Шумерские золотые
украшения и предметы царской
роскоши поражают воображение.
Настолько тонкой и изящной
была эта работа, что можно
заподозрить шумерских мастеров
в осведомленности всех видов
металлообработки с использованием
электролиза и химического осаждения
металлов на любые поверхности.
Даже если здесь и не была
применена гальванопластика, то
филигрань, по крайней мере, присутствует
точно. Браслет изготовлен комбинированным
способом, включающим в себя оболочковое
литье, чеканку, гравировку, пайку
и конечно филигрань, в виде
плетеной веревочки по всему
ободу пустотелого браслета, закрученного
в спиральном узоре. По крайней
мере наконечники в виде бубликов точно
пустотелые. А каждая из «веревочек», из
которых сплетена золотая бранзулетка
или более толстый жгут, в свою очередь
сплетена из ниточек меньшего диаметра,
рис. 4.6. Одним словом, для создания такой
«веревочки» необходимо было получить
метры тонкой волоченной проволоки малого
диаметра, и с равномерным сечением по
все длине заготовки. Отсюда возникает
вывод: здесь поработал не кузнец, а вальцовщик.
Таких специальностей тогда быть не должно,
а были только кузнецы, оружейники и ювелиры,
и все в одном флаконе. Потому, что других
специальностей историки не знают, когда
дело касается Неолита, или «Бронзового
века». Но они были, со всеми вытекающими
отсюда выводами. Разделение труда, машины,
механизмы и приспособления, необходимые
для металлообрабатывающего производства,
и естественно присутствие железа.
Необходимо иметь, как минимум
среднее техническое образование,
чтобы владеть такими понятиями,
как степень деформации, пластичность
и временное сопротивление разрыву
металла. А также термическая
обработка и химический состав сплава,
математика, само собой разумеется.
Без всего этого получить такие
изделия невозможно.
Само понятие филигранной
техники применительно к эпохе
Неолита вызывает недоумение. Если
раньше казалось верхом совершенства
присутствие таких видов ювелирной
техники в изделиях эпохи эллинизма
и скифской культуры середины
первого тыс, до н.э, то наличие подобных
приемов в Египте времен Нового царства
второго тыс. до н.э. не укладывалось в
сознании. Здесь же подобные технологи
еще более древние и уже граничат на рубеже
III и IV тыс. до н.э. Ведь филигрань однозначно
подразумевает использование железных
орудий труда, увеличительной оптики и
газовых горелок. В.И.Марченков обстоятельно
объясняет понятие филигранной техники:
«Филигранными называют изделия, изготовленные
из тонкой проволоки – гладкой, крученой,
гладковальцованной и крученовальцованной
– образующей сложные кружевные узоры.
Филигрань, или скань, - один из очень старых
и распространенных видов ювелирной техники,
до сегодняшнего дня вызывающий восхищение
у любителей и знатоков ювелирного и прикладного
искусства. Изделия, изготовленные филигранью,
охватывают почти все виды украшений и
предметов быта. Различают ажурную и фоновую,
или напайную филигрань». Не без интереса
было бы узнать, при помощи какого же инструмента
создается филигрань? На что В.И. Марченков
вполне конкретно отвечает: «Основной
инструмент для изготовления элементов
филиграни – филигранные пинцеты (корцанки)
и филигранные ножницы по металлу. Изготавливаются
они из нержавеющей стали».
Вот так, четко и
ясно – нержавеющая сталь,
что и требовалось доказать. Но,
можно возразить, что это относится
только к современному ювелирному
производству. Но в том то все
и дело, что филигранная техника
или она есть, или ее нет.
Никакими другими альтернативными
инструментами элементы филигранной
техники выполнить не возможно,
тем более всякого рода косточками
или медным инструментом, как
пытаются убедить нас историки.
Нет, так не бывает: если сверло
то стальное, если резец, то
тем более он должен быть
выше твердости золота или
серебра. Медные сплавы – бронза
или латунь для режущих инструментов
по металлу никак не годятся.
Медь в принципе закаляется, но
при сверлении или точении
Бронзовый резец обязательно
нагреется и произойдет отпуск
металла, то есть он потеряет
свои прочностные свойства, и
своей функции он не выполнит.
Такие инструменты должны быть
только стальными и хорошего
качества, других вариантов нет,
как не хотелось историкам
доказать отсутствие таких орудий
труда у древних мастеров. Если
у шумеров существовала такая
техника, то и уровень ювелирных
изделий настолько высок, что
ни о каком их примитивном
изготовлении не может быть
и речи. Техника филиграни и
зерни оказывается была хорошо известна
не только египтянам, грекам, и скифам
создавшим предметы звериного стиля из
золота и других металлов, но и шумерам
уже в III тыс. до н.э. Классифицируют филигрань,
следующих типов: «Ажурной филигранью
называют кружевной узор, с хорошо просматривающимся
сквозным рисунком.
Фоновая, или напайная,
филигрань отличается от ажурной
тем, что напаивается на специально подготовленный
фон из того же металла». Как видим, в шумерском
браслете присутствует фоновая филигрань
и скань. Изготовление его сегодня и то
вызовет определенные трудности. Потому,
что потребуется применение всех инструментов
из арсенала ювелира, включая и газовую
горелку, для напайки корнеров и бормашину,
для создания матовой поверхности на цветочном
орнаменте с торца браслета, или броши.
На браслете, или гривне как их называли
на Руси, весьма необычно сделан замок.
По всей видимости, не хватает какого-то
фиксатора, и тогда этот браслет может
превратиться в наручники. Если это не
так, тогда непонятно предназначение отверстий
в кольцах этого браслета. Здесь определенно
должна была быть или цепочка со штифтами,
или какой-то другой замок, закрывающий
браслет.
Но фоновая филигрань
и скань, присутствует не только
в браслете, она есть даже на
этой замечательной брошке изготовленной
по всей видимости из электрового сплава.
Такое количество корнеров образующих
декоративный узор цветка нельзя не заметить
даже не специалисту. Здесь использовалась
чеканка и естественно Скань, выполненная
необычайно профессионально, как будто
эти шарики порядка 0,1 мм., паял не человек,
а современный автомат.
Волоченная проволока!
Итак, в шумерском захоронении
Леонард Вулли обнаружил колечки,
серьги браслеты и целые колье, изготовленные
из золотой проволоки. Что это
значит он наверно и не осознал? А это означает
не много не мало как современные технологии
металлообработки, поскольку проволоку
для этих целей получают путем многократного
волочения с чередующимся отжигом через
так называемые волоки или фильеры, изготовляемые
из высокопрочной стали на токарном станке
или ином сложном оборудовании. Волочильная
матрица включает в себя: смазочную воронку,
рабочий конус, калибрующий поясок и выходной
конус или распушку. Напомним еще раз,
что никакой кузнец получить проволоку
для подобных целей диаметром 1-2 мм. не
сможет, а тем более порядка 0,1-0,2.мм, это
уже фантастика. В шумерских изделиях
именно такие размеры, и никакой грубой
работы кузнеца здесь не предусмотрено
- это тонкая филигранная работа.
Наверно по этой причине фигурку
Аменхотепа III с вязанной цепочкой ,
или колье царицы Шубад, так не охотно
показывают публике, чтобы не объяснять
как современная цепочка с таким сложным
плетением, изготавливаемая, как правило,
на вязальном станке могла попасть в «бронзовый
век». Да и шумерские золотые украшения
найти не так просто. Такого вида плетение
научились делать лет сто назад не раньше.
А шумерская цепочка, вручную вряд ли может
быть воспроизведена даже сегодня. Такое
сложное плетение способны сделать только
специальные вязальные станки, которые,
судя по всему, у древних шумеров имелись
в наличии. Как они могли оказаться в долинах
Нила и Евфрата в конце Неолита - самое
интересное. Ответить на этот вопрос в
рамках существующих доктрин не возможно.
Историки однозначно ответят, что такую
цепочку или проволоку в состоянии был
изготовить и кузнец. Но мы прекрасно понимаем,
что никакой кузнец не в силах отковать
такую длинную и тонкую проволочку, длиной
в несколько метров, что бы потом сплести
из нее цепочку. Проволока, как известно,
идет не только для изготовления цепочек,
или колец, но и для филиграни, которая
в свою очередь подразумевает и горячую
пайку при создании корнеров.
Ранее мы обнаружили
цепочку на фигурке Аменхотепа
III в гробнице Тутанхамона. Если
она действительно принадлежала
деду Тутанхамона, то это XV
в до н.э. Технология волочения была знакома
египтянам периода Нового Царства, но
оказывается, она была известна и шумерам
на тысячу лет раньше. Если плетеная цепочка,
изготовленная из волоченной проволоки
обнаружилась в Египте на три тысячи лет
раньше новгородской, то шумерская в таком
случае на четыре. Версия о виртуозе - кузнеце
в данном случае даже не обсуждается. Проволоку
получить совсем не просто, о чем В.И. Марченков
в своем пособии так и пишет: « Гладь –
круглая проволока различных сечений.
Исходным полуфабрикатом для заготовки
служат слитки, которые прокатываются
в профильных валках квадратного калибра
до проволоки такого сечения, что ее можно
протянуть через фильерную доску. Максимальное
сечение проволоки для украшений 1,2 –
1,3мм, минимальное 0,2мм. Прокатанную в плоских
валках проволоку называют плоской гладью.
Плоская гладь больших сечений, часто
служит контуром филигранного узора».
Конечно, надо дополнить, что современные
фильеры или волочильные матрицы изготавливают
не просто стальными, а со вставками из
особо твердых материалов – начиная от
чугуна, и заканчивая «Победитом», или
вообще с алмазным напылением, в зависимости,
от того какая проволока будет волочиться.
Заготовка под проволоку
может быть золотая, серебряная,
стальная или алюминиевая. Выбор
довольно широкий, но основа
процесса одна – это волочильная
матрица, других вариантов нет.
Не будем утверждать,
что вставка была «Победитовая»,
но чугунная обязательно, иначе
древние мастера, проволоку для
филиграни не получили бы, рис.4.7.
Стоит сразу исключить возможность
применения для данной технологической
операции бронзовой фильеры. Она
не выдержит и одного прохода
проволоки, в силу своих механических
свойств. Тогда как на самом
деле требуется многократное
использование с сильнейшими
нагрузками на внутренние стенки
матрицы. Выдержать которые способны
материалы с высокими прочностными
характеристиками в течение длительного
срока.
У шумеров как видим, филигрань
была представлена в широком
ассортименте, что свидетельствует
о необычайно высоком уровне
металлообработки. Но Леонарду Вулли
подобные детали, может быть стали известны позднее,
а пока что археологам бросился в глаза
свергающий золотой шлем, покрывавший
истлевший череп: «Электровый Шлем Мескаламдуга
глубоко надвигался на голову и прикрывал
лицо щечными пластинами. Он был выкован
из чистого золота (или Электровый сплав)
и имел вид пышной прически». Чеканный
рельеф на шлеме изображал завитки волос,
а отдельные волоски были изображены тонкими
линиями. От середины шлема волосы спускались
вниз плоскими завитками, перехваченными
плетеной тесьмой, рис.4.8. «На затылке они
завязывались в небольшой пучок. Ниже
тесьмы волосы ниспадали локонами вокруг
«чеканенных» ушей с отверстиями, чтобы
шлем не мешал слышать. По нижнему краю
были проделаны маленькие отверстия для
ремешков, через которые закреплялся стеганый
капюшон. От него сохранилось лишь несколько
обