Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей;
- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.
- разработать систему упражнений и заданий, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством рисования портрета.
- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.
Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.
1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.
1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.
1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.
Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.
2.1История становления портретного жанра.
2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.
3.2 Техника акварельной живописи.
Заключение.
Список сносок.
Список использованной литературы.
Приложение.
Основная часть:
-Сегодня мы с вами попытаемся ответить на вопрос: почему искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?
- Какое изображение мы называем портретом? (Ответы учащихся)
Портрет - это изображение в живописи человека или группы людей (слайд с определением).
- Искусство портрета уходят корнями в глубокую древность. Пожалуй, первые портреты были созданы древними египтянами (демонстрация слайда с изображением Нефертити, Тутанхамона). Веря в загробную жизнь, они соблюдали в скульптурных портретах сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина. Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками, затем появились росписи на стенах гробниц и жилищ
Древние греки тоже писали портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов (слайд с изображением древнегреческой живописи).
- Но настоящий расцвет
портретное искусство пережило
в эпоху Возрождения (15-16 вв.), когда
главной ценностью в мире стал
человек (слайд Леонардо да
Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер
«Автопортрет», запись в
- Первые портреты («парсуны»
от слова «персона») в России
появились во времена Петра
I, они украшали дома самых
- Постепенно пышность
изображения сменяется
- Мы, зрители, пытаемся
увидеть человека глазами
Перед вами картина Федора Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?
Учащиеся рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги из к\ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
- Давайте поговорим. (Учащиеся высказывают свое мнение, учитель обобщает ответы)
- У каждого из вас
произошел свой разговор с
художником, а вот как выразил
свои чувства поэт Н.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Глядела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Прикрытых мглою неудач.
- Есть в русской
живописи еще один женский
портрет, который окутан
Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и воспел ее в своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви. И мысли - тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
А какие чувства вызывает у вас этот образ? Запишите эти несколько слов в тетрадь (удивление, восхищение, тишина, изящество, мечтательность, задумчивость и т.д.)
Учащиеся рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времена года» П.И. Чайковского, записывают свои мысли, учитель спрашивает мнения нескольких ребят.
Нестеров создал целую галерею женских образов. (звучит русская народная песня в инструментальном переложении. Гибкая, напевная, берущая за душу мелодия) - это фон для проникновенных стихов великого русского поэта Н. Некрасова:
«Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взором цариц…»
(Демонстрация репродукций картин Нестерова, изображающих судьбу русских женщин. Демонстрация цикла поэтических картин, написанных М. Нестеровым - «Роман в картинках» («На горах», «В лесах», «За Волгой»). Такая последовательность картин с похожестью сюжета заинтересует учащихся, и они с увлечением посмотрят и на другие картины М. Нестерова, с изображением русских женщин, женские портреты этого художника («Великий постриг» - четвертую часть «Романа в картинках», «Христова невеста», «У креста», «Равноапостольная княгиня Ольга», «Царевна», портреты жены и дочерей «Девушка у пруда», «Амазонка»).
-до картины «Христова невеста» М. Нестеров не писал пейзажей. Но девушку на этой картине, он окружил родной природой. Художник отныне вступил в самый избранный тесный круг верных певцов и вдохновенных поэтов русской природы. На этих произведениях оживает старина, сохранившаяся еще в русском старообрядчестве.
-С помощью таких картин с нежными тихими женскими образами, созданных кистью М. Нестерова, мы прочувствовали всю чистоту, красоту, женственность и мягкость души русской женщины, так как художник очень ярко выразил свои мысли на картинах.
-Портреты М. Нестерова - это прекрасная встреча с портретным искусством, встреча с человеком, его мыслями, чувствами, переживаниями, отношениями к жизни, миру, к своей эпохе, многообразная галерея индивидуальностей и характеров. Это самая сложная и в то же время прекрасная работа - вглядываться в человека.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего классного часа.
- По каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?
Работа с раздаточным материалом: разложить репродукции портретов по соответствию с эпохой.
На экране слайд с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо», проводится сравнительный анализ.
Признаки эпохи: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет и т.д.
- Теперь, когда вы знаете
один из главных секретов
Что должен учитывать художник, создающий портрет? (слайд-схема)
Техника исполнения:
· выбор характерной позы; - четкость рук и жестов
· выражение лица и особенно глаз (глаза - зеркало души);
· выбор фона и композиции;
· выбор цвета.
- Цвет в живописном портрете играет основную роль. Он придает картине настроение - жизнерадостное или лирическое, грустное или романтическое.
Давайте попробуем почувствовать настроение портрета.
Демонстрируется видеоряд репродукций: К. Лемох «Варька», В. Тропинин «Портрет сына» и О. Ренуар «Жанна Самари», учащиеся высказывают свое мнение, сравнивают портреты, находят отличия в изображении характерных образов, анализируют технику исполнения, используя представленную ранее схему)
- А сейчас я предлагаю
вам попытаться самим создать
образ и настроение и поиграть
в игру «Художник и его
Итак, начинаем.
Проводится игра, в ней участвуют 2-3 человека, по ходу игры учитель еще раз проговаривает технику создания портретного изображения. Пока решаются технические вопросы с оборудованием, ребятам предлагается записать с доски фамилии русских художников-портретистов (О. Кипренский, К. Брюллов, Н. Ярошенко, Д. Доу, И. Репин, А. Никитин).
- Давайте посмотрим,
что у нас получилось, удалось
ли нам справиться с
На экран проецируются «портреты» - фотографии, ребята делятся впечатлениями.
Заключительная часть:
Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов (слайд-видеоряд всех репродукций, использованных на уроке). Было интересно? Так почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя? (Ответы учащихся.)
В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку (слайд, запись в тетрадь).
Используемая литература:
Игра « «В мире прекрасного». 80 вопросов и 80 ответов по искусству. ПМГП «Арт» г.С-Петербург
Используемая методическая литература:
Вачьянц А.М. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
История и культурология. /Под ред. Шишовой Н.В. - М.: Логос, 2000.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. - М.: Владос, 1998.