счетную систему,
календарь, основанный на движении небесных
тел, и что все это они фиксировали
с помощью рисунков.
Таким образом, если раньше
палеолитические люди считались
примитивными и телесно и умственно, то теперь
ученые доказывают их гениальность. На
самом деле же не было ни того, ни другого
и уровень развития доисторического человека
был естественным для этого этапа его
развития. Палеолитический человек –
это Homo sapiens в полном смысле слова – человек
разумный, мыслящий, рисующий, с определенными
эстетическими и мифологическими воззрениями,
но в то же время у него еще нет ни производительного
хозяйства, ни гончарного производства,
всего того, что позволит нам говорить
о неолитической «революции».
И
все же, прежде чем сделать
такие выводы, исследователям искусства
палеолита пришлось пройти
долгий путь к признанию существования
у древнего человека изобразительной
деятельности.
Годом
«рождения» палеолитического искусства
принято считать 1834 г., когда археолог-любитель
Андре Бруйе в гроте Шаффо (Франция) обнаружил
реалистический, хотя и примитивный
по технике исполнения рисунок животных.
Это ставшее впоследствии знаменитым
изображение на костяной пластине, выполненное
кремневым резцом и воспроизводящее фигурки
двух ланей с тщательно прорисованными
мордочками. Приблизительно с
этого времени начинается длительное
противостояние мнений, приведшее, в конце
концов, к признанию палеолитического
искусства.
Мысль
о существовании изобразительного творчества
у человека древнего каменного века, к
тому же такого совершенного, противоречила
всем сложившимся представлениям науки
того периода. Оспаривалось не только
наличие искусства в столь отдаленные
времена, но и сама возможность существования
тогда человека. Еще в начале XIX в.
член Академии Наук Франции и маститый
ученый - Жорж Кювье утверждал: «ископаемый
человек не существовал». Однако исследования
преподносили новые факты, с которыми
невозможно было не считаться. Все чаще
во время раскопок пещер обнаруживают
кости человека, залегающие вперемешку
с грубо оббитыми кремнями и костями ископаемых
животных: мамонта, пещерного медведя,
шерстистого носорога. В научных кругах
становится невозможным и дальше отрицать
очевидное, и «допотопный человек» получает
«право на жизнь». После того, как этому
открытию был придан официальный статус,
и процесс признания доисторического
искусства перешел в новую фазу.
Несмотря
на то, что устоявшаяся точка
зрения менялась медленно, к концу XIX в. у большинства археологов,
палеонтологов, антропологов получило
признание так называемое «мобильное
искусство» (статуэтки, рисунки на
обломках кости и рога, предметах утвари).
Доказательство
существования в палеолите
искусства «малых форм» во многом является заслугой Эдуарда
Ларте. Именно он, в 1864 г., обнаружил в пещере
Ла Мадлен (Франция) кусок бивня мамонта
на котором были нанесены изображения
тех же животных, что явилось бесспорным
доказательством палеолитического
происхождения предыдущих находок.
Однако ученый так и не смог в полной мере
ощутить всю значимость своего открытия,
расценивая найденные произведения как
нечто естественное - как проявление врожденного
художественного чувства у человека древнекаменного
века.
Гораздо
сложнее дело обстояло с признанием
«монументального искусства» (настенных
росписей, гравировок, рельефов).
Сами наскальные рисунки, как правило,
были бессильны археологически удостоверить
собственную древность. Поэтому их признанию
сопутствовали длительные споры, а также
атмосфера подозрительности ко всем новым
находкам.
Первым
известным нам исследователем,
который в 1864 г. повстречался
с произведениями палеолитического
искусства, стал французский палеонтолог
Ф. Гарригу. Местный проводник
показал ему пещеру Нио (Франция), где ученый
увидел удивительно живые рисунки
бизонов, диких лошадей, горных
козлов. Гарригу был поражен наскальной
живописью, но не мог даже предположить,
что ее оставил «допотопный человек»,
потому оставил это событие без должного
внимания. И только в 1906 г.
«Черный салон» Нио был официально открыт
наукой.
В 1878
г. Леопольд Широн проводил
исследования в гроте Шабо (Франция).
На стене его входной части
ученый увидел множество сложно
перепутанных и глубоко прочерченных
линий. В их сплетениях можно было различить
примитивные изображения человеческой
фигуры, а также животных и птицы. Настенные
гравировки размещались в Шабо как раз
над слоем, в котором залегали изделия
древнекаменного века, и поэтому напрашивался
вывод, что изображения относятся к тому
же времени. Но предрассудки, существующие
в науке, были настолько сильны, что и Широн
не смог допустить даже мысли о том, что
эта живопись относится к «допотопному»
времени.
В 1879
г. Ж. Маришар публикует документированное
сообщение о виденных им «примитивных
граффити» и большом количестве гравированных
линий в гротах департамента Арьеж
(Франция), но его сведения оставили
без внимания.
В 1883
г. Франсуа Дало заметил на
стенах французского грота Пер-нон
Пер глубокие пересекающиеся резные линии, но не придал
им значения. В том же году аббат Д.
Ко-Дюрбан исследовал пещеру Марсула.
Он обратил внимание на хорошо видимые
линии, сделанные красной краской. Присмотревшись,
священник обнаружил рисунки бизонов,
лошадей, горных козлов. Позднее, в 1897 г.,
Феликс Реньо нашел в Марсуле и другие
изображения, выполненные красной и черной
красками.
Существование
у «допотопного человека» живописи
такого высокого уровня было
настолько невероятно, что ученые,
обнаруживавшие ставшие уже довольно многочисленными палеолитические
рисунки просто не придавали им значения,
считая, что их авторами являются деревенские
пастухи, кельтские племена – кто угодно,
но не доисторический человек. И все это
несмотря на то, что на пещерных росписях
были изображены ископаемые, уже давно
вымершие животные.
Но по-настоящему
привлекли внимание мировой общественности
к проблеме доисторического искусства
дискуссии, вызванные обнаруженными
в 1879 г. археологом-любителем Марселино
Санс де Саутуолой настенными
росписями в гроте Альтамира (Испания).
Саутуола
выступил с обнародованием своего
открытия в 1880 г. В книге
«Краткие заметки по поводу
некоторых предысторических предметов,
найденных в провинции Сантандер»
он утверждал, что найденные
им рисунки относятся к доисторическим временам.
Однако его гипотезу встретили весьма
скептически и даже обвинили исследователя
в фальсификации, в том, что многокрасочная
живопись Альтамиры была делом его рук.
Как высказался авторитетный антрополог
Г. Мортилье: «Это не больше, чем фарс, настоящая
карикатура, созданная для того, чтобы
вдоволь посмеяться над слишком легковерными
палеоэтнологами». Саутуола умер в 1888
г., так и не сумев доказать своей
правоты.
По сути,
в том, что научный мир не
признал рисунки Альтамиры палеолитическими, не было ничего
удивительного. Долгое время ученые связывали
с пещерой только такое понятие как «призрак
пещеры» – средоточие всего самого темного,
низкого, индивидуально-зоологического.
Исследователи полагали, что на протяжении
палеолита человек был существом примитивным,
«животным» по своим потребностям, а, следовательно,
и не нуждающимся в каких-либо проявлениях
духовной жизни. Любопытно, но даже росписи
австралийских аборигенов, обнаруженные
в то время, считали сделанными неизвестным
европейцем.
Однако
уже в 1895 г. происходит событие,
вновь привлекшее всеобщее внимание
к проблеме палеолитической
живописи. Французский археолог
и медик Эмиль Ривьер обнаруживает
древние гравировки и следы
рисунков красной краской
в гроте Ла Мут (Франция) и извещает
о них Академию Наук, а также публикует
в 1895-1897 годах ряд сообщений о своей находке.
Возможность подделки этих рисунков,
расположенных в 94 метрах от входа,
исключалась, в частности, недоступностью
грота до 1895 г. Во время исследований приходилось
разбирать дорогу в галереи пещеры, заваленные
камнями многие века назад. Кроме того,
что сам Ривьер пользовался репутацией
авторитетного исследователя, рисунки,
найденные им в некоторых местах перекрывались
сталагмитовыми натеками, которые также
подтверждали чрезвычайно древний возраст
рисунков.
