Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей;
- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.
- разработать систему упражнений и заданий, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством рисования портрета.
- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.
Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.
1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.
1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.
1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.
Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.
2.1История становления портретного жанра.
2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.
3.2 Техника акварельной живописи.
Заключение.
Список сносок.
Список использованной литературы.
Приложение.
Целеустремленность, идейность, гуманизм, оптимизм, стойкость, мужество - эти черты характера человека находят яркое выражение в его духовном облике и раскрываются в его поведении и практической деятельности.
Структура характера,
представляя собой сложное
Фундамент структуры характера составляют четыре характера. Различают несколько групп или видов черт характера. Одни из них выражают моральную направленность личности, т.е. отношение к обществу, коллективу, товарищам, к самому себе. Другие являются выражением особенностей воли человека.
Отношение человека к другим людям выражают такие черты характера, как коллективизм, гуманность, чуткость, искренность и правдивость.
Коллективизм -
отличительная черта человека социалистического
общества. В коллективной деятельности
воспитываются новые черты
Гуманность - черта характера, выражающая сердечное отношение к человеку. Гуманное отношение обозначает любовь к человеку, душевность и доброжелательное отношение в обращении с людьми.
Тесно связана с гуманностью чуткость. Чуткость есть выражение гуманности. Чуткость обозначает внимательное отношение к человеку, уважение к нему, сочувствие его переживаниям, стремлениям.
Противоположными чертами коллективизма и гуманности являются такие отрицательные черты характера, как индивидуализм и эгоизм.
Трудолюбием называют черту характера, проявляющуюся в желании и стремлении человека трудиться [4, с. 236-242].
Важнейшей задачей преподавания изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетического вкуса, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе.
Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.
Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д.(5.101)
В учебном процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Нужно отметить, что при обучении рисования с натуры у ребенка развиваются умственные способности. Исходя из этого, на занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии.
В общеобразовательных школах принято обучать детей рисованию с натуры не только средствами рисунка, но, и учат их элементам живописи. Знакомство с живописью включает в себя обучение приемам работы с цветными карандашами, акварелью, гуашью. В первом классе ученики рисуют акварельными красками предметы природы, но еще пока не пользуются приемами смешивание красок. С третьего класса они учатся подбирать цвета путем смешивания красок. В четвертом классе дети рисуют предметы объемной формы. В пятом и шестом классах рисуют с натуры акварелью используя приемы работы по-сырому. При обучении живописи детей необходимо познакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры, нужно рассказать, как можно передавать игру света и цвета на предметах, при этом не отходить от зрительной достоверности изображаемого.
Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства.
Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.
При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь ребенку увидеть главное, сориентировать его на чувственное, образное восприятие.
На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.
Роль наглядных пособий на уроках изо.
На уроках изобразительного искусства осуществляются во взаимосвязи все основные принципы: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных особенностей, индивидуальный подход. В обучении рисованию огромную роль играет принцип наглядности.
Правильное использование
наглядности на уроках
Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала.
Можно выделить несколько видов наглядных пособий, используемых в обучении рисованию: репродукции картин, иллюстрации, таблицы, слайды, диафильмы, пед. рисунок.
При раскрытии принципов построения изображения необходимо словесное объяснение обязательно сопроводить педагогическим рисунком на классной доске, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами, необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися.
Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности.
Принцип наглядности
состоит в том, что учащиеся идут
к достоверным знаниям, обращаясь
к самим предметам как
Психологические основы
наглядности заключаются в том,
Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.
Наибольшее количество часов отводится на рисование с натуры. Это предусмотрено программой не случайно. Рисование с натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.
При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов.
Процесс познания объективной реальности во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способности человека анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рисование с натуры располагает большими возможностями для развития этой способности.
Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры не является простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.
Например, ученик, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, - ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Многие художники часто пользовались методом рисования с натуры. Так И.Е. Репин в своих воспоминаниях о Крамском писал, что, работая над образом Христа, Крамской, желая ясней представить себе выразительность пластики формы головы, был вынужден вылепить ее из глины: « Он снял на станке мокрые покрывала, и увидел ту удрученную голову Христа, вылепленную из серой глины... Я не видел еще никогда только что вылепленной скульптуры и не воображал, чтобы из серой глины можно было вылепить так чудесно. Чтобы добиться легче рельефа и светотени».
Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Не случайно великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».
Приняв за основу, что обучение рисованию с натуры в школе ведет к развитию умственных способностей, необходимо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов, на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей внимательно рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали предметов.
Еще великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место.
Большое значение рисование с натуры имеет для развития пространственного мышления и воображения. Уже при знакомстве с элементарными правилами перспективы происходит сложнейший процесс пространственного мышления. Сложность передачи трехмерности объемного предмета при изображении на плоскости листа бумаги заставляет ученика развивать пространственное мышление и воображение.
Во время рисования с натуры развивается и абстрактное мышление. Дать конструктивный анализ формы предмета, не прибегая к абстрактному мышлению, невозможно, а в рисунке постоянно приходится иметь дело с конструктивным анализом. Причем надо отметить, что рисование с натуры, как никакой другой вид изучения формы предмета, дает возможность развивать все моменты процесса абстрактного мышления.
Таким образом, мы видим, что обучение рисованию способствует общему развитию человека.
Рисование с натуры в художественной школе предусматривает обучение живописи.
В задачу обучения живописи входит изображение с натуры отдельных предметов, натюрмортов, портретов и пейзажей. Знакомясь с элементами живописи, учащиеся овладевают техническими приемами работы акварельными, гуашевыми и масляными красками.
При обучении живописи учителю нужно иметь ввиду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога - не убивая в ребенке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому учащихся надо знакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно пользоваться цветом и тоном для передачи своих впечатлений от натуры., передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого.