Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
В начале 60-х годов,
уже после открытия росписей
в Каповой пещере, археологическим
изучением этого карстового
Помимо этого в 2006 г. в ходе предварительного обследования пещеры «Козья» в Челябинской области были обнаружены фрагменты изображений, выгравированные на камне. Сравнительный анализ и данные палеозоологии позволили предварительно датировать находку поздним палеолитом. Если предположение подтвердится, то это будет первая находка, выполненная в технике гравировки, обнаруженная в России.
Проблема
датировки и принадлежности
Несмотря
на столь неравномерную
Кроме
Евразии подобные рисунки
Первые палеолитические рисунки были обнаружены в Европе еще 120 лет тому назад, когда самое древнее известное ученым искусство было кельтское и древнеегипетское. Следствием этого стал тот факт, что долгое время палеолитическое изобразительное творчество не было признано в научных кругах и прошло немалое количество времени, прежде чем оно получило право на существование. Тем не менее, после признания живописи древнекаменного века ее изучение пережило подлинную «пещерную лихорадку».
Начиная с конца XIX и начала XX веков, ученые открывали и исследовали расписанные пещеры преимущественно в Европе, что послужило основанием считать данное искусство уникальным. Большинство находок было сделано во Франции и Испании, поэтому и была выдвинута идея о «крайнем Западе», Франко-Кантабрии, как уникальном явлении в художественной истории далекого прошлого. Один из самых первых исследователей творчества палеолитического человека – аббат Анри Брейль писал об этом в своей работе: «Когда в Дордони и Верхних Пиренеях расцветает восхитительное настенное искусство в пещерах, племена, жившие на юго-западных берегах Атлантики и Средиземноморья, не проявляют никаких видимых способностей; основание этому, мне кажется, возникло из разной пищи: тогда как их братья … занимались больше охотой на мамонтов, носорогов, «охота» на съедобных улиток и сбор морских ракушек… были достаточны для прибрежных семей, и это не питало их воображения, не обогащало их память динамическими впечатлениями, глубокими и прочными, необходимыми для рождения искусства».
Во Франко-Кантабрийском регионе находится более 300 украшенных пещер с художественными росписями. Границу данной художественной области исследователи проводили в 1200 километрах от Пиренеев, а за ней ни о каком искусстве речи не велось. Некоторые ученые, уже в середине ХХ века, крайне удивлялись «совершенно странному» наличию пещерных изображений даже на юге Италии, поскольку эта область выходила за границы очерченного ими культурного круга.
Однако со временем границы пришлось сильно раздвинуть. Открытия пещер с росписями в Италии приобрели серийный характер, как только поиском систематически занялись итальянские палеонтологи. Обнаружили подобные пещеры и в Португалии, и на территории Турции, что дало начало версии о западных «художественных» и восточных «нехудожественных» расах. Тем не менее, и она вскоре оказалась несостоятельной.
В 1934 г. С.Н. Замятин
выявил резные гравировки в
гроте Мгвимеви в Западной
Грузии. В 1959 г. пещерные росписи
были открыты на западных
Существует
мнение, что первоначальное
Общие черты в
искусстве разных евразийских
регионов достаточно заметны.
Например, топография уральской
Каповой пещеры почти
О единстве исторического
процесса во всей Евразии
По сути, в этих совпадениях нет ничего удивительного. Многое объясняется единством условий жизни и технического склада первобытного человека. Охотники, например, всюду рисовали зверей. В распоряжении палеолитических людей на всей территории Евразии были приблизительно одни и те же краски, сходные орудия, которыми они процарапывали на стенах пещер живописные рельефы.
Но почему же
палеолитические рисунки
Палеолитические рисунки настолько подвержены разрушительному влиянию извне, что даже частые посещения туристических групп сказываются на них губительно. Например, в случае с Ляско это влияние оказалось настолько значительным, что в 1963 г. правительство Франции выкупило пещеру и в течение 14 лет в ней шли реставрационно-консервационные работы. Сейчас попасть в Ляско может только специалист и только по предварительной заявке. Такая хрупкость первобытной живописи обусловлена тем, что она выполнена при помощи краски, которая разрушается достаточно быстро, особенно в сравнении с гравировками. В 1973 г. Альтамиру посетило 177 тыс. человек (т.е. около 500 человек в день!), что также не могло не сказаться на ее сохранности. В 1977 г. пещеру для посещений закрыли: было установлено, что огромный туристический поток самым пагубным образом влияет на климат внутри пещеры. Изменение влажности и содержания углекислого газа приводило к деградации пигментов росписей. Поэтому неудивителен тот факт, что за несколько десятков тысяч лет рисунки в тех пещерах, микроклимат которых был менее благоприятен, разрушились окончательно, не оставив каких-либо заметных глазу следов.
Еще одним
немаловажным природным
Если
идти далее, рассматривая
Дошедшая до нас палеолитическая живопись в большинстве своем располагается в пещерах. Для первобытного человека пещеры были чрезвычайно важным элементом его существования. Но жить в них было можно только во входных частях, о чем свидетельствуют археологические раскопки, а живопись (в отличие от гравировки) в большинстве случаев располагается в труднодоступных местах - подземных залах, отдаленных галереях.
Однако
дальнейшие исследования
В 1981
г. в Португалии на прибрежных
скалах реки Дору были
Датировка наскальных рисунков Коа вызвала длительные и бурные дебаты. Наиболее известные ученые, исследующие древнее искусство высказали свое мнение на возраст этого памятника. Одна часть их пришла к выводу, что стилистически рисунки относятся к палеолиту – П. Бан, Ж. Клотт, Ж. Зилано. С другой стороны, радиоуглеродный анализ, проведенный Уотчманом, дал возраст сначала в 2000-7000 лет, а затем, более точно 4000-6000 лет (т.е. вне пределов древнего каменного века).
Спор этот не утих до сих пор. Уже в 2006 г. вновь вышла статья, доказывающая, что рисунки долины Коа принадлежат к плейстоцену. На основе термолюминесцентного анализа материальных остатков (орудий, кусочков халцедона) с поселений древнего каменного века, обнаруженных внутри долины, коллектив авторов (Н. Мерсье, Т. Обри, Ж. Зилано) говорят о принадлежности данных петроглифов палеолиту (приблизительно периодам от граветта до мадлена). Все эти разногласия связаны с тем, что методика датирования палеолитических художественных памятников под открытым небом пока еще не разработана.
И все же, отрицать древний
возраст рисунков Коа мы пока
не вправе. Можно предположить, что
теплый климат этих мест, благоприятные
условия для жизни вне гротов
и пещер, стимулировали
Особую черту в наскальном
искусстве долины Коа
К
числу наиболее известных