Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 16:45, дипломная работа
Москва и Тверь…Два города, чьё противостояние долго определяло историю Северо-восточной Руси и принесло по словам летописца “много… замятни… во всех городах”. Исход борьбы нам сегодня известен. Вроде бы известны и причины московской победы, которая была, по мнению многих неизбежна. Но подобный взгляд – это взгляд победителя на историю побеждённой земли.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Московское княжество к началу XIV века
1.1.Географическое положение………...………………………………7
1.2.Образование Московского княжества……..……………………12
1.3.Политика Даниила Александровича – первого
Московского князя…………………………………………………...15
Глава II. Борьба за политическое преобладание во
Владимирской Руси в первой половине XIV века
2.1. Расширение территории……………….…………………………18
2.2. Установление дружественных отношений с
ЗолотойОрдой…………………………………………………………23
2.3. Предпосылки сближения московских князей и
русскихмитрополитов…………………………………………………29
2.3. “Великая тишина” на Руси………………………………………35
Глава III. Закрепление гегемонии Москвы во Владимирской
Руси во второй половине XIV века
3.1. Преодоление сепаратистских тенденций княжеств
Северо-восточной Руси………………………..………………………38
3.2. Начало активной борьбы с Золотой Ордой под
знаменем Москвы………………………………………………………45
3.3. Стабилизация отношений московских князей и
русской церкви………….………………………………………………50
Заключение…………………...…………………………………………55
Библиография……………………………………………………….….56
Противоречие двух политических программ дополнялись и личным конфликтом: великий князь Дмитрий был человеком, у которого сознание себя не было ниже его положения. Он не желал разделять власть с митрополитом. На политических позициях митрополита должны был сказаться и такие события 70-х гг., как полититческий крах Вельяминовых, давних союзников митрополичьей кафедры, а такдже позорное поведение родного брата митрополита воеводы Александра Плещея в бою с ушкуйниками под Костромой в 1375 г. На отношения великого князя и митрополита не мог не повлиять и тот факт, что правительственная деятельность Алексея сопровождалась приобретением им крупных земельных владений. Затраты на содержание митрополии быстро возрастали.
Перемены в отношениях между великим князем и митрополитом ярко проявились в вопросе о выборе кандидата на митрополичью кафедру. Вопреки желанию Алексея великий князь наметил ему в премники своего ставленника, московского архимандрита Михаила, известного в миру под именем Митяя. Желая превратить церковь в надёжного союзника в борьбе за объединение Руси, великий князь в 70-е гг. вынашивал планы создания “управляемой” митрополичьей кафедры. Со своей стороны стремилась к консолидации и церковь, форсируя, в частности, проведение “монастырской реформы”.
В середине 70-хгг. назревал острый конфликт между московским боярским правительством и церковь. Смута на митрополии продолжалась с конца 70-х до начала 80-х гг. XIV в. Кризис в отношениях великокняжеской власти и церкви в 80-е гг. имевший далеко идущие последствия, явление весьма сложное, его итоги нельзя оценивать однозначно и сводить лишь к поражению московского князя. Великокняжеской власти в ходе смуты удалось разъединить два главных отряда церковных сил – митрополичью кафедру и монастыри, объединение которых наметилось при Алексее. Поначалу Дмитрий Иванович предпринял попытку овладеть митрополичьей кафедрой, возведя на неё своего духовника – Михаила-Митяя. Однако, столкнувшись с недовольством широких церковных кругов, и в первую очередь авторитетных деятелей “монастырской реформы” во главе с Сергием Радонежским, великий князь вынужден был изменить курс. Он вернулся к традиционной политике сотрудничества с московскими старцами. Вместе с тем Дмитрий Иванович принял меры, чтобы не допустить политического альянса митрополичьей кафедры и монастырей. Осенью 1382 г. он выслал из Москвы близкого к “старцам” митрополита Киприана. Его место занял возвращённый из ссылки Пимен (1382-1389), обманным путём получивший после смерти Митяя в 1379 г. поставление от патриарха. Пимен не имел собственной прочной опоры и всецело зависел от князя.[1, с.42]
Куликовская битва подняла значение Москвы как общерусского центраборьбы против ордынского ига. Патриотические настроения усилились и в московской среде. Однако в силу недостаточной зрелости процесса политической централизации, а также ряда обстоятельств внешнеполитического характера митрополичья кафедра вновь перешла в руки ставленников Константинополя Киприана и Фотия.[1, с.43]
Киприан родился в 1336 г. в Болгарии, в боярской семье Цамвлаков. В 50-х гг. он переселяется в Византию и с этого момента начинается его карьера как церковного деятеля. В 1375 г. он был рукоположен на Русскую митрополию константинопольским патриархом Филофеем. Но его кандидатура не устраивала Дмитрия Ивановича. Лишь один раз в1381 г. он побывал на митрополии в течение одного года, но после нападения Тохтамыша сбежал из Москвы и был низложен. Только со смертью Дмитрия Донского в 1390 г. он становится митрополитом всея Руси.[23, с.2-15]
Характерной чертой отношений великокняжеской власти и церкви в 90-е гг. XIV – первой трети XV в. является стремление митрополичьей кафедры обособить свою политическую линию от московского политического курса. Митрополиты Киприан и Фотий надолго покидают Москву, живут в Киеве и на Волыни, пользуются признанием и уважением литовских князей. Свою политику отчуждения митрополиты пытались представить как предпосылки объединения боевых сил Северо-восточной Руси и ВКЛ для совместного отпора Орде и Ордену. Московская великокняжеская власть уже достаточно окрепла и не испытывала острой необходимости в постоянном присутствии и содействии митрополита, что приводило к ответному отчуждению. Взаимная поддержка оказывается только в случае совпадения интересов обоих сторон.[3, с.132]
Внешняя независимость, политический нейтралитет митрополичьей кафедры и её внутренняя слабость, отсутствие прочных связей с реальными социально-политическими силами странны – отличительная черта правления Киприана. Основная цель его деятельности – это укрепление политического суверенитета церкви и сохранение единства митрополии.[3, с.133]
Он совершает ряд самостоятельных политических акций. Он был сторонником мирных отношений Москвы и Твери, поэтому он урегулировал между Тверским епископом Евфимией Висленем и князем Михаилом Александровичем, отвергнув епископа и, отправив его в Москву, а на его место поставил своего архидьякона Арсения.[3, с.134]
Во второй половине 90-х гг. XIV в., когда московское правительство ведёт напряжённую борьбу с Новгородом за Двинскую землю, митрополит не поддерживает московские рати своим грозным отлучением и другими средствами. Только в 1401 г. он задержал ехавшего в Москву новгородского архиепископа Иоанна и заключил его в монастырь на три года и шесть месяцев.
Стремясь сохранить единство митрополии, Киприан отнюдь не содействовал Василию Дмитриевичу в его конфликтах с Литвой. Самостоятельность Киприана доходила до того, что он выступил в 1396-1397 гг. инициатором переговоров об унии православной и католической церквей.
Политическая линия Киприана тем не менее не исключала возможности сотрудничества с великокняжеской властью, в направлении, выгодном для обеих сторон. Когда в начале 90-х гг. новгородцы отказали Киприану в месячном суде, а великий князь не мог добиться от них выплаты очередного чёрного бора, Киприан отлучил Новгород от церкви, а великокняжеское войско вступило в Новгородские пределы. Не выдержав двойного натиска, Новгород уступил. Другой пример такого сотрудничества виден по отношению к Нижнему Новгороду и Городцу. С переходом этих городов под власть великого князя в 1392 г., для привязывания их к Москве и в церковном отношении, Киприан отнял их от Суздальского епископа и включил в свою митрополичью епархию.
Широко известна в исторической литературе договорная грамота великого князя Василия Дмитриевича. И митрополита Киприана “о домех о церковных, и о волостех, и о землях, и о водах, и о всех пошлинах о церковных”.[3, с.135] Киприану удалось восстановить все те привилегии, которыми пользовалась церковь во времена Алексея. При этом наблюдал за практическим их осуществлением.
Независимая политика Киприана, его связи с Литвой обусловили тот факт, что в целом митрополия нее получала ни значительных пожалований от великого князя, ни богатых вкладов частных лиц и укрепляла своё могущество за счёт восстановления прежних привилегий.
Таким образом, характер отношений русских митрополитов и московских князей во второй половине XIV в. является довольно противоречивым. Для Алексея было характерно стремление подчинить церковную политику целям Москвы. Митрополия при нём играла роль идейно-политического штаба Московского великого княжения. Его откровенно промосковская политика хотя и была исключением для митрополитов XIV в., но в значительной степени способствовала возвышению Москвы над другими княжествами. Киприан напротив стремится к обособлению от великокняжеской власти, направляя свои главные усилия на укрепление позиций церкви. Но факт взаимного отчуждения митрополита и великого князя свидетельствовал о сильной власти московского князя, который уже не нуждался в постоянной поддержке митрополита.
Заключение
Будучи в конце XIII века малозаметным, рядовым княжеством на Руси, Москва совершила в XIV веке стремительный, по меркам феодального времени взлёт на вершину своего могущества в раздробленной Северо-восточной Руси и стала её общепризнанным и неоспоримым лидером. Столь быстрое её возвышение было вызвано сочетанием целого ряда предпосылок, нашедших отражение в историографии. Это и удобное географическое положение, и развитие производительных сил княжества, и продуманная политика московских князей в отношении Орды и других русских князей, и опора на верхушку русской православной церкви, и уникальная ситуация в московском великокняжеском доме, исключавшая междоусобную борьбу за власть.
Все эти предпосылки, на мой взгляд, создавали лишь потенциальную возможность для возвышения Москвы. Как известно, в истории играют роль не только объективные, но и субъективные факторы. Все историки, занимавшиеся этой проблемой, отмечали правления Ивана Калиты как переломный период, давший преимущество Москве над другими землями Северо-восточной Руси. Иван Калита продолжил борьбу старшего брата за великокняжеский Владимирский престол и закрепил его за собой. Заняв во Владимирской Руси привилегированное положение, Калита использовал его с исключительной выгодой для себя и своего княжества.
Московский князь заручился лояльным отношением со стороны хана Узбека, проводя в отношении Орды верноподданническую политику. К тому же Калита обеспечил поставку хану большего размера дани с Руси. Поэтому на Руси у Калиты были развязаны руки. К концу его правления Москва быда самым богатым русским княжеством, резко выросла его территория. В борьбе с Тверью и Нижним Новгородом у Москвы теперь было громадное преимущество. Наследникам Ивана Калиты оставалось только удержать его и закрепить. Что и было сделано Дмитрием Донским в войнах с Тверью и в Куликовской битве. Будь на месте Ивана Калиты менее решительный, хитрый и изворотливый князь, Москва могла бы упустить предоставленный ей исторический шанс стать во главе Владимирской Руси.
Библиография
исторического факультета
V курса группы “В”
Сергейко Н.В.
30.05.2002