Лекции по "Первобытному искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций

Краткое описание

Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».

Содержание

Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по первобытному искусству.doc

— 609.00 Кб (Скачать файл)

    Роль визуальных подсказок (своего рода «учебников с иллюстрациями») в таком случае выполняли  верхнепалеолитические изображения разных типов. Помимо этого, предполагается, что некоторые отдельные изображения или целые их комплексы могли служить в качестве топографических маркеров, а то и настоящих карт местности. Наконец для многих произведений живописи и, в основном, графики  ученые пытаются применить календарные и счетные функции. В рисунках видят фиксацию смены сезонов, различных астрономических циклов и иных природных явлений, а также некоего рода «счетные таблицы».

    Вполне  можно найти объяснение и неравномерному  распределению рисунков в пространстве. Скорее всего, появление наскальных  рисунков отражает накопление  в Западной Европе таких объемов  информации, которые было физически невозможно сохранить в памяти и передать устно. Не последнюю роль играет и господство изобразительной традиции в религиозной жизни западноевропейских племен.  В различных регионах для исполнения сходных обрядов вполне могли использоваться различные предметы, будь то рисунок, статуэтка или ритуальный танец. В силу неодинаковости природных условий и исторических особенностей  необходимость визуальной фиксации информации возникла где-то раньше, где-то позже, и потому «очаги» палеолитического искусства выглядят вполне закономерно.

 

   1.4 Происхождение живописи в свете  археологических данных

 

   Иным  образом, но, безусловно, в русле  продолжения прежней традиции, представлены  основные археологические гипотезы, касающиеся  возникновения  изобразительного искусства палеолита.  Надо сказать, что  если предыдущие теории имели в большей степени философскую, психологическую окраску,  то археологии свойственно более  конкретное, скрупулезное изучение непосредственно самих памятников материальной культуры, их местоположения, материалов, которыми и на которых они были выполнены.

    Гипотеза «макарон» (меандров) получила свое название от открытых  первоначально в пиренейских пещерах групп волнистых параллельных линий,  прочерченных пальцами по глине или нанесенных на скалу острым  инструментом. Из этого можно предположить, что человек, случайно прикасаясь пальцами к глине, покрывавшей стены и пол пещер, начинает усваивать идею о возможности чертить на ней изображения.

    Еще  одно не слишком правдоподобное предположение о происхождении этих странных волнистых линий связано с так называемыми «гриффадами». «Гриффадами» принято называть следы когтей пещерных медведей, оставшиеся на поверхности камня (скорее всего доисторические медведи оставляли эти метки, также и с той же целью, как сегодня это делают их потомки на деревьях). Можно предположить, что такие красноречивые царапины могли стимулировать палеолитического человека в свою очередь начать чертить пальцами на стене, сначала на самом податливом материале – глине.

      «Макароны» –  не так просты, как кажутся  на первый взгляд. Это вовсе  не хаотические полосы на стенах  пещеры. На самом деле – это  сложные переплетения параллельных  и пересекающихся линий, образующих  меандры и аналогичные геометрические  формы, с включенными в них очертаниями животных, в целом составляющие единую композицию. Одним из наиболее известных памятников этого типа является пещера Альтамира, где в сплетениях линий можно различить голову быка и контуры лошадей. В пещере Ляско в систему меандров вписан олень, в Монтеспан – лошадь. На стенах Марсулы четко прослеживается голова бизона. Среди переплетающихся линий Пеш Мерль изображены мамонт и олень, а очертания каменного козла перекрещены меандрами в разных направлениях. Такое же сложное переплетение животных и меандров мы видим на стенах и потолке пещеры Гаргас.

      Во французском  Руфиньяке тысячи меандров образуют  одну из самых сложных систем  во всем палеолитическом искусстве.  Здесь присутствует множество  рисунков животных, среди которых немало мамонтов, иногда связанных с меандрами в единый изобразительный комплекс.

      На стенах  испанской  Ла Пилеты – большое количество  изображений животных, антропоморфных  существ, отвлеченных символов, змеевидных  линий и меандров; все это переплетено, животные «вписаны» в меандры, тесно связаны с ними. Одна из характерных особенностей Ла Пилеты – та, что меандры и животные неоднократно обновлены. Скорее всего, периодическое обновление священных изображений в пещерах было составляющей  частью происходившего здесь ритуала. Это указывает на ритуальную функцию, на то, что пещера была святилищем, в котором время от времени происходили какие-то действия.

      Для чего же  палеолитический человек изображал  на стенах пещер такие сложные  и непонятные системы волнистых линий? А. Брейль видел во многих из них образ змеи, А. Леруа-Гуран – фаллическую символику, А. Маршак – отражение представлений, связанных со стихией воды. Все эти гипотезы не принимают во внимание тесную связь меандров и родственных мотивов с изображениями животных и ритуальную периодичность изобразительных комплексов. 

       В. Кабо достаточно  резонно предполагает, что  меандр (или его более архаическое  подобие)  является прототипом  лабиринта и схематическим образом  пещеры. Идя по пути от простого к сложному, меандры приобретали геометрически организованный характер и, наконец, в их композицию включались очертания животных. Очень вероятно, что эти композиции, по своему происхождению и семантике, являются своего рода схемами подземного мира, который в древности часто изображался в виде лабиринта, порою с фигурами животных и антропоморфных существ внутри или рядом; мира, куда уходят и откуда вновь возвращаются животные и люди, вызванные к жизни магическими обрядами. Зачастую рисунки находятся в таких труднодоступных уголках пещер, что путь до них и в самом деле напоминает лабиринт. Этот факт достаточно явственно свидетельствует о сакральном значении таких пещер, о стремлении резко отделить их от обитаемого пространства, укрыть от взглядов непосвященных.

    Если  вернуться от истолкования значения  данных рисунков к вопросу  о том, были ли они первоисточником  для палеолитического искусства,  то материальные памятники, обычно  приводимые в качестве доводов  в пользу  возникновения  рисунков  животных из этих своеобразных линий,   достаточно немногочисленны.   Наиболее часто в качестве доказательства  приводят фриз на  потолке правой галереи Альтамиры, где в сплетениях «макарон» различается искусно выписанная голова быка. Случай этот обладал бы  большой степенью доказательности,  но  точно  определить дату рисунка такого рода (то есть выполненного без применения краски) очень сложно и приходится прибегать к стилистическому анализу. В трактовке же всей эволюции верхнепалеолитического изображения столь детализированная  голова могла появиться лишь после среднего ориньяка, представляя уже развитое искусство. Хотя датирование по стилистике рисунка не слишком надежно, но иногда, за неимением других возможностей, приходится полностью положиться и на него.

   Вдобавок к этому, сторонники данной концепции ссылаются на еще одну пещеру средиземноморского побережья -  Ла Бом-Латрон (Франция).  В  ней были открыты отдельные,  вне «макаронных» фризов изображения зверя,  очерченные многолинейными полосами.  Но это уже не углубленные борозды меандров, а цветные линии, проведенные пальцами. Самые древние «макароны» в цвете не исполнялись, и общность техники ограничивается только тем,  что она в обоих случаях пальцевая. В изобразительном отношении  фигуры Ла Бом-Латрон нельзя рассматривать в качестве прототипов и исходной основы сюжетного рисунка Франко-Кантабрии, тем более, что вероятность датировки этой техники не  самым началом верхнего палеолита,  а более поздним временем достаточно велика.

   При датировке  данной техники исследователи зачастую подвержены влиянию примитивного вида этих «рисунков», и относят данные изображения к более раннему периоду палеолита, нежели реалистичные, полихромные изображения животных. На наш взгляд такое мнение неверно. Силуэты животных, которые можно увидеть в сплетениях «макарон» вполне реалистичны, узнаваемы, и их сложно отнести к пробным или неумелым «наброскам». Представление о линейном пути развития изобразительного искусства в последнее время подвергается суровой и вполне справедливой критике, и потому судить о возрасте произведения лишь по «сюжету» рисунка  неправомерно. Да и вовсе необязательно, чтобы при развитом искусстве все рисунки были одинаково совершенными, к тому же учитывая, что все они не выполнялись рукой одного человека.

  Тем не менее, меандры стали предметом изучения  как свидетельства древнейшей стадии генезиса первобытного наскального искусства и палеолитической символики (в частности,  представлений, связанных с образом змеи, с водной стихией и Нижним миром).

     Еще одна гипотеза, в некотором роде созвучная предыдущей – гипотеза «руки». «Рукой» в первобытном искусстве называют преднамеренно полученное пятно,  повторяющее очертания кисти.  По мнению  сторонников этой теории, такой отпечаток стало прототипом всего палеолитического искусства, и впервые оно было получено при помощи случайного прикосновения к влажной глине на стенах пещер. Первобытный человек оставлял следы, и, видя в них образы, он преднамеренно воспроизводил их (как это делают дети). С этого момента человек ощутил зарезервированную в нем способность творить, и стремится воспроизвести другие сюжеты.

   Скорее  всего, при изображении рук  главной задачей было не отразить  реальность (как в позднейших  случаях при рисовании животных), а оставить след, установить контакт с потусторонними силами, отделенными от художника стеной пещеры. Когда кто-либо клал руку на стену и выдувал на нее краску, цвет руки смешивался с цветом стены. Под воздействием священной краски рука как бы исчезала в скальной поверхности. Это могло дать возможность предоставить человека, возможно больного (или инициируемого), на милость сил потустороннего мира.

   «Руки»  достаточно  многочисленны,  иногда  они образуют целые фризы, состоящие  из десятков и сотен отпечатков (в  пещере  Гаргас  -  более 200, Кастильо - около 50, Мальтравьезо - 30).

    В наскальных изображениях  верхнего палеолита знак руки  чаще всего  изображает левую  руку,  а не правую.  В   пещерах Гаргас (Франция)  и Кастильо (Испания) отпечатков  левых рук  159  (т. е. около  90%  всех  случаев) при 23 правых. Такая же  особенность характерна и для позднейших пиктографических изображений. Почти исключительное преобладание отпечатков  левой  руки  характерно для  пещерных   полупиктографических изображений в Австралии.

   А. Леруа-Гуран полагал,  что отпечаток левой руки является  «женским» знаком, в отличие от «мужского» - правого. Если принять данную концепцию за истинную, становится понятно преобладание изображений именно левых рук на стенах палеолитических пещер, так как на протяжении всего древнего каменного века, количество женских знаков (будь то статуэтки или гинекоморфные символы) значительно превышало мужские. Впрочем, эта тенденция сохраняется на протяжении практически всей истории искусства.

    По  характеру исполнения «руки»  разделяются на позитивные и  негативные.  Первые являются оттисками покрытых краской ладони и пальцев.  Во втором случае кисть с расставленными пальцами передавалась  естественно,  относительно  светлым  фоном скалы,  обрамленная с боков и сверху пятном краски. Руки выполнялись разными цветами – красным или черным, желтым (коричневым), фиолетовым. Иногда панно с оттисками рук может насчитывать три-четыре различных цвета. Подобные цветовые различия, по-видимому, можно объяснить древним противопоставлением цветов, связанным, в конечном счете, с социальной классификацией.

   В основе  обеих техник лежит применение  «трафарета»,  которым в каждом отдельном случае служила реальная рука.  Способ нанесения негативного пятна на скалу и поныне составляет предмет дискуссии. Проводя параллели с австралийскими аборигенами, бытует мнение о том, что краска выдувалась через трубочку, которую держали во рту. Именно «негативные» руки наиболее многочисленны в искусстве палеолита. Вполне возможно, что «позитивные» руки получили меньшее распространение из-за того, что на шероховатой поверхности камня редко получались хорошие отпечатки.

   Немало  оживленных споров велось и  вокруг изображений рук с недостаточно  развитыми пальцами (мутилацией),  которых особенно много в пещере  Гаргас, где обнаружено к тому  же многократное повторение отпечатка одной и той же руки с отрубленным пальцем. Одни утверждали, что это символ (А. Леруа-Гуран, Сент-Ив, Ж. Люке), другие считали ее результатом добровольного увечья,  при котором были  удалены некоторые фаланги (А. Брейль). Последнее предположение основано на этнографических исследованиях – например, бушмены отрезают фаланги в знак траура, готтентоты отсекают мизинец чтобы «прогнать» болезнь. Еще одна версия говорит, о том, что такое увечье могло являться следствием распространенного заболевания, например  обморожения, болезни Рейно (Г. Обермайер, А. Сали), Б. А. Фролов трактует их как элемент счетной системы.

   Почти всеми исследователями  руки считались знаком, отражающим  освоение пространства, а вот  отсутствующие фаланги пытались  объяснить и тем, что пальцы могли быть просто подогнуты. Ныне предпочтение отдается версии о действительном отсутствии фаланг так как экспериментально доказано, что при загибании пальца краска затекает за него, что не отмечается при изучении оригиналов.

   Гравюры  рук, процарапанные на скальной поверхности, известны главным образом из пещер  Барабао  и Кап Бланк. В целом, они гораздо более редки, чем рисованные изображения.

   Социальная  семантика «рук» наглядно  проявляется  в очень строгой регламентации  этих изображений в особых пещерах. Среди всех трафаретов преобладают маленькие руки,  что дает возможность предположить их принадлежность  детям  или подросткам,  и видеть в рисунках деталь обряда инициации.

    В некоторых  случаях отпечаток руки как  бы скомбинирован с изображением животного, как это можно видеть в Пеш-Мерль. Здесь негативная рука находится над огромной фигурой лошади. Можно предположить, что таким образом устанавливалось своего рода право собственности над животным, дабы принести несомненный успех последующей охоте на него.

Информация о работе Лекции по "Первобытному искусству"