Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей;
- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.
- разработать систему упражнений и заданий, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством рисования портрета.
- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.

Содержание

Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.
1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.
1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.
1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.
Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.
2.1История становления портретного жанра.
2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.
3.2 Техника акварельной живописи.
Заключение.
Список сносок.
Список использованной литературы.
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по педагогике натальченко н.в..doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Когда найдено  композиционное решение портрета, приступайте ко второй стадии — выполнению рисунка в заданном размере и формате (рисование картона). [5, с. 75].

 

Удобнее рисовать твердым  и острым карандашом. Особенно важно точно взять все пропорции, наклоны, характер головы, передать ее конструкцию.

 

Третья стадия — подготовка бумаги для работы.

Акварель требует специальной  бумаги. Это могут быть различные  сорта торшона либо немецкий картон, который сейчас продается в виде папок «Акварель».

Лист смочите водой, применяя для этого ватный тампон или чистую тряпочку. Увлажняйте бумагу в течение пяти-семи минут, следя за тем, чтобы она впитывала воду равномерно.

Четвертая стадия — подготовка предварительного рисунка для работы над оригиналом. Сначала картон нужно с обратной стороны натереть грифелем твердого карандаша и растереть кусочком тонкой бумаги для равномерного распределения его слоя. Положите картон на просохший лист «оригинала» и передавите изображение твердого карандаша. Следует помнить, что делать перевод на влажную бумагу нельзя, так как на ней образуются углубления, в которые при дальнейшей работе затекает краска. Нельзя слишком сильно нажимать, иначе перевод будет «жирным». Нужно передавливать, как бы рисуя. Ни в коем случае не пользуйтесь копировальной бумагой — она загрязняет живопись.

После того как мы подготовили по всем правилам натянутый лист бумаги с хорошо скомпонованным, точно и легко нарисованным изображением, надо острым твердым карандашом, обратившись к натуре, осторожно «пройтись» еще раз по рисунку, чтобы его контур стал живым, не механическим. Когда рисунок будет уточнен, промойте его слегка мыльной губкой, а потом чистой водой — уберите жир и лишний слой графита.

Следующая, пятая стадия — работа над предварительным эскизом цветового решения. Здесь уместно сказать несколько слов о материалах, используемых для живописи акварелью. Чистая акварель — это живопись прозрачными красками. Белила в классической акварели не применяются. Их заменяет белизна бумаги. Слои краски, наносимые на бумагу, должны быть тонки и прозрачны для лучей света. Плотно положенный красочный слой при высыхании будет матовым и грязным, потеряет цветовую насыщенность.

Для работы акварелью  запаситесь палитрой, набором кистей, губкой, скоблилкой, промокательной бумагой и мягкой тканью. Палитру лучше иметь пластмассовую с углублениями для разведения красок. Можно пользоваться и стеклом, подложив под него белый лист бумаги. Ни в коем случае не заменяйте палитру бумагой, так как клей из такой размокшей «палитры» попадает в краску и загрязняет ее.

Кисти предпочтительно иметь колонковые — большую и маленькую, примерно № 10 и № 2. Вытирайте их мягкой тряпочкой. Избыток краски убирайте промокашкой. Высветлять какие-то места можно губкой и скоблилкой.

При длительном этюде  модель постоянно претерпевает изменения в зависимости от степени освещенности, влияния окружающих предметов, погоды и так далее. Простое «списывание» цветов с натуры не приведет к хорошим результатам. Для того чтобы успешно работать над портретом, подготовьте, как мы уже сказали, эскиз четкого цветового решения с определенной мерой художественной условности.

Этот эскиз делайте  небольшого размера, примерно '/4 оригинала. Внимательно изучите и ясно представьте себе цветовой образ постановки, в какую среду помещена модель, как она звучит именно в этой среде. Избегайте так называемых «телесных» красок для лица, постарайтесь понять его локальный цвет именно в конкретном окружении. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. 

