Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:53, реферат
Удивляюсь я тому, сколько лет минуло, а житие Сергия не написано. И охватила меня великая печаль, что с тех пор, как умер такой святой старец, чудесный и предобрый, уже двадцать шесть лет прошло, и никто не дерзнул написать о нем,— ни далекие ему люди, ни близкие, ни великие люди, ни простые: известные не хотели писать, а простые не смели. Через один или два года после смерти старца я, окаянный и дерзкий, дерзнул сделать это. Вздохнув пред богом и имя старца призвав в молитве, начал я подробно кое-что записывать о жизни старца, себе втайне говоря: “Я не возношусь ни перед кем, но для себя пишу, про запас, и на память, и для пользы”.
Для мистики Сергия характерна своеобразная трезвость. Она такая же здоровая, как и сам Сергий. В ней нет никакого пантеистического упоения, никакого эстетства.
Сергий понимал, что для свержения ненавистного татарского ига необходима сильная центральная власть, способная объединить все силы в стране. Поэтому он не раз выступал в качестве посредника, убеждая удельных князей подчиниться Москве.
Первоначально Сергия не интересовала политическая жизнь. Он был далёк от княжеских междоусобных распрей. Да и в церковные дела он старался не вмешиваться. Однако Сергий активно поддержал Дмитрия Донского, когда тот собрался на бой с полчищами Мамая. Перед походом князь Дмитрий посетил Троицкий монастырь, где он принял благословение игумена. Сергий предрёк ему победу и отправил с князем на поле боя двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Согласно Житию святого, всё время, пока продолжалась Куликовская битва, Сергий не только молился о победе, но и произносил поимённые молитвы за погибавших воинов. Умер Сергий в 1392 году в возрасте 78 лет. Предвидя за 6 месяцев свою кончину, он назначил игуменом своего ученика Никона, а сам ушёл в затвор. Перед смертью он завещал своей братии: "Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную".
Очевидно, уже в скором времени в Троицкой обители стали почитать Сергия как святого. А в середине 15 века его имя было внесено в список общерусских святых. В это же время началось строительство церквей во имя преподобного Сергия. В 1422 году мощи святого были помещены в раку, где они и хранились в течение добрых 500 лет. В 1919 году Троицкая лавра была закрыта, а мощи преподобного Сергия были переданы одному из московских музеев. После войны, когда лавра была вновь открыта, мощи святого были возвращены в обитель.
В образе Сергия Радонежского воплощается православная святость во всей её полноте. Сергий повторяет путь всех великих свидетелей православия с первых его веков. Он являет собой образ совершенного преображения человека Святым Духом. Он символизирует собой устремление к "жизни в Боге". Именно это делает Сергия Радонежского средоточием русского православия, именно это проложило столько дорог к Троице-Сергиевой лавре.