Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Отпечаток «руки» – это промежуточная стадия между изображением человека и просто знаком. Это персонифицированный символ человека. Необходимо отметить, что рисунки человеческой руки встречаются очень часто на протяжении длительного периода времени и на огромной территории. Вплоть до сегодняшних дней с помощью оттисков ладоней отмечают границы своих земель аборигены Австралии, в качестве оберега используют оттиск руки на стене своего жилища некоторые из племен бедуинов. Изображение руки – один из признаков самоидентификации человека, способ оставить свой след, обособить и определить собственное «Я», возможно, это один из первых способов, позволявших человеку палеолита выделиться из первобытного коллектива, ведавшего фактически всеми сторонами жизни людей. Это стремление к выражению своего «Я» является непременным условием для создания любого произведения искусства вплоть до сегодняшних дней.
Еще одна гипотеза – «простого этапа» была введена в науку французским ученым Буше де Пертом (1788-1868) в XIX в. Она базируется на находках естественных антропоморфных, зооморфных камней. На этой основе им был сделан вывод, что палеолитический человек сначала увидел в природных фигурах изображения, подобные живым существам, а затем начал дополнять и завершать естественные модели.
Против этого предположения говорит устоявшееся мнение о довольно низком интеллектуальном уровне людей ориньяка, которые, в таком случае, не могли обладать абстрактным художественным мышлением, которое позволило бы им домыслить и закончить природный фигурный камень. Однако события последних лет ведут к пересмотру этой гипотезы. Исследователи склоняются к тому, что необходим углубленный анализ познавательных способностей ископаемых гоминид уже нижнего палеолита, так как их графика свидетельствует о необычайно высоком уровне интеллекта предшественников человека современного типа.
Тем не менее,
что касается теории Буше де
Перта, то для установления
связи природных фигурных
а) нести на себе хотя бы незначительные, но бесспорные признаки целенаправленной обработки;
б) входить в определенную группу, говорящую о том специальном отборе, которого не могла выполнить природа;
в) находиться в культурном слое, что свидетельствовало бы о вероятности их преднамеренного приноса.
Как правило, ни одно из этих условий не бывает соблюдено, что позволяет говорить о маловероятности данной теории.
Еще два чрезвычайно
интересных предположения были
сделаны А.Д. Столяром. Первое
- гипотеза о происхождении
1) увенчивание звериной
головой естественного
2) преднамеренное
создание из камней
3) грубая лепка подсобной основы из глины;
4) достаточно выразительная
лепка «безголового» тела
Таким образом, А.Д. Столяр говорит о том, что палеолитический человек преодолевает зависимость от «даров природы» (т.е. наличия естественных фигурных камней) и, беря, инициативу в свои руки, приходит к искусству. В качестве критики теории «натурального макета» можно привести почти те же аргументы, которые касались гипотезы Буше де Перта: для того, чтобы увидеть в очертаниях камня какое-либо животное необходимо в немалой степени владеть абстрактным мышлением. Если таковое уже имеет место в искусстве палеолита (использование, например, природных неровностей поверхностей скалы при создании изображения), то наличие его при зарождении живописи – вопрос очень спорный. Ни в коей мере не стремясь представить человека древнего каменного века более примитивным, чем он был на самом деле, не стоит забывать о не так давно произошедших крупных изменениях в его мозге, которые и дали возможность генезиса и развития изобразительного творчества.
А.Д. Столяр
не был первым исследователем,
который предполагал, что
Стоит отметить, что при изучении вопроса о возникновении искусства проблема того, что возникло первым – живопись или скульптура, чаще всего опускается, хотя она и имеет немаловажное значение. Этот вопрос еще более усложняется тем фактом, что ответить на него совершенно твердо и однозначно практически невозможно. И все же, мы склоняемся во мнении, что первоначальным проявлением человеческого изобразительного творчества была скульптура. Рисунки, выполняемые красками, требовали достаточно серьезной предварительной подготовки – как правило, краситель не просто заимствовался из природы, но проходил определенную обработку – будь то прокаливание на костре либо растирание в порошок и смешивание со связующим раствором. Рисунок сложен, закончен, многоцветен и уже имеет вполне определенную, закрепившуюся за ним цель – это одна из деталей, формировавших палеолитическое святилище.
Скульптура –
несколько иная материя.
Вторая теория, которую А.Д. Столяр предлагает с многочисленными оговорками, говорит о том, что неандертальские медвежьи пещерные святилища (Драхенлох, Зальцофен, Регурду) являются в некоторой мере прототипами художественного творчества, так как человек располагал там кости медведей, руководствуясь какими-то своими эстетическими представлениями.
Фактически, А. Столяр
поддерживает и развивает
«Мустьерцу уже было что изображать - пишет А.Д. Столяр, - и он, по-видимому, уже достаточно созрел для первых творческих попыток: достаточно развитая индустрия, специализированная охота, определенный резерв времени».