Несмотря
на эти бесспорные доказательства,
только к 1902 г. в научном
мире, наконец, получает признание
изобразительное искусство палеолитического
человека. Понадобилась сенсация 1901 г. (находки в Фон
де Гом и Комбаррель) для того, чтобы
сразу же был развеян миф о творческой
бесплодности всего четвертичного прошлого.
В этих французских пещерах доктор медицины
Люсьен Капитан, сельский учитель Дени
Пейрони и аббат Анри Брейль обнаружили
изображения мамонтов, северных оленей,
бизонов, покрытые сталагмитовыми
натеками. Как уже говорилось выше,
сталагмитовые натеки на палеолитических
рисунках обнаруживали не впервые, но,
по-видимому, к этому времени количество
найденных росписей древнекаменного человека
перешло в качество, ибо нельзя было дольше
отрицать очевидное. Теперь была пересмотрена
позиция и по поводу Альтамиры. Открытие,
принесшее такое осмеяние Саутуоле, вошло
в анналы истории как шедевр первобытного
творчества, «сикстинская капелла» доисторической
живописи. После этих событий страсть
к изучению живописи первобытного человека,
да и археологии в целом, охватила всю
Европу - началась настоящая «пещерная
лихорадка».
Открытия
настенных росписей древнего
каменного века последовали одно за другим
- только за 10 лет: с 1900 по 1910 гг., и только
во Франко-Кантабрии, было обнаружено
более 30 пещер, содержащих рисунки древних
людей. Среди них такие замечательные
памятники как Лоссель, Нио, Хорнос де
ла Пенья, Гаргас, Марсула.
Любопытно,
что пещеры с палеолитическими
рисунками не всегда были открываемы
«в первый раз». Например, пещера
Руффиньяк (Франция) упоминалась
еще в «Универсальной космографии»
Ф. де Бельфора в 1575 г. При
открытии в ней рисунков в
1956 г. повторилась история Альтамиры. В этот
раз под сомнение поставили надписи, сделанные
над рисунками и около них (с 1500 по 1900 гг.),
удостоверявшие, что рисунки не являются
фальшивкой нового времени. Каповая
пещера на Южном Урале была описана
П.И. Рычковым в 1760 г., а заново «открыта»
в 1959 г. Нио во Франции с XVII в. посещали
туристы, но и не подозревали, что изображения
ее «Черного салона» настолько древние.
Эти яркие,
талантливо и реалистично исполненные
рисунки, не могли оставаться
незамеченными хотя бы уже местными жителями, населявшими
регионы с высокой концентрацией памятников
живописи древнего каменного века. Местное
население не только знало о рисунках,
но даже и могло использовать их для каких-то
специфических целей.
Так,
в 1458 г. Папа Калликст III издал указ, о том, чтобы
религиозные церемонии, имеющие место
в «пещере с рисунками лошади» в Испании
прекратились. Мы не знаем, какую пещеру
он упоминает, но Калликст был из рода
валенсийских Борджиа, поэтому, возможно,
что рисунки находились на территории
Валенсии, и, вполне вероятно, что они были
верхнепалеолитическими – лошадь один
из самых типичных сюжетов этого периода.
Но, все же, с этого времени до нас не дошло
свидетельств о том, что такие произведения
живописи пытались изучить, либо каким-нибудь
образом трактовать.
Необходимо
отметить, что признание палеолитической
живописи в некотором роде
подводит черту под научными
изысканиями рубежа XIX - XX вв. Именно
в это время происходят крупные
трансформации в этнографии,
психологии, антропологии (начало которым
положили работы Э. Тейлора, Дж. Фрэзера,
З. Фрейда) - выдвигаются теории о тотемизме,
анимизме, фетишизме, как о первых формах
религии. Эти понятия распространяются
на первобытную археологию, и палеолитическое
изобразительное искусство получает свое
объяснение, в первую очередь, как отражение
магических представлений «доисторических»
людей.
После
официального признания палеолитического
искусства, в 1903 г., французский
искусствовед Соломон Рейнак
в своей статье «Искусство и магия» формулирует основные
положения магической теории. По его
мнению, живопись древнего человека
являлась составной частью магических
или религиозных обрядов, а многочисленные
«колдовские» изображения животных были
направлены на магическое овладение зверем.