Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Еще одним французским
исследователем, который оказал
значительное влияние на
Автор стремится подчеркнуть, что соотношения между разными видами животных, отнюдь не случайные, но отвечают плану, созданному в уме древнего художника. В виду этого факта, рисунки не могут изучаться ни индивидуально, ни изолированно друг от друга и от общей картины.
Ламинг-Ампрер выделяет две группы произведений наскального искусства, из которых первая расположена снаружи, а другая - в глубинах пещеры. Кроме того, она ставит под сомнение «классические» теории объяснения искусства, которые ссылаются на расположение рисунков в глубоких участках пещеры и в освещенных местах, оценивая их смысл с религиозно-магической точки зрения.
В тематическом
аспекте, она основывалась на
таких понятиях как
Эти предположения
еще привязаны к половой
Ламинг-Ампрер берет в расчет взаимное расположение изображений, и приходит к отрицанию их объяснения как проявления магической природы художественной активности.
А. Ламинг-Ампрер
добавляет новые пункты к
системе хронологической
Значение и смысл искусства
в представлениях А. Ламинг-
Взгляды А. Леруа-Гурана, А. Ламинг-Ампрер и их последователей вполне можно обособить как самостоятельную мифологическую гипотезу. Сущность ее заключается в том, что пещерные рисунки стали рассматривать не в отдельности, а как некую систему тесно взаимосвязанных знаков и символов, где местонахождение, взаиморасположение изображений подчинены определенным правилам. В итоге ученые пришли к выводу о мифологическом содержании палеолитического искусства – рисунки на стенах отражали представления древних о дуализме мужского и женского, жизни и смерти. Образ зверя – это модель тотемного животного, образ женщины – это воплощение мифологического персонажа, и орнаментальный узор на сосуде, на оружии… это знак культового смысла, загадочный или бессодержательный только для непосвященных. Эта теория, соответственно, предполагает наличие ранних мифологических представлений уже в палеолите, а также то, что все пещерное искусство франко-кантабрийского региона, Италии и Урала говорит о существовании палеомифологии.
Поначалу настенные
Стоит
отметить, что, несмотря на ряд
значительных преимуществ,
Отсутствие
объективных критериев
Несмотря
на то, что, на сегодняшний
день и сама магическая теория,
и, прочие, созданные на ее основе,
являются вполне
Длительное время, до признания палеолитического искусства, рассмотрение этой проблемы, как понятия абстрактного, было связано с философией.
Религиозно – идеалистическую точку зрения на сущность и происхождение искусства развивал английский мыслитель и философ Д. Рескин (1819-1900). Он говорил, что окружающему нас миру присущи божественная красота и гармония. Особое совершенство свойственно природе, отмеченной печатью Бога. Именно эту красоту человек воспринимает посредством эстетического чувства, не подвластного рассудку и имеющего божественное происхождение.
Сторонники теории проявления, и, в частности, немецкий философ Г. В. Гегель (1770-1831) считали, что искусство возникает в ходе самопознания идеи. Первоначально материя, природное, преобладает в образах искусства над идеей и последняя лишь едва проглядывает в нем, облекаясь в символы, но в дальнейшем идея расширяет сферы своего влияния и выливается в форме рисунков с осмысленным сюжетом.
Достаточно близка к выше рассмотренной нами теории интуитивная концепция Бенедетто Кроче (1866-1952), стоявшего на позициях гегельянства. По его мнению, интуиция, в отличие от рационального мышления, постигает действительность в ее индивидуальности. Весь мир искусства – плод человеческой интуиции, которая не может существовать вне своего воплощения в линиях, красках, камне, то есть экспрессии в конкретных образах. Б. Кроче первым расценил вопрос об историческом происхождении искусства как эстетически неправомерный: «Если экспрессия является формой сознания, то как можно в таком случае искать источник исторического происхождения чего-то, что не является произведением природы и что обусловлено ходом истории человечества? Как можно выявить исторический генезис того, что является категорией, посредством которой постигается любой генезис и любой исторический факт?».
Приблизительно о том же говорит М.Дж. Херсковитц в его книге «Человек и его труд». Если современная наука не в состоянии дать однозначный ответ на вопрос о том, как возникло искусство, чем оно изначально было для человека и чем стало впоследствии, то в этом проявляется момент истины. Искусство как единство сложилось лишь на очень поздней стадии своего развития. Поэтому и возникают вполне обоснованные сомнения, не существует ли эта интеграция искусства более как понятие, чем в действительности. Древнейшие художественные проявления настолько разбросаны, хаотичны, что в равной степени и трудно, и бесполезно решить, что из них может считаться искусством, и что нет. Искусство упорно сопротивляется процессу унификации.
