Изучив назначение сценографии
в структуре культурно-досуговых
программ, мы установили следующие
функциональные особенности декорации,
реквизита и сценического костюма в создании
художественного образа детского праздника:
1. Основная особенность
клубной сценографии, ее отличие
от сценографии театра заключаются
не в создании сценической
среды для актёров, а в достижении
оптимальных условий для жизнедеятельности
собравшихся вместе людей, являющихся
одновременно и участниками, и
зрителями мероприятия.
2. Сценография
является средством художественной
выразительности в разработке основных
компонентов творческого замысла и сюжетно-композиционного
решения.
3. Создание окружающей среды
предусматривает оформление всего места
действия, включая подходы к нему, с целью
погрузить зрителя в определённую, необходимую
для данного праздника атмосферу и
конструирование специальной сценической
площадки, которую необходимо увязать
с масштабами пространства.
4. В зависимости от
типа и от места действия
способы решения такого сценического
пространства могут быть следующие:
несколько сцен, расположенных на
некотором расстоянии друг от
друга, по принципу симультанной
декорации, так что зрители
переходят с места на место;
группа движущихся сцен-платформ,
проезжающих перед зрителем стоящим
(или сидящим) на месте; построенная
специально сцена, состоящая из
целой системы площадок больших
и маленьких для переброски
места действия с одной на
другую.
5. Характер оформления
диктует характер построения
мизансцен, ритмического и пластического
выражения сценического действия,
поэтому различного рода станки,
ступеньки и другие конструкции
придают мизансценам динамичность,
выразительность и зрелищность.
6.В выборе выразительных
средств предпочтение отдаётся
детали. Деталь, дополненная действенной
детской фантазией в состоянии
передать место действия и
выразить атмосферу происходящих
на празднике событий гораздо
полнее, чем самая подробная декорация.
7. Сценический театральный
костюм и реквизит являются
одним из основных компонентов
в создании не только образа
персонажа, но и художественного
образа спектакля. В нем соединяются
достоверность функционально оправданной
одежды и условность необходимая
для организации особого типа
зрелища, в соответствии с замыслом
режиссера, сюжетом, художественными
традициями. Как правило, учитывается
так же специфика восприятия.
8. Процесс поиска художником
сценографического решения завершается
созданием его эскиза или макета,
которые так же обсуждаются
с режиссёром. И если возникает
необходимость, режиссёр вносит
поправки, предложения, которые и
фиксируются в эскизе или на
макете.
Таким образом, сценография
в праздничном действии - специфический,
действенно-изобразительный вид
искусства, представляющий собой образное
пластическое решение праздничного
пространства средствами предметной среды
и предполагающий смысловое и
физическое взаимодействие со зрителем.
Литература:
- Акимов, Н.П. Театральное наследие. М., 1978.
- Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983
- Базанов В.В. Техника и технология сцены. Л., 1976.
- Барро Ж. Размышления о театре. М., 1963
- Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
- Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века. Т.1 1997.
- Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. М., 2002
- Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра: Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 годов. Т.2. 201
- Березкин, В.И. Искусство оформления спектакля В.И.Березкин. – М., 1986.
- Блок Вл.Б. Диалектика театра. М., 1983
- Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. М., 1981
- Брехт Б. Театр, в 2-х томах. М., 1965
- Брук П. Пустое пространство. М., 1976
- Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров. Л., 1984
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968
- Гончаров А.А. И поэзия, и педагогика. В сб.: «О М.О.Кнебель». М., 1998
- Гончаров А.А. Мои театральные пристрастия. В 2-х томах. - М., 1997, Т. 1
- Горчаков, Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М., 1956.
- Давыдова М.В.. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства ХVIII – начала ХХ века. М., 1974
- Джурова Т. С. Арлекин милосердия. Евреинов Н. Самое главное. М., 2006
- Джурова Т. С. Маскарад жизни и его разоблачение. Евреинов Н. Двойной театр. М., 2007
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1978.
- Захаржевская, Р.В. Костюм для сцены. М., 1974.
- Клитин С. С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики. Л., 1987
- Ключников Д.А., Снежинский Л.Д. Театральные драпировки М., 1971
- Листовский В.В. Пути развития сценографической науки. Сценическая техника и технология. №3, 1977.
- Лосев А.Э. История античной эстетики. Т.1-5, М., 1963-1979
- Лотман Ю. М. Семиотика сцены. СПб., 1998
- Максимов В. И. Век Антонена Арто. СПб., 2005
- Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. В 2 т. М., 1968. Т 1
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. М., 1993
- Михайлова, А. Образ спектакля. М., 1978.
- Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт (Очерки). М., 1989.
- Михайлова А.А. Художник и режиссёр (О некоторых чертах современной сценографии). М., 1986.
- Михайлов Л.Н. Технические средства оформления современного эстрадного зрелища как эстетический феномен. М., 2007.
- Морозова Г. В. О пластической композиции спектакля: Методическое пособие. М. 2001
- Мокульский С.С. История Западноевропейского театра. М., 1936
- Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. (Поэтика мизансцены): Учеб. Пособие. М., 1981
- Немиро О.В. Праздничный город. Искусство оформления праздников. История и современность. Л., 1987
- Охлопков, Н.П. Статьи. Воспоминания. М.,1986
- Пожарская М.Н.. Русское театрально-декорационное искусство конца Х1Х – начала ХХ века. М., 1970
- Попов А.Д. художественная целостность спектакля. М., 1984
- Рубб А.А. Пока закрыт занавес. М., 1987
- Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1908-1917. М., 1990
- Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962
- Селиванова Е.Д. Театрально – литературные композиции в школе. М., 1982
- Силин А.Д. Площади – наши палитры. М., 1982
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 2007
- Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми томах. М., 1961, Т. 2
- Станиславский К. С. Режиссерский план «Отелло». М—Л., 1945
- Стрелер Дж. «Театр для людей». М., 1984
- Сыркина Ф.Я.. Русское театрально-декорационное искусство 2-й половины ХIХ века. М., 1956
- Сыркина Ф.Я., Костина Е.М.. Русское театрально-декорационное искусство. М., 1978
- Титова Г. В. Творческий театр и театральный конструктивизм. СПб., 1995.
- Тихвинская Л. И. Театры кабаре и миниатюр в России: 1908 – 1917. М., 1995
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены.В 2-х томах. – Л., 1980, Т.1
- Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. М., 1983
- Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М., 2006.
- Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1992
- Шеповалов В.М. Динамика спектакля и сценография. Сцена № 2, 2003
- Шифрин Н.А. Заметки о театральном опыте. М., 1973
- Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Ростов на Дону, 2004
- Эткинд М.Г. О диапазоне пространственно-временных решений в искусстве театральной декорации (опыт анализа творческого наследия советской театральной декорации). - В сб.: Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974