Сценография в структуре детского праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:48, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью исследования является обоснование значимости элементов сценографии в образном решении детского праздника. В соответствии с основной целью в квалификационной работе поставлены и обоснованы следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические этапы развития искусства сценографии и определить функциональные особенности основных сценографических систем.
2. Обосновать значение сценографии в культурно-досуговых программах и установить функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
I. Основные этапы развития искусства сценографии
1.1 Предсценография ритуально-обрядовых действ как ведущая модель современного искусства оформления сценического действия ...............10
1.2 Сценография как синоним декорационного искусства……………..19
1.3 «Действенная сценография» как новая система оформления сценического действия……………………………………………………25
II. Сценография в структуре детского праздника «Ура! Каникулы!»
2.1 Роль художественного оформления в структуре праздника………30
2.2 Основные типы вещественного оформления детского праздника «Ура! Каникулы!»………………………………………………………………..39
2.3 Этапы работы над художественным оформлением праздника……49
Заключение……………………………………………………………….57
Список литературы………………………………………………………61
Приложение: сценарный план;
сценарии праздника;
афиши;
эскиз оформления сцены;
эскизы костюмов

Вложенные файлы: 1 файл

ТАНЯ СЦЕНОГР. ПРАЗДНИКА.docx

— 138.40 Кб (Скачать файл)

Изучив назначение сценографии  в структуре культурно-досуговых  программ,  мы установили следующие  функциональные особенности декорации, реквизита и сценического костюма в создании художественного образа детского праздника:

 

1. Основная особенность  клубной сценографии, ее отличие  от сценографии театра заключаются  не в создании сценической  среды для актёров, а в достижении  оптимальных условий для жизнедеятельности  собравшихся вместе людей, являющихся  одновременно и участниками, и  зрителями мероприятия.

 

2. Сценография  является средством художественной  выразительности в разработке основных компонентов творческого замысла и сюжетно-композиционного решения.

 

3. Создание окружающей среды предусматривает оформление всего места действия, включая подходы к нему, с целью погрузить зрителя в определённую, необходимую для данного праздника атмосферу и  конструирование специальной сценической площадки, которую необходимо увязать с масштабами пространства.

 

4. В зависимости от  типа и от места действия  способы решения такого сценического  пространства могут быть следующие:  несколько сцен, расположенных на  некотором расстоянии друг от  друга, по принципу симультанной  декорации, так что зрители  переходят с места на место;  группа движущихся сцен-платформ, проезжающих перед зрителем стоящим  (или сидящим) на месте; построенная  специально сцена, состоящая из  целой системы площадок больших  и маленьких для переброски  места действия с одной на  другую.

 

5. Характер оформления  диктует характер построения  мизансцен, ритмического и пластического  выражения сценического действия, поэтому различного рода станки, ступеньки и другие конструкции  придают мизансценам динамичность, выразительность и зрелищность.

 

6.В выборе выразительных  средств предпочтение отдаётся  детали. Деталь, дополненная действенной  детской фантазией в состоянии  передать место действия и  выразить атмосферу происходящих  на празднике событий гораздо  полнее, чем самая подробная декорация.

7. Сценический театральный  костюм и реквизит являются  одним из основных компонентов  в создании не только образа  персонажа, но и художественного  образа спектакля.  В нем соединяются  достоверность функционально оправданной  одежды и условность необходимая  для организации особого типа  зрелища, в соответствии с замыслом  режиссера, сюжетом, художественными  традициями. Как правило, учитывается  так же специфика восприятия.

8. Процесс поиска художником  сценографического решения завершается  созданием его эскиза или макета, которые так же обсуждаются  с режиссёром. И если возникает  необходимость, режиссёр вносит  поправки, предложения, которые и  фиксируются в эскизе или на  макете.

Таким образом, сценография  в праздничном действии - специфический, действенно-изобразительный вид  искусства, представляющий собой образное пластическое решение праздничного  пространства средствами предметной среды  и предполагающий смысловое и  физическое взаимодействие со зрителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Акимов, Н.П. Театральное наследие. М., 1978.
  2. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983
  3. Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л., 1976.
  4. Барро Ж. Размышления о театре. М., 1963
  5. Бахтин  М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
  6. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века. Т.1 1997.
  7. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. М., 2002
  8. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 годов. Т.2. 201
  9. Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля В.И.Березкин. – М., 1986.
  10. Блок Вл.Б. Диалектика театра. М., 1983
  11. Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. М., 1981
  12. Брехт Б. Театр, в 2-х томах. М., 1965
  13. Брук П. Пустое пространство. М., 1976
  14. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров. Л., 1984
  15. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
  16. Гончаров А.А. И поэзия, и педагогика. В сб.: «О М.О.Кнебель». М., 1998
  17. Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. В  2-х томах. - М., 1997, Т. 1
  18. Горчаков, Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М., 1956.
  19. Давыдова М.В.. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII – начала ХХ века. М., 1974
  20. Джурова Т. С. Арлекин милосердия. Евреинов Н. Самое главное. М., 2006
  21. Джурова Т. С. Маскарад жизни и его разоблачение. Евреинов Н. Двойной театр. М., 2007
  22. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.
  23. Захаржевская, Р.В. Костюм для сцены. М., 1974.
  24. Клитин  С. С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987
  25. Ключников Д.А., Снежинский Л.Д. Театральные драпировки М., 1971
  26. Листовский В.В. Пути развития сценографической науки. Сценическая техника и технология. №3, 1977.
  27. Лосев А.Э. История античной эстетики. Т.1-5, М., 1963-1979
  28. Лотман Ю. М. Семиотика сцены. СПб., 1998
  29. Максимов В. И. Век Антонена Арто. СПб., 2005
  30. Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 т. М., 1968. Т 1
  31. Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. М., 1993
  32. Михайлова, А. Образ спектакля. М., 1978.
  33. Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт (Очерки). М., 1989.
  34. Михайлова А.А. Художник и режиссёр (О некоторых чертах современной сценографии). М., 1986.
  35. Михайлов Л.Н. Технические средства оформления современного эстрадного зрелища как эстетический феномен. М., 2007.
  36. Морозова Г. В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. М. 2001
  37. Мокульский С.С. История Западноевропейского театра. М., 1936
  38. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены): Учеб. Пособие. М., 1981
  39. Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Л., 1987
  40. Охлопков, Н.П. Статьи. Воспоминания. М.,1986
  41. Пожарская М.Н.. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1970
  42. Попов А.Д. художественная целостность спектакля. М., 1984 
  43. Рубб А.А. Пока закрыт занавес. М., 1987
  44. Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1908-1917. М., 1990
  45. Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля.  М., 1962
  46. Селиванова Е.Д.  Театрально – литературные композиции в школе. М., 1982
  47. Силин А.Д. Площади – наши палитры. М., 1982
  48. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2007
  49. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми томах. М., 1961, Т. 2
  50. Станиславский К. С. Режиссерский план «Отелло». М—Л., 1945
  51. Стрелер Дж. «Театр для людей». М., 1984
  52. Сыркина Ф.Я.. Русское театрально-декорационное искусство 2-й половины ХIХ века. М., 1956
  53. Сыркина Ф.Я., Костина Е.М.. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978
  54. Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995.
  55. Тихвинская Л. И. Театры кабаре и миниатюр в России: 1908 – 1917. М., 1995
  56. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.В 2-х томах. – Л., 1980, Т.1
  57. Уварова  Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983
  58. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.
  59. Шароев И.Г.  Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992
  60. Шеповалов В.М. Динамика спектакля и сценография. Сцена № 2, 2003
  61. Шифрин Н.А. Заметки о театральном опыте. М., 1973
  62. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Ростов на Дону, 2004
  63. Эткинд М.Г. О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве театральной декорации (опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации). - В сб.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974

 


Информация о работе Сценография в структуре детского праздника