Дополнительные цвета  — цвета противоположные, при смешении уничтожают друг друга, дают серый цвет. Если поместить, говоря условно, в сине-голубую среду оранжевый предмет, то он

«посереет», станет несколько  сложнее по цвету благодаря влиянию среды. Поэтому так важно для художника научиться тщательно анализировать и стараться точно передавать большие отношения красок, вырабатывать в себе снайперское чувство цвета. Очень полезно пронаблюдать звучание одного и того же тона лица в разной среде. Кроме собственного цветового решения, в предварительном эскизе сразу продумайте некоторые моменты технического исполнения: что наиболее целесообразно залить сразу в полную силу, передав мягкость, расплывчатость, бархатистость и прозрачность предметов; какие поверхности залить, вкрапливая краски по-сырому, какие моменты оставить для длительной многослойной проработки. После того как в предварительном эскизе найдено цветовое решение и вы «влезли в душу» данной постановки, то есть почувствовали ее, можно считать, что полностью собран подготовительный материал к портрету и пора приступать к шестой, заключительной, стадии — работе над оригиналом.

Перед вами стоит задача создания акварельного этюда головы не поверхностно-декоративного, а «классического», с яркой характеристикой изображаемого лица, со стремлением передать внутреннее состояние портретируемого.

Прежде чем писать, всегда внимательно изучайте объект изображения, стремитесь увидеть в нем характерное, присущее только ему. Старайтесь понять и передать природу изображаемого. Не оставляйте без внимания второстепенные детали. Правильно расставляя акценты, не забывайте о том, чтобы форма была цельная, значительная, избегайте дробности и пестроты. У всех больших мастеров прошлого в портретах выдержаны основные цветовые отношения: лица к фону, волосам, костюму. Далее, не разрушая большого цветового и тонового пятна лица, тончайше прорабатывайте все детали, согласуя их между собой и подчиняя все главной форме. Особое внимание уделите глазам, которые могут многое сказать о человеке, его характере, внутреннем состоянии.

Закончим словами замечательного русского художника П. Федотова: «...портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы действователем; тогда только в нем будет смысл, жизнь, виден характер того, с кого пишут».

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Техника акварельной живописи.

 

Мы знаем, что акварель обладает широкими возможностями, позволяет брать глубокие, насыщенные тона, а также и тончайшие, едва уловимые оттенки. Акварелью пишут в технике «алла прима» и лессировками, «по-сухому».

«Алла прима» — значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших поправок. В технике «по-сухому», наоборот, тон и цвет набираются постепенно, слои краски наносятся последовательно. При этом важно, чтобы нижний слой был просохшим и не размывался. В этом приеме максимально используется эффект оптического смешения цветов.

Конечно, техника  акварели — одна из сложнейших, поэтому хороших результатов можно добиться, только приобретя достаточный опыт. Однако напомним, что в процессе работы методом лессировок краски наносятся с учетом того, что либо они уже ложатся на какой-нибудь цвет, либо на них еще будет ложиться определенный красочный слой, благодаря чему цвет станет сложнее. Об этом не забывайте. [5, с. 135].

 

Можно сочетать обе техники: «алла - прима» и «по - сухому», это дает большие возможности. Сначала постарайтесь максимально использовать первый способ, то есть сразу сочно, в полную силу взять цвета, начиная с наиболее плотных. От того, какой силы взяты самые темные оттенки в вашем этюде, зависит плотность и цветовая насыщенность будущего акварельного портрета.

После того как возможности  «алла - прима» исчерпаны полностью, дайте этюду хорошо просохнуть и, не торопясь, маленькой кистью продуманно приступайте к самым ответственным частям — лепке лица, тщательной прописи отдельных деталей.

 

 

 

 

 

Заключение.

Портрет стал официальным жанром только в эпоху Возрождения. Ни литературное произведение, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары  не смогут дать такого яркого представления  о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет. Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах.

Во все времена, начиная  с Древнего Египта, в школах изобразительного искусства методике обучения рисунку  уделялось самое пристальное  внимание, благодаря чему художники  оставили миру бесценные сокровища произведений изобразительного искусства.

