Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 23:56, лекция
В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.[9] Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.
Постмодернизм - художественная и культурная идеология второй половины ХХ в., ориентированная на коррекцию идеологии модернизма в новых исторических условиях. Осознание необходимости этого пришло после II мировой войны, с пониманием того, что модернизм с характерными для него социальными, политическими, эстетическими утопиями каким-то образом связан с тоталитаризмом и насилием. В архитектуре символическим началом постмодернизма считается взрыв в США одного из классических памятников архитектуры модернизма, - жилого квартала, воплощавшего идеи социального равенства, прогресса и чистоту современной эстетики, но игнорировавщего понятия комфорта и человечности и потому требовавшего перестройки. Постмодернизм видит свою задачу в смягчении модернистского ригоризма путем допущения в искусство эклектики, исторических цитат и элементов массовой культуры; он критикует модернистское требование оригинальности и, исходя из того, что в конце ХХ – нач. XXI вв. создание чего-либо нового невозможно, оперирует методом цитирования, интертекстуальности (ссылок и намеков) и аппроприации (присвоения чужих языков и образов). Амбиции «творчества» заменяются понятием «игры».
Сейчас более правильно
говорить не о стиле и не
о направлении постмодернизма, но
о постмодернистской
Трансавангард - течение постмодернистской
живописи, чье эстетическое кредо
заключается в
Термин введен в
1979 итальянским художественным
МИР ИСКУССТВА
Июл 31, 2013 admin
Художественное объединение, созданное в Петербурге в 1898 г.
Предыстория «Мира
искусств» началась с группы
«Невские пиквикианцы», образованной
в 1887 г. учащимися петербургской
частной школы Карла Мая —
А. Бенуа, В. Нувелем, Д.
Под руководством Дягилева,
ставшего главным идеологом
Движение издавало
и одноименный журнал, первый
номер которого вышел в ноябре
1898 г., впоследствии занявший ведущее
место среди литературно-
Художественная ориентация «Мира искусства» была связана с модерном и символизмом. В противовес идеям передвижников художники «Мира искусства» провозгласили приоритет эстетического начала в искусстве. Члены «Мира искусства» утверждали, что искусство — прежде всего выражение личности художника. В одном из первых номеров журнала С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Полагая, что современная цивилизация антагонистична культуре, «мирискусники» искали идеал в искусстве прошлого. Художники и писатели, в своих картинах и на журнальных страницах, открыли российскому обществу тогда мало оцененную красоту средневековой архитектуры и русской древней иконописи, изящество классического Петербурга и окружающих его дворцов, заставляли задуматься о современном звучании древних цивилизаций и заново оценить собственное художественное и литературное наследие.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства», пользовались громким успехом. В 1899 г. Дягилев устроил в Петербурге действительно международную выставку, на которой с произведениями русских художников были экспонированы картины 42 европейских художников, в том числе Бёклина, Моро, Уистлера, Пюви де Шаванна, Дега и Моне. В 1901 г. в Петербургской императорской академии художеств и в Строгановском институте в Москве прошли выставки, в которых, среди прочих, участвовали ближайшие друзья Дягилева — Бакст, Бенуа и Сомов. Выставки группы «Мира искусства» в Петербурге и Москве были устроены также и в ноябре 1903 г.
Постепенно разногласия, царившие внутри группы привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904 г. прекратил свое существование.
С. Дягилев через
два года после прекращения
выхода журнала, накануне
В 1910-х г.г., несмотря
на то, что идеи «мирискусников»
к тому времени в значительной
степени утратили свою
ТВОРЧЕСТВО БОРИСОВА-МУСАТОВА
СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА
Конец XIX – начало XX вв. были
временем широкого влечения к неизвестным
выразительным средствам
Под влиянием японцев новое
европейское искусство явилось
реакцией против традиций Возрождения.
Известный русский поэт и художник
М. Волошин писал: «…С самого начала
Возрождения европейская
У европейских художников не было средств передать то, что они видели, пока над Европой не встала бледная радуга японских акварелей. Японское искусство никогда не знало ни темной замкнутости комнаты, ни тяжелой высокой мебели, скрадывающей фигуру. Сидение на полу – постоянное соприкосновение с землей – в этом тайна интимности Востока, тайна утонченности сношения человека с человеком. Японское искусство, выросшее в прозрачном воздухе страны, залитой солнцем, знало только краски и никогда не замечало теней.