Теория художественного инстинкта (Платон (427-347 до н.э.), А. Шопенгауэр (1788-1860)) предполагает тот факт, что искусство - инстинктивное проявление высшего мира, видимого человеческой душой. Оно возникло бессознательно, так как являлось неотъемлемой частью человека. В силу некоего природного инстинкта первобытные люди получали безотчетное удовольствие, оставляя следы своей моторной активности - углубления и линии, проделанные пальцами по глине, насечки на кости, камне, отпечатки ладоней на стенах пещер. В ходе подобных занятий человек, побуждаемый столь же инстинктивным стремлением к порядку и ритму, пытается привнести определенную организацию в создаваемые им начертания. Он начинает проводить линии не хаотически, а параллельно, располагает зарубки и насечки в определенной последовательности. Со временем, случайное переплетение штрихов и линий напоминает первобытному человеку очертания реальных объектов природы, пробуждая у «инстинктивно» рисующего человека мысль о возможности намеренного создания подобного изображения, что он и делает, подчиняясь врожденному инстинкту творческого воображения и фантазии. На самом деле, эстетическое чувство развивается в человеке в процессе его духовного развития, на основе восприятия присущего природе совершенства, гармонии и красоты. В данной теории главным недостатком выступает чрезмерная идеализация человека, неприятие того факта, что люди могли стоять на более низкой духовной и интеллектуальной ступени развития, нежели народы, современные авторам.
Теория игры (Ф. Шиллер (1759-1805), Э. Пьет (1827-1906), К. Бюхер, К. Гросс, Й. Хейзинга (1872-1945)) долгое время была очень популярна в западной науке. Она исходила из положения о неразрывной связи человека с животным миром. Отсюда вытекало их стремление объяснить возникновение искусства инстинктом игры, общим у человека и животных. Искусство по этой теории в своем начале есть незаинтересованная деятельность, развивавшаяся из внутренне присущего человеку чувства прекрасного. Получая истинное удовольствие, когда они могли не работать, люди переносили избыток сил в игру. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. Древнейшие изображения делались людьми в часы досуга просто для удовольствия и не имели более глубокого смысла. «Наслаждение чистой формой, красотой есть непонятный шаг, совершаемый человеком. Ни в одной истории человечества я не нашел указаний на этот переход» – пишет Ф. Шиллер.
Интересны в этом
отношении взгляды
Безусловно, в свете современных фактов игровая теория кажется во многом несостоятельной. Нелегко предположить, что создание рисунков в отдаленных, труднодоступных уголках пещер, часто в опасных местах, могло представлять собой просто разновидность игры, не имеющей особого подтекста.
Т. Липпс, О. Конт (1798-1857), Ж.Л. д`Аламбер (1717-1783) были сторонниками теории подражания (имитативной). По ней, краеугольным камнем в возникновении искусства является инстинктивная склонность человека к подражательству, заменившая древним людям слаборазвитый интеллект. Греческий мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин «мимезис» - подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых и птиц, люди научились от паука - ткачеству, от ласточки - постройке домов, пению - от певчих птиц. Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними.
Элемент
подражания действительно
Идеократическая теория Л. Уорда говорит о том, что искусство – плод изобретения человеческого разума, возникший одновременно с «человеком разумным», и являющийся неотъемлемой частью последнего. И хотя, в действительности, многие исследователи тесно связывают возникновение искусства с становлением нового биологического вида человека – Homo sapiens sapiens, мы не можем утверждать, что только биологический фактор повлиял на способность человека к творчеству. Для этого должны были появиться какие-то совсем другие, более значительные причины. Кроме того – обладать каким-то умением и применять его на практике – две совершенно разные вещи. Таким образом, нам представляется неправильным объяснять такую сложную и неоднозначную сторону человеческого существования как художественное творчество, лишь физиологическими возможностями и разумом, хотя никто и не отрицает огромной значимости появления биологической потенции к творчеству. Но не стоит забывать и о том, что даже сегодня, когда такой способностью (т. е. художественной) обладают все люди, далеко не все ее реализуют. Создание произведений живописи требует особых моральных и умственных усилий, благоприятных условий, таланта, наконец.