Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:43, курсовая работа
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:
- проанализировать психолого- педагогическую и методическую литературу с целью определения сущности творчества и творческих способностей;
- разработать методическую систему, направленную на развитие художественно-творческих способностей в процессе рисования портрета.
- разработать систему упражнений и заданий, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся посредством рисования портрета.
- проанализировать особенности развития творческих способностей учащихся старших классов на уроках изобразительного искусства.
Введение.
Глава 1. Психолого-педагогическая диагностика развития художественно-творческих способностей школьников в процессе выполнения портрета.
1.1Методы психолого-педагогической диагностики построения портрета.
1.2Рисование с натуры как один из видов занятий по изобразительному искусству и средство эстетического воспитания старшеклассников.
1.3Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях общеобразовательной школы.
Глава 2. Теория и технология выполнения портрета акварелью в условиях учебного процесса общеобразовательной школы.
2.1История становления портретного жанра.
2.2 Методика изображения портрета на уроках изобразительного искусства.
3.2 Техника акварельной живописи.
Заключение.
Список сносок.
Список использованной литературы.
Приложение.
Когда найдено композиционное решение портрета, приступайте ко второй стадии — выполнению рисунка в заданном размере и формате (рисование картона). [5, с. 75].
Удобнее рисовать твердым и острым карандашом. Особенно важно точно взять все пропорции, наклоны, характер головы, передать ее конструкцию.
Третья стадия — подготовка бумаги для работы.
Акварель требует специальной бумаги. Это могут быть различные сорта торшона либо немецкий картон, который сейчас продается в виде папок «Акварель».
Лист смочите водой, применяя для этого ватный тампон или чистую тряпочку. Увлажняйте бумагу в течение пяти-семи минут, следя за тем, чтобы она впитывала воду равномерно.
Четвертая стадия — подготовка предварительного рисунка для работы над оригиналом. Сначала картон нужно с обратной стороны натереть грифелем твердого карандаша и растереть кусочком тонкой бумаги для равномерного распределения его слоя. Положите картон на просохший лист «оригинала» и передавите изображение твердого карандаша. Следует помнить, что делать перевод на влажную бумагу нельзя, так как на ней образуются углубления, в которые при дальнейшей работе затекает краска. Нельзя слишком сильно нажимать, иначе перевод будет «жирным». Нужно передавливать, как бы рисуя. Ни в коем случае не пользуйтесь копировальной бумагой — она загрязняет живопись.
После того как мы подготовили по всем правилам натянутый лист бумаги с хорошо скомпонованным, точно и легко нарисованным изображением, надо острым твердым карандашом, обратившись к натуре, осторожно «пройтись» еще раз по рисунку, чтобы его контур стал живым, не механическим. Когда рисунок будет уточнен, промойте его слегка мыльной губкой, а потом чистой водой — уберите жир и лишний слой графита.
Следующая, пятая стадия — работа над предварительным эскизом цветового решения. Здесь уместно сказать несколько слов о материалах, используемых для живописи акварелью. Чистая акварель — это живопись прозрачными красками. Белила в классической акварели не применяются. Их заменяет белизна бумаги. Слои краски, наносимые на бумагу, должны быть тонки и прозрачны для лучей света. Плотно положенный красочный слой при высыхании будет матовым и грязным, потеряет цветовую насыщенность.
Для работы акварелью запаситесь палитрой, набором кистей, губкой, скоблилкой, промокательной бумагой и мягкой тканью. Палитру лучше иметь пластмассовую с углублениями для разведения красок. Можно пользоваться и стеклом, подложив под него белый лист бумаги. Ни в коем случае не заменяйте палитру бумагой, так как клей из такой размокшей «палитры» попадает в краску и загрязняет ее.
Кисти предпочтительно иметь колонковые — большую и маленькую, примерно № 10 и № 2. Вытирайте их мягкой тряпочкой. Избыток краски убирайте промокашкой. Высветлять какие-то места можно губкой и скоблилкой.
