Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Против такого объяснения
говорит далеко не только тот
факт, что в течение, по крайней
мере, первых 50 тысяч лет со
времени своего появления люди
современного физического
Но дело в том, что,
помимо факта длительного
Во-первых, следует считаться с тем обстоятельством, что сами изменения в культуре, обозначающие для ученых переход к верхнему палеолиту, не были синхронны, а растянулись на многие тысячелетия. В частности, древнейшие образцы верхнепалеолитического искусства значительно моложе первых ориньякских индустрий.
Во-вторых, выясняется, что в Европе классические неандертальцы были создателями не только мустьерских, но и некоторых ранних верхнепалеолитических индустрий. Для селета и улуццо такое предположение основывается только на косвенных данных, для шательперрона же, после находок неандертальских костных останков в Арси-сюр-Кюр и особенно в Сен-Сезаре (Франция), его можно считать практически доказанным.
Наконец, известны случаи,
когда в
Таким образом, неверно
было бы думать, что в палеолите
изменения в культуре были
прямым и немедленным
Еще одной загадкой
Таким образом, наличие
биологических предпосылок,
В итоге, нам остается
лишь пытаться оценивать (
Первый путь предполагает
изучение палеолитических
Что же касается материальной
культуры среднего палеолита,
связанной в Европе и Западной
Азии в основном с
Имеются неопровержимые данные, определенно говорящие о том, что, по крайней мере, уже в среднем палеолите в жизни людей, помимо чисто материальных интересов и забот, связанных с добыванием средств к существованию, было еще нечто, не сводимое напрямую к быту, к удовлетворению биологически мотивированных потребностей. Речь идет о действиях и предметах, не имеющих видимого утилитарного значения. Это, во-первых, неандертальские погребения, во-вторых, украшения в виде подвесок и бусин, обнаруженные на ряде мустьерских памятников (Арси-сюр-Кюр, Абри Кастане), и, в-третьих, вещи, несущие на себе неидентифицируемые, но явно искусственного происхождения следы в виде определенным образом упорядоченных насечек, царапин, выбоин, пятен охры и т.д. Намеренный характер ряда погребений, содержащих костные останки неандертальцев, доказан, как и то, что с ними были связаны какие-то достаточно сложные идеологические представления и обряды. Более чем вероятен (хотя и не доказан) и знаковый характер изображений на некоторых предметах, происходящих из мустьерских и ашельских культурных слоев.
Какие бы выводы об интеллектуальном и духовном потенциале неандертальцев ни делались на основании изучения орудий, черепов или погребений, все это — косвенные данные. Что же касается непосредственных данных, то достоверные следы искусства археологически фиксируются, лишь начиная с верхнего палеолита. Пока это так — будет господствовать мнение, о том, что существование фигуративной изобразительной деятельности в мустьерскую эпоху было физически невозможно, что, для того, чтобы понять и принять искусство, нужно было подняться на высшую ступень биологической эволюции - «человеку разумному».
Что же
касается фактического
Несколько открытий, сделанных совсем недавно, подтверждают эту теорию. Зачатки живописного творчества и орнаментированные предметы, найденные в Африке датируются всего несколькими тысячами лет ранее, нежели проявления искусства в Европе, что подтверждает теорию о том, что мировая миграция протохудожников началась около 50 тыс. лет назад из Африки (впрочем, как предполагается, и человек появился именно здесь, так что нет ничего удивительного, что на африканском континенте и искусство развивалось раньше, чем где бы то ни было).
Как уже
было отмечено выше, некоторые
ученые считают, что
Многие археологи теперь полагают, что многообразные желобчатые зубы и различные орнаменты из Арси-сюр-Кюр (Грот дю Ренн) в центральной Франции, творение рук неандертальцев. Хотя возраст слоев Арси-сюр-Кюр спорен; но, скорее всего, они датируются около 35 тыс. лет назад, временем, когда современные люди уже распространились по Европе и создали свое искусство. Но тогда датировка не может быть и ранее 45 тыс. лет назад, т. е. до появления людей современного типа. Некоторых исследователей изучение артефактов Арси-сюр-Кюр приводит к выводам, что неандертальцы, вероятнее всего, не были способны выразить себя в искусстве и орнаменте. Это подтверждает ту точку зрения, что для навыков искусства десятки или даже сотни тысяч лет подготавливалась почва, на которой имел место расцвет искусства ледникового периода.
Споры идут скорее о значении этих доказательств, чем об их подлинности. Традиционалисты, которые придерживаются давней, устоявшейся точки зрения о том, что искусство возникает в период верхнего палеолита, не сомневаются, что люди до 50 тыс. лет назад иногда оставляли артефакты, кажущиеся декоративными или символическими. Но они утверждают, что эти объекты столь редкие и примитивные, что их с трудом можно серьезно воспринимать как часть систематического символического изображения в мире.
С этим мнением трудно не согласиться. Такие символические артефакты чрезвычайно редки. Если начиная с верхнего палеолита, появление предметов художественного творчества идет по нарастающей – т.е. они становятся все более многочисленными, то этот факт нельзя отнести только на счет плохой сохранности или большого временного разрыва, не позволившим нам в полном объеме познакомиться с проявлениями искусства периода, предшествовавшего верхнему каменному веку. На самом деле изобразительное творчество становится естественным для человека именно в верхнем палеолите. До этого времени оно находит самое незначительное применение. Возможно, в верхнем каменном веке, вследствие изменений в биологии, в частности, в мозге человека, происходит и изменение его в отношении того, что мы называем достаточно общим словом – «искусство». Одно дело – раскрашивание тела охрой и использование разного рода бус, ожерелий, подвесок (которые, скорее всего, имели место в практике неандертальцев), и совсем другое – изготовление статуэток и сложных картин, призванных повлиять на жизнь первобытных людей (т.е. предметов магического или даже религиозного характера). Сегодня оба эти явления мы называем одинаково, но они разные по самой своей сути. Декоративная функция – гораздо более простое понятие, нежели искусство, несущее в себе огромную смысловую нагрузку.
Сегодня
изучение палеолитического
Никто не отрицает художественный «взрыв», имевший место в Европе. Некоторые из наиболее ранних точно датированных артефактов, из памятника Костенки 17 (Россия) – бусы, которым 38 тыс. лет, зубы животных, и морские раковины. В хорошо датированных 35 тысячелетних слоях Абри Кастане в юго-западной Франции, было обнаружено больше материала на нескольких квадратных метрах, чем во всем остальном мире до сих пор. Орнаментированные находки из Абри Кастане – это огромное количество бус, на всех стадиях производства, сделанных преимущественно из мамонтовых бивней и камня.