Портрет обязывает, прежде всего, к серьезному изучению рисунка, нельзя сделать портрет не умея хорошо рисовать. В условиях пространственной среды общеобразовательной школы  мы можем познакомить школьников с элементарными законами рисунка, перспективы, технологии акварельной живописи при рисовании портрета с натуры.

Искусство оказывает  огромное влияние на формирование личности школьника, помогает видеть и слышать  окружающий мир, посредством образного отражения предметов и явлений действительности. Рисование, живопись помогают школьникам познать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности.

Развивающий потенциал  портретной живописи позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на художественную культуру, является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.

 

 

 

Список сносок.

 

1.Кузин В.С. психология. – М, 1982.

2.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. –М, 1951.

3.Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного  искусства в школе. – М, 2000

4.Алтпатов М.В.  Ростовцев  Н.Н. Живопись. Рисунок. – М, 1988.

5. Бесчастнов Н.П. Живопись. –М, 1993.

6. Федоров-Давыдов А.А.  Русское и советское искусство.- М, 1975.

7.Мастера искусства  об искусстве. –М, 1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.  

 

 

1.Кузин В.С. психология. – М, 1982.

2.Павлов И.П. Полное  собрание сочинений. –М, 1951.

3.Ростовцев Н.Н. Методика  преподавания изобразительного искусства в школе. – М, 2000

4.Алтпатов М.В.  Ростовцев  Н.Н. Живопись. Рисунок. – М, 1988.

5. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М, 1993.

6. Федоров-Давыдов А.А.  Русское и советское искусство.- М, 1975.

7.Мастера искусства  об искусстве. –М, 1970.

8. Дмитриева Н.А. Краткая  история искусств. –М, 1989.

9. Зайцев А.С. Советы мастеров. –Художник, 1979.

10. Раздольская  В.И.  История искусства зарубежных  стран 17-18 века. 

-М, 1988.

11. Сластенин В.А. Педагогика. – М, 2002.

12. Шедевры живописи  государственного Эрмитажа. –М, 1989.

13.Http//izmerenie3.narod.ru/archive/stati/sjkol.htm

14.http//risuem.net/akwarel-portret-zhenschinyi-urok

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Методическая разработка классного часа для

5 класса на тему:

«Портрет - зеркало души».

Форма проведения: тематический вечер.

Цели:

Образовательные:

    • Подвести учащихся к пониманию того, что жанр портрета - это не только передача индивидуального сходства, но и создание духовного образа человека, отражение его мыслей и чувств в контексте эпохи.
    • дать представления о видах портрета;
    • закрепить знания  учащихся о истории возникновения жанра;

Развивающие:

    • развивать целостное восприятие произведения искусства и умение «слышать» разговор художника со зрителем.
    • · развитие речи учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

Воспитательные:

    • Воспитывать эмоциональное восприятие произведений искусства.
    • обогащение словаря и грамматического строя речи учащихся путем овладения искусствоведческими понятиями, отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих устных высказываниях или сочинениях;

Оборудование  для учителя: интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимой аппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи).

 

Оборудование  для учащихся: тетрадь, карандаш.

План подготовки мероприятия: подбор материала, подбор иллюстраций, карточек, распределение обязанностей между учащимися.

План проведения:

1.Организационное начало

2. Основная часть

3.Заключительная часть

Содержание  мероприятия.

 

Организационное начало:

Эпиграф классного часа:

 

«В хорошем портрете, написанном

 

талантливым художником,

 

можно увидеть лик  эпохи».

 

В. Иванова

 

Вступительное слово  учителя.

 

- Портрет ныне является  прекрасным источником знаний  о человеке, живущем в разное  время, так же, как письма, дневники  или записки историков. Но только ли исторические сведения нам важны и интересны, только ли портретное сходство с изображенным человеком нас привлекает? Каждый портрет хранит свою тайну о внутреннем мире человека.

Информация о работе Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы