Сценография в структуре детского праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:48, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
I. Основные этапы развития искусства сценографии
1.1 Предсценография ритуально-обрядовых действ как ведущая модель современного искусства оформления сценического действия ...............10
1.2 Сценография как синоним декорационного искусства……………..19
1.3 «Действенная сценография» как новая система оформления сценического действия……………………………………………………25
II. Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника………30
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»………………………………………………………………..39
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника……49
Заключение……………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………61
Приложение: сценарный план;
сценарии праздника;
афиши;
эскиз оформления сцены;
эскизы костюмов

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ СЦЕНОГР. ПРАЗДНИКА.docx

— 138.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Введение……………………………………………………………………2

  1. Основные этапы развития искусства сценографии
    1. Предсценография ритуально-обрядовых действ  как ведущая модель современного искусства оформления сценического действия ...............10
    2. Сценография как синоним декорационного искусства……………..19
    3. «Действенная сценография» как новая система оформления сценического действия……………………………………………………25

 

  1. Сценография в структуре  детского праздника «Ура! Каникулы!»

2.1 Роль художественного  оформления в структуре праздника………30

2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»………………………………………………………………..39

2.3 Этапы работы над  художественным оформлением праздника……49

Заключение……………………………………………………………….57

Список литературы………………………………………………………61

Приложение: сценарный план;

сценарии праздника;

афиши;

эскиз оформления сцены;

эскизы костюмов

 

Введение

Праздничное оформление - это  мощный инструмент создания настроения. Масштабные композиции из воздушных  шаров, наполненных гелием, способны создать объёмное тематическое оформление. Современные декорации  любой  сложности, в любом стиле и  направлении, сценические многоуровневые конструкции, объёмные композиции из цветов помогают организаторам создавать атмосферу праздничности, пробуждая в зрителе положительные эмоции, способствуя активному восприятию художественного замысла.

Но какое отношение  сегодняшняя «богатая» сценография с дорогостоящими гелиевыми шарами, с лазерами, сварными станками, космическими технологиями, компьютерным управлением имеет к беднейшей сцене провинциальных Домов культуры? 

В данном случае единственной возможностью организации  праздничного пространства являются принципы  так называемого «бедного театра»  - условного решения пространства. Такое направление в искусстве сценографии принято считать, с лёгкой руки Н.П. Акимова «оформительским» [1, 19].

 «Оформительский» подход  более универсален, динамичен,  да и дёшев. Однако, при всей  экономичности и кажущейся эффектности  такого приёма, в нём есть своё  коварство. Этот приём действует,  если в условном решении пространства  заключен образ.  Если же такое  образное, действенное начало отсутствует  в оформлении - мы видим только  приблизительное обозначение разных  мест действия, дающее сухую информацию, но не прибавляющее ничего  к эмоциональному миру зрителя. 

Данное положение и  определяет актуальность темы квалификационной работы в  исследовании действенных выразительных средств оформления праздников, которые могут быть использованы как по отдельности, так и комбинированно.

 

Объектом  исследования является сценография как искусство создания зримого образа постановки.

Предметом  исследования – декорация, костюм и реквизит как ведущие выразительные средства детского праздника «Ура! Каникулы!»

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
  2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.
  3. Описать процесс подготовки художественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»

 

Степень разработанности  проблемы. Методологическое значение для изучения и понимания проблемы искусства оформления праздника имеют теоретические исследования следующих направлений: вопросы теории, истории и практики  советского декоративно-оформительского искусства в условиях массового праздника рассматриваются в работах Немиро О.В., Рубб А.А., Силина А.Д., Петрова Б.Н. Шароева,  И.Г., Генкина,  Д.М. Туманова И.М.; историческая концепция смены трёх систем в ходе эволюции развития сценографии представлена в работах В.И. Берёзкина;  проблемы технических возможностей сцены в их влияния на спектакль изучались В.Е. Быковым, В.В. Базановым, А.А. Петровым, Н.П. Извековым и др.; отдельными сценографическими аспектами спектакля, исследованием определенных направление в развитии художественного оформления спектакля, творчества отдельных театральных художников занимались А.А. Гвоздев, П.А. Марков,  Е.С. Громов, М.Г. Эткинд, С.С. Мокульский, М.И. Пожарская, Ю.М. Лотман, Ф.Я. Сыркина, М.Е. Костина; вопросы влияния декорационного оформления на пластическую композицию постановки рассматривались ведущими деятелями мирового театрального искусства: К.С. Станиславского, А.Я.Таирова, В,3,Мейерхольда, Е.В.Вахтангова, Г. Крега, А.Д. Попова, П. Брука, Дж. Стреллера, Г.В. Морозовой.

Несомненна научная и  практическая ценность указанных выше работ, помогающих определить методологические и структурные основы сценографического  искусства в аспекте оформления детского праздника.

Методы  исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе:

-  функционально-типологический  метод, позволяющий выделить основные  исторические типы сценографии  по функциональному назначению;

- интегративный метод, позволяющий  применить знания, полученные различными  исследователями к задачам, поставленным  в настоящем исследовании.

Методологической  базой исследования являются:

- формирование исторических  типов и систем сценографического  искусства (В.И. Берёзкин, М.Г. Эткинд, С.С. Мокульский);

- методические основы  проведения массовых форм в  культурно-досуговых учреждениях  (Д.М.Генкин, А.Д.Жарков, Л.С. Жаркова,  А.А., Силин, А.Д., Петров.  Б.Н. Шароев,  А.И. Чечетин, О.В Немиро).

Базой исследования  выбран Тираспольский городской Дворец культуры

Практическая  значимость исследования заключается в определении функциональных особенностей ведущих выразительных средств искусства сценографии в создании художественного образа детского праздника и описании структуры процесса подготовки этого оформления. 

 

В теории и практике социально-культурной деятельности вопросы оформления культурно-досуговых  программ в учреждениях культуры рассматриваются в основном ведущими режиссёрами-практиками. В результате складываются основные понятия сценографии  как условно-знакового оформления (Тихомиров Д.В. «Беседы о режиссуре  театрализованных представлений»), в  котором для обозначения места  действия и создания верной сценической  атмосферы предпочтение отдаётся детали (Рубб А.А. «Пока закрыт занавес»), от которой требуется лаконичность, плакатность, публицистичность, условность и выразительность (Генкин Д.М. «Массовые  праздники»). Однако все авторы едины  в определении сценографии как  ведущего выразительного средства в  создании зримого художественного  образа постановки, который выражается посредством сценарно-режиссёрского  хода (КоновичА.А. «Театрализованные  праздники и обряды в СССР»).

Единственное учебное  пособие «Технические средства в культурно-просветительной работе» Аксёнова В.С. и Наумова А.П. содержит как сведения технического характера, необходимые для формирования представлений и навыков по технологии эксплуатации различной аппаратуры в клубных учреждениях, так и изложение основных методических приемов использования технических средств в сценарно-режиссерской практике. Авторы особо подчёркивают художественно-зрелищную функцию технических средств (фонограммы, света, кинопроекции и т.д.), которые участвуют не только в создании среды, но и в разработке основных компонентов творческого замысла, в частности сюжетно-композиционного решения. «Комплексное использование ТС в КПР должно охватывать все стороны разработки мероприятия: от замысла сценария до его режиссерского решения, от создания предлагаемых обстоятельств на сцене до среды внутриаудиторного общения в зале» [].

Необходимо обметить, что  эти исследования, внесшие существенный вклад в разработку проблемы художественно-образного  решения фактического материала  и не утратившие своего теоретического значения, были ориентированы на массовую работу в иных социальных и институциональных  условиях.

Одной из новейших публикаций, касающихся проблем образности культурно-досуговых  программ  является книга преподавателя  драматургии и режиссуры Южно-российского  гуманитарного института И.Б. Шубиной  «Организация досуга и шоу программ», Описывая творческую лабораторию сценариста театрализованных форм досуга, автор  касается вопроса выбора художественного  образа, который наиболее ярко способен раскрыть тему, формулирует понятие  сценарно-режиссёрского хода, как  образно-смыслового стержня, представленного  в трёх ракурсах: декоративно-образном, образно-игровом и образно-музыкальным. Таким образом, сценографии отводится  одно из ведущих мест в технологическом  процессе создания праздничного мероприятия [43, 37].

Однако в данных работах  нет определения функций всех составляющих художественного оформления, особенно костюма, как самого доступного элемента сценографии в условиях клубной сцены.

В конечном итоге, оценивая разработанность темы квалификационной работы в специальной литературе по режиссёрским технологиям культурно-досуговых программ, можно утверждать, что рассмотрение функционального назначения  элементов художественного оформления является по сути лишь частью более широких по своему предмету исследований, которые мы находим в искусствоведении и театроведении.

Существует множество  работ, рассматривающих конкретные этапы истории театрально-декорационного искусства, особенности сцены, живописные декорации. О внешнем виде спектаклей в различные исторические эпохи  писали А.А. Аникст и А.К. Дживелегов, Г.Н. Бояджиев и С.С. Мокульский, А.В. Бартошевич и Б.В. Алперс. В 1960-е – 1980-е годы ведущими исследователями  в области сценографии (А.А. Михайлова, М.А. Френкель, М.Н. Пожарская)  были предложены различные методы искусствоведческого  анализа творчества сценографов. Типология, сформулированная в 2-х томном издании  «Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины XX века» В.И.Березкина, представляется наиболее ясной и всеобъемлющей. Это по-настоящему глубинное исследование, рассматривающее историю театральной декорации от зарождения до периода, когда основные принципы современного театра сформировались практически полностью. Все более или менее значительные этапы, явления, имена мирового театра нашли отражение в этой монографии, предложившей не только их описание, но четкую систематизацию и истолкование, подчас весьма оригинальное.

В искусстве оформления спектаклей на разных этапах развития  В.И.Березкин  выделяет три системы, соответствующие, по мнению автора, трем основным функциям сценографии - игровой функции, функции  обозначения места действия и  действенная, или "персонажная" функция. Соответственно доминированию той  или иной функции вся история  развития театрально-декорационного искусства  делится хронологически на три периода: игровая сценография, декорационное  искусство и действенная сценография. Термины эти можно считать  и не вполне удачными, поскольку  в восприятии понятие  - «игровая»  и «персонажная», «действенная»  функции - подчас путаются, представляются синонимами. Но автор последовательно, настойчиво проводит свою мысль через  все этапы развития театра, доказывая  ее подробным анализом конкретных типов  оформления спектаклей. Зачаточные, первичные  виды оформления подробно рассматриваются  В.И. Березкиным с точки зрения все  тех же трех функций, причем доминирующей, определяющей в это время он называет игровую функцию, доказывая её значение в зарождении уже собственно театральной  сценографии.

Автор подробно описывает  и более поздние модели европейского театра - площадной театр, литургическую  драму, раскрывает конструктивные принципы построения оформления, систему цветового  решения оформления, зарождение масок  комедии дель арте. В средневековом  и ренессансном театре меняются функции, по которым Березкин рассматривает  историю сценографии. На первый план постепенно выходит функция обозначения  места действия - либо в виде условных знаков или надписей, как в шекспировском  театре, либо в виде уже более  подробных обозначений, которые  и формируют собственно театрально-декорационный  принцип оформления. Третья глава  первой книги посвящена истории  собственно театральной декорации. Она охватывает период с XVI до конца XX веков. Это время торжества художника в театре. В эту эпоху появляются уже и теоретические работы по оформлению театральных зрелищ, например, трактат С. Серлио "О сценах", включающий в себя, в частности, предложение использовать уменьшенный макет сцены при разработке декораций. В двадцатом веке макет станет одним из основных методов работы сценографов.

Театр ХХ века справедливо  выделен В.И. Березкиным в отдельную  книгу. К. Малевич и Л. Бакст, А. Головин  и Н. Сапунов, Ф.-Т. Маринетти - художники  различных, полярных взглядов и художественных течений создали десятки направлений  развития театра. Каждый из них формулировал свое видение театрального искусства. Например, знаменитый «Черный квадрат» К. Малевича впервые появился на эскизе занавеса к опере «Победа над  солнцем» - сочинение В. Хлебникова (пролог), А. Крученых (текст и либретто), М. Матюшина (музыка)  в 1913 году.

Информация о работе Сценография в структуре детского праздника