Такие пещеры, как Драхенлох, Вильдеманнлислох, Вильдкирхли, Петерсхелле содержат множество костей медведей, принадлежавших до 1000 особей, что, несомненно, говорит о выборочности вида, останки которого приносили в эти труднодоступные места. Достаточно неплохое состояние черепов и прочих костей говорит о быстром их накоплении в течение сравнительно небольшого периода времени. Тот факт, что в пещерах, как правило, отсутствуют культурные слои, означает то, что неандертальцы хотя и многократно посещали пещеры, но не жили в них.
В Драхенлохе нашли 6 каменных ящиков, заполненных длинными костями медведей, а также череп, обложенный камнями. В Петерсхелле медвежьи кости были сложены в нишу и завалены камнями. В пещере Зальцофен 5 выставленных в нишах черепов обложены камнями и поставлены каждый отдельно на плиту, прикрытую тонким слоем угля. В недавно открытой пещере Шове обнаружен медвежий череп, поставленный на край каменной четырехугольной глыбы.
На огромной территории от Франции до Черноморского побережья Кавказа разбросаны памятники, близкие по остеологическим материалам с вышеуказанными альпийскими комплексами. Во французском пещерном комплексе Эшеноз – ла Мелин были обнаружены кости более чем 800 медведей. Подобные памятники зафиксированы в Германии (Картштейн), Трансильвании (Покала, Игрит), на Украине (Нерубайское местонахождение, Ильинка); Хорватии (Ветерники); Венгрии (Ишталлошко).
Геогpафически пpеобладание охоты на медведя и медвежий кyльт в мyстьеpское вpемя огpаничены Центpальной Евpопой и южной половиной Восточной Евpопы (включая и Кавказ).
Древнейшими медвежьими
кладбищами, наводящими на мысль
о нарочитом, ритуальном
Очевидно,
что медведь был важнейшим,
но не единственным предметом
более широкой по видовому
составу символической
Возможно, что
коллекции костей иных животных
нередко создавались под
Немалый труд, вложенный в эти памятники не только ничего не прибавлял к источнику существования человека мустьерского времени, а как раз вычитал нечто из них в ущерб ему, но ведь и искусство не несет на себе утилитарного значения, а в то же время требует от художника затрат времени и материалов.
«Медвежьи» пещеры представляют особый вид постоянной общинной практики. Неандерталец своим трудом создавал зримые символы и воспринимал их в качестве условных и общепонятных, иными словами он « изображал» зверя на доступном ему интеллектуальном и техническом уровне, а это значит, что в какой-то степени он был причастен и к изобразительному искусству. И, несмотря на то, что такое «искусство» должно все-таки ближе стоять к религиозным, нежели эстетическим представлениям, зачатки художественного творчества в действиях неандертальцев несомненны.
Подобное предположение,
гораздо раньше А.Д. Столяра
было высказано С. Н.
Существуют и другие доказательства этой теории: в пещере Басуа (Италия) был обнаружен сталагмит, напоминающий своими очертаниями животное. Предполагают, что неандертальцы, собравшись в этом месте, бросали в него комьями глины. Испещренные ударами камней, копий глиняные или природные «скульптуры» должны были привести к успешному результату в реальной охоте, потому что исход ее был уже предуготован ритуальными действиями. В представлении первобытного человека такая взаимосвязь была вполне очевидна и несомненна. Один из известнейших этнографов своего времени, Д. Фрэзер писал: «анализируя принципы мышления, лежащие в основе магии, мы обнаруживаем, что они сводятся к двум: первый принцип гласит, что сходное происходит от сходного, что следствие подобно своей причине; согласно второму принципу, предметы, которые однажды находились в длительном контакте или общении между собой, продолжают действовать друг на друга тогда, когда это общение прекратилось». Копье, успешно достигшее цели во время обряда было способно поразить и настоящего зверя.
Хотелось бы отметить, что при всей кажущейся несвязности таких действий и искусства взаимоотношение все-таки существует. На раннем этапе человеческой истории все стороны его жизни были органически переплетены. Быт соотносился с магией, магия была неотделима от искусства. Существование обрядовых действий, связанных с костями животных или зооморфными предметами говорит о зарождении эстетического восприятия. Без эстетического не бывает искусства…и искусство, и эстетическое отношение сформировались не сразу, способности к условной передаче конкретно-чувственной или же абстрактной информации вынашивались в недрах первобытности длительное время.
Тема 4 Искусство среднего палеолита
Сегодня искусство палеолита снова вызывает многочисленные споры в связи с новыми находками. Надо сказать, что в изучении первобытного искусства процесс накопления фактических данных, т.е. предметов материальной культуры далек не только от завершения, но и от достаточной полноты, тем более что определить объем этой «достаточности» непросто. Неожиданные открытия были сделаны в последнее время даже на юге Западной Европы, где уже более 100 лет ведутся регулярные и широкомасштабные научные изыскания на сравнительно небольшой территории. Здесь, за последние 10 лет, было найдено около 25 пещер с «доисторической» живописью: Фуэнто дель Салин, Ковасиелла, Эль Боску (Испания), Коске, Кюссак, Шове – Понт – д`Арк (Франция) и др.
Исследование пещеры
Шове стало, наверное, самой большой
сенсацией и самым большим
скандалом после признания