Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:48, дипломная работа
Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.
Введение……………………………………………………………………2
I. Основные этапы развития искусства сценографии
1.1 Предсценография ритуально-обрядовых действ как ведущая модель современного искусства оформления сценического действия ...............10
1.2 Сценография как синоним декорационного искусства……………..19
1.3 «Действенная сценография» как новая система оформления сценического действия……………………………………………………25
II. Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника………30
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»………………………………………………………………..39
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника……49
Заключение……………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………61
Приложение: сценарный план;
сценарии праздника;
афиши;
эскиз оформления сцены;
эскизы костюмов
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2.1 Роль художественного
оформления в структуре
2.2 Основные типы вещественного
оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»……………………………………………………
2.3 Этапы работы над
художественным оформлением
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение: сценарный план;
сценарии праздника;
афиши;
эскиз оформления сцены;
эскизы костюмов
Введение
Праздничное оформление - это мощный инструмент создания настроения. Масштабные композиции из воздушных шаров, наполненных гелием, способны создать объёмное тематическое оформление. Современные декорации любой сложности, в любом стиле и направлении, сценические многоуровневые конструкции, объёмные композиции из цветов помогают организаторам создавать атмосферу праздничности, пробуждая в зрителе положительные эмоции, способствуя активному восприятию художественного замысла.
Но какое отношение сегодняшняя «богатая» сценография с дорогостоящими гелиевыми шарами, с лазерами, сварными станками, космическими технологиями, компьютерным управлением имеет к беднейшей сцене провинциальных Домов культуры?
В данном случае единственной возможностью организации праздничного пространства являются принципы так называемого «бедного театра» - условного решения пространства. Такое направление в искусстве сценографии принято считать, с лёгкой руки Н.П. Акимова «оформительским» [1, 19].
«Оформительский» подход
более универсален, динамичен,
да и дёшев. Однако, при всей
экономичности и кажущейся
Данное положение и определяет актуальность темы квалификационной работы в исследовании действенных выразительных средств оформления праздников, которые могут быть использованы как по отдельности, так и комбинированно.
Объектом исследования является сценография как искусство создания зримого образа постановки.
Предметом исследования – декорация, костюм и реквизит как ведущие выразительные средства детского праздника «Ура! Каникулы!»
Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
Степень разработанности проблемы. Методологическое значение для изучения и понимания проблемы искусства оформления праздника имеют теоретические исследования следующих направлений: вопросы теории, истории и практики советского декоративно-оформительского искусства в условиях массового праздника рассматриваются в работах Немиро О.В., Рубб А.А., Силина А.Д., Петрова Б.Н. Шароева, И.Г., Генкина, Д.М. Туманова И.М.; историческая концепция смены трёх систем в ходе эволюции развития сценографии представлена в работах В.И. Берёзкина; проблемы технических возможностей сцены в их влияния на спектакль изучались В.Е. Быковым, В.В. Базановым, А.А. Петровым, Н.П. Извековым и др.; отдельными сценографическими аспектами спектакля, исследованием определенных направление в развитии художественного оформления спектакля, творчества отдельных театральных художников занимались А.А. Гвоздев, П.А. Марков, Е.С. Громов, М.Г. Эткинд, С.С. Мокульский, М.И. Пожарская, Ю.М. Лотман, Ф.Я. Сыркина, М.Е. Костина; вопросы влияния декорационного оформления на пластическую композицию постановки рассматривались ведущими деятелями мирового театрального искусства: К.С. Станиславского, А.Я.Таирова, В,3,Мейерхольда, Е.В.Вахтангова, Г. Крега, А.Д. Попова, П. Брука, Дж. Стреллера, Г.В. Морозовой.
Несомненна научная и практическая ценность указанных выше работ, помогающих определить методологические и структурные основы сценографического искусства в аспекте оформления детского праздника.
Методы исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе:
- функционально-типологический
метод, позволяющий выделить
- интегративный метод,
Методологической базой исследования являются:
- формирование исторических
типов и систем
- методические основы
проведения массовых форм в
культурно-досуговых
Базой исследования выбран Тираспольский городской Дворец культуры
Практическая значимость исследования заключается в определении функциональных особенностей ведущих выразительных средств искусства сценографии в создании художественного образа детского праздника и описании структуры процесса подготовки этого оформления.
В теории и практике социально-культурной
деятельности вопросы оформления культурно-досуговых
программ в учреждениях культуры
рассматриваются в основном ведущими
режиссёрами-практиками. В результате
складываются основные понятия сценографии
как условно-знакового
Единственное учебное пособие «Технические средства в культурно-просветительной работе» Аксёнова В.С. и Наумова А.П. содержит как сведения технического характера, необходимые для формирования представлений и навыков по технологии эксплуатации различной аппаратуры в клубных учреждениях, так и изложение основных методических приемов использования технических средств в сценарно-режиссерской практике. Авторы особо подчёркивают художественно-зрелищную функцию технических средств (фонограммы, света, кинопроекции и т.д.), которые участвуют не только в создании среды, но и в разработке основных компонентов творческого замысла, в частности сюжетно-композиционного решения. «Комплексное использование ТС в КПР должно охватывать все стороны разработки мероприятия: от замысла сценария до его режиссерского решения, от создания предлагаемых обстоятельств на сцене до среды внутриаудиторного общения в зале» [].
Необходимо обметить, что эти исследования, внесшие существенный вклад в разработку проблемы художественно-образного решения фактического материала и не утратившие своего теоретического значения, были ориентированы на массовую работу в иных социальных и институциональных условиях.
Одной из новейших публикаций,
касающихся проблем образности культурно-досуговых
программ является книга преподавателя
драматургии и режиссуры Южно-
Однако в данных работах нет определения функций всех составляющих художественного оформления, особенно костюма, как самого доступного элемента сценографии в условиях клубной сцены.
В конечном итоге, оценивая разработанность темы квалификационной работы в специальной литературе по режиссёрским технологиям культурно-досуговых программ, можно утверждать, что рассмотрение функционального назначения элементов художественного оформления является по сути лишь частью более широких по своему предмету исследований, которые мы находим в искусствоведении и театроведении.
Существует множество
работ, рассматривающих конкретные
этапы истории театрально-
В искусстве оформления спектаклей
на разных этапах развития В.И.Березкин
выделяет три системы, соответствующие,
по мнению автора, трем основным функциям
сценографии - игровой функции, функции
обозначения места действия и
действенная, или "персонажная" функция.
Соответственно доминированию той
или иной функции вся история
развития театрально-декорационного искусства
делится хронологически на три периода:
игровая сценография, декорационное
искусство и действенная
Автор подробно описывает и более поздние модели европейского театра - площадной театр, литургическую драму, раскрывает конструктивные принципы построения оформления, систему цветового решения оформления, зарождение масок комедии дель арте. В средневековом и ренессансном театре меняются функции, по которым Березкин рассматривает историю сценографии. На первый план постепенно выходит функция обозначения места действия - либо в виде условных знаков или надписей, как в шекспировском театре, либо в виде уже более подробных обозначений, которые и формируют собственно театрально-декорационный принцип оформления. Третья глава первой книги посвящена истории собственно театральной декорации. Она охватывает период с XVI до конца XX веков. Это время торжества художника в театре. В эту эпоху появляются уже и теоретические работы по оформлению театральных зрелищ, например, трактат С. Серлио "О сценах", включающий в себя, в частности, предложение использовать уменьшенный макет сцены при разработке декораций. В двадцатом веке макет станет одним из основных методов работы сценографов.
Театр ХХ века справедливо
выделен В.И. Березкиным в отдельную
книгу. К. Малевич и Л. Бакст, А. Головин
и Н. Сапунов, Ф.-Т. Маринетти - художники
различных, полярных взглядов и художественных
течений создали десятки
Информация о работе Сценография в структуре детского праздника