При длительном этюде модель постоянно претерпевает изменения в зависимости от степени освещенности, влияния окружающих предметов, погоды и так далее. Простое «списывание» цветов с натуры не приведет к хорошим результатам. Для того чтобы успешно работать над портретом, подготовьте, как мы уже сказали, эскиз четкого цветового решения с определенной мерой художественной условности.
Этот эскиз делайте небольшого размера, примерно '/4 оригинала. Внимательно изучите и ясно представьте себе цветовой образ постановки, в какую среду помещена модель, как она звучит именно в этой среде. Избегайте так называемых «телесных» красок для лица, постарайтесь понять его локальный цвет именно в конкретном окружении. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов.
Дополнительные цвета — цвета противоположные, при смешении уничтожают друг друга, дают серый цвет. Если поместить, говоря условно, в сине-голубую среду оранжевый предмет, то он
«посереет», станет несколько сложнее по цвету благодаря влиянию среды. Поэтому так важно для художника научиться тщательно анализировать и стараться точно передавать большие отношения красок, вырабатывать в себе снайперское чувство цвета. Очень полезно пронаблюдать звучание одного и того же тона лица в разной среде. Кроме собственного цветового решения, в предварительном эскизе сразу продумайте некоторые моменты технического исполнения: что наиболее целесообразно залить сразу в полную силу, передав мягкость, расплывчатость, бархатистость и прозрачность предметов; какие поверхности залить, вкрапливая краски по-сырому, какие моменты оставить для длительной многослойной проработки. После того как в предварительном эскизе найдено цветовое решение и вы «влезли в душу» данной постановки, то есть почувствовали ее, можно считать, что полностью собран подготовительный материал к портрету и пора приступать к шестой, заключительной, стадии — работе над оригиналом.
Перед вами стоит задача создания акварельного этюда головы не поверхностно-декоративного, а «классического», с яркой характеристикой изображаемого лица, со стремлением передать внутреннее состояние портретируемого.
Прежде чем писать, всегда внимательно изучайте объект изображения, стремитесь увидеть в нем характерное, присущее только ему. Старайтесь понять и передать природу изображаемого. Не оставляйте без внимания второстепенные детали. Правильно расставляя акценты, не забывайте о том, чтобы форма была цельная, значительная, избегайте дробности и пестроты. У всех больших мастеров прошлого в портретах выдержаны основные цветовые отношения: лица к фону, волосам, костюму. Далее, не разрушая большого цветового и тонового пятна лица, тончайше прорабатывайте все детали, согласуя их между собой и подчиняя все главной форме. Особое внимание уделите глазам, которые могут многое сказать о человеке, его характере, внутреннем состоянии.
Закончим словами замечательного русского художника П. Федотова: «...портрет должен быть исторической картиной, в которой изображаемое лицо было бы действователем; тогда только в нем будет смысл, жизнь, виден характер того, с кого пишут».
2.3 Техника акварельной живописи.
Мы знаем, что акварель обладает широкими возможностями, позволяет брать глубокие, насыщенные тона, а также и тончайшие, едва уловимые оттенки. Акварелью пишут в технике «алла прима» и лессировками, «по-сухому».
«Алла прима» — значит, писать сразу, стараться взять цвета в полную силу, без дальнейших поправок. В технике «по-сухому», наоборот, тон и цвет набираются постепенно, слои краски наносятся последовательно. При этом важно, чтобы нижний слой был просохшим и не размывался. В этом приеме максимально используется эффект оптического смешения цветов.
Конечно, техника акварели — одна из сложнейших, поэтому хороших результатов можно добиться, только приобретя достаточный опыт. Однако напомним, что в процессе работы методом лессировок краски наносятся с учетом того, что либо они уже ложатся на какой-нибудь цвет, либо на них еще будет ложиться определенный красочный слой, благодаря чему цвет станет сложнее. Об этом не забывайте. [5, с. 135].
Можно сочетать обе техники: «алла - прима» и «по - сухому», это дает большие возможности. Сначала постарайтесь максимально использовать первый способ, то есть сразу сочно, в полную силу взять цвета, начиная с наиболее плотных. От того, какой силы взяты самые темные оттенки в вашем этюде, зависит плотность и цветовая насыщенность будущего акварельного портрета.
После того как возможности «алла - прима» исчерпаны полностью, дайте этюду хорошо просохнуть и, не торопясь, маленькой кистью продуманно приступайте к самым ответственным частям — лепке лица, тщательной прописи отдельных деталей.
Заключение.
Портрет стал официальным жанром только в эпоху Возрождения. Ни литературное произведение, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не смогут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет. Проблема портретного искусства постоянно привлекала внимание художников, философов-эстетиков, историков искусства от Аристотеля до наших дней. Портретный жанр в теоретических исследованиях по философии, истории, искусствоведению рассматривается в различных аспектах.
Во все времена, начиная с Древнего Египта, в школах изобразительного искусства методике обучения рисунку уделялось самое пристальное внимание, благодаря чему художники оставили миру бесценные сокровища произведений изобразительного искусства.
Портрет обязывает, прежде
всего, к серьезному изучению рисунка,
нельзя сделать портрет не умея хорошо
рисовать. В условиях пространственной
среды общеобразовательной
Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности школьника, помогает видеть и слышать окружающий мир, посредством образного отражения предметов и явлений действительности. Рисование, живопись помогают школьникам познать окружающий мир, видеть в нем красоту, формировать свои эстетические потребности, развивать художественные способности.
Развивающий потенциал портретной живописи позволяет решать задачи развития у школьников системного взгляда на художественную культуру, является идеальным для продуктивной, поисковой и творческой деятельности подростка.
Список сносок.
1.Кузин В.С. психология. – М, 1982.
2.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. –М, 1951.
3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М, 2000
4.Алтпатов М.В. Ростовцев Н.Н. Живопись. Рисунок. – М, 1988.
5. Бесчастнов Н.П. Живопись. –М, 1993.
6. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство.- М, 1975.
7.Мастера искусства об искусстве. –М, 1970.
Список использованной литературы.
1.Кузин В.С. психология. – М, 1982.
2.Павлов И.П. Полное собрание сочинений. –М, 1951.
3.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М, 2000
4.Алтпатов М.В. Ростовцев Н.Н. Живопись. Рисунок. – М, 1988.
5. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М, 1993.
6. Федоров-Давыдов А.А.
Русское и советское искусство.
7.Мастера искусства об искусстве. –М, 1970.
8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. –М, 1989.
9. Зайцев А.С. Советы мастеров. –Художник, 1979.
10. Раздольская В.И. История искусства зарубежных стран 17-18 века.
-М, 1988.
11. Сластенин В.А. Педагогика. – М, 2002.
12. Шедевры живописи государственного Эрмитажа. –М, 1989.
13.Http//izmerenie3.narod.ru/
14.http//risuem.net/akwarel-
Приложение.
Методическая разработка классного часа для
5 класса на тему:
«Портрет - зеркало души».
Форма проведения: тематический вечер.
Цели:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование для учителя: интерактивная доска, ПК, медиапроектор, фотоаппарат (при отсутствии необходимой аппаратуры можно использовать репродукции картин), раздаточный материал: игра «В мире прекрасного» (репродукции по жанрам живописи).
Оборудование для учащихся: тетрадь, карандаш.
План подготовки мероприятия: подбор материала, подбор иллюстраций, карточек, распределение обязанностей между учащимися.
План проведения:
1.Организационное начало
2. Основная часть
3.Заключительная часть
Содержание мероприятия.
Организационное начало:
Эпиграф классного часа:
«В хорошем портрете, написанном
талантливым художником,
можно увидеть лик эпохи».
В. Иванова
Вступительное слово учителя.
- Портрет ныне является
прекрасным источником знаний
о человеке, живущем в разное
время, так же, как письма, дневники
или записки историков. Но толь