Русский художник И. Грабарь так писал в начале XX века: «…Если новейшее искусство действительно приобрело что-нибудь, чего оно не знало раньше, то это именно та утонченность, тот вкус к рафинированным проблемам, который привел его к разрешению прежде не мыслимых вопросов и которым оно на половину обязано рафинированным японцам»[2]. Становится ясно, что культурное влияние Японии на Европу, и в частности на Россию, было благотворно и радикально, и мы переживаем его и сейчас, в XXI веке.
Импульс, полученный французскими мастерами в конце 1860-х годов от неожиданной находки томика рисунков «Манга» Хокусая, обернулся серьезнейшими метаморфозами всей европейской живописи, а через нее – отчасти и русской.
В русской художественной культуре рубежа XIX-XX веков творчество В.Э. Борисова-Мусатова – одно из самых ярких и значительных явлений. Живописец большой культуры, изучивший великих мастеров прошлого, овладевший достижениями современного ему искусства, он явился открывателем новых путей в русской живописи. Язык его произведений метафоричен: цветом, линией, характером движения кисти в них выражены тончайшие изменения настроений, состояния человеческой души[3].
Решающее значение в «открытии» Дальнего Востока В. Борисовым-Мусатовым сыграл Париж. Как известно, Мусатов несколько лет учился в Париже в мастерской Кормона, видел произведения современных художников и был погружен в атмосферу увлечения японцами (даже друзья называли его «японцем»)[4]. Все эти впечатления он усвоил, внутренне пережил, и они стали органичной частью его собственного мирочувствования.
Как раз когда Мусатов учился в Париже, началось увлечение Японией в России. Создавались первые собрания японского искусства, а графические листы появлялись на стенах мастерских художников, как когда-то в студиях Парижа и Лондона[5]. Так, к примеру, в 1896 году в Петербурге состоялась выставка японской живописи и графики из собрания Китаева, позднее выставка графики, привезенная японцем Хасэгава.
И действительно, любуясь картинами В. Борисова-Мусатова, проникаешь в самую их глубь. Нежные, погруженные в мечтания, молчаливые и почти неподвижные фигуры женщин напоминают импрессионистов и одновременно образы японских художников Харунобу и Утамаро, с их красавицами-японками[6].
Конечно, Мусатов сопоставим
с японскими мастерами
Можно сопоставить “Водоём” Борисова-Мусатова (1902 г.) с гравюрой Утамаро “Красавица перед зеркалом”, хотя мотив отражения, использованный обоими художниками, лишь первая внешняя ассоциация, и ясно, что это разные художественные миры. Но существенно другое. Оба мастера сближаются в попытке зафиксировать некое душевное состояние, передать безмолвный диалог – в собственном отражении героини Утамаро и погруженных в тихую задумчивость женщин Мусатова. В обоих случаях реальное смыкается с нереальным, вещественное открывает путь к потаённому[8]. Важная деталь этого “пути” – пространственная пауза, столь существенный в японском искусстве “пустой” фон, а у Мусатова эту паузу заполняет отражённый в воде “перевёрнутый”, эфемерный мир, существующий на плоскости картины в виде цветовых пятен разной интенсивности. И у японского графика, и у русского живописца рифмующиеся округлые линии, их плавный бег, то ускоряющийся, то останавливающийся или прерванный другими линиями, создают атмосферу тихой погружённости в грёзы и одновременно дают ключ к неоднозначным смыслам, подчинённым завораживающей красоте самой живописной поверхности картины Мусатова и тонких цветовых нюансов гравюры Утамаро.
Примечательно и еще одно
сходство Мусатова с японским мастером
Шунсо Хишида и его гравюрой Wang
Chao-Chǘn (1902 г., Храм Дзенподжи). Гравюра
сильно напоминает произведение Борисова-Мусатова
«Изумрудное ожерелье». Возможно, Мусатов
видел эту гравюру в Париже
и, проникшись гармонией единства природы
и человеческого (женского) тела, создал
одно из своих лучших произведений.
Опыт истолкования одним художником
произведений другого обычно поучителен.
Особенно если выражается не в теоретических
построениях и словесных
Рассматривая в целом творчество художника, можно сказать, что оно было посвящено одной-единственной теме – теме человека и природы. Все его основные полотна («Майские цветы», «Водоем», «Изумрудное ожерелье») представляют человека в пейзаже.
Тема «человека и природы», проходя сквозь вереницу веков, получала в разные эпохи различное, созвучное своему времени, преломление. В японских пейзажах европейские художники нашли человека в его слитности с окружением, природа является наиболее совершенным олицетворением истины – Дао, а созерцание природы – лучший путь познания и усвоения этой истины. Отсюда неповторимость японского пейзажа «гор и вод» с его необозримостью, воздушной перспективой, лаконизмом и выразительностью линий, тушевого пятна, глубокой значительностью белого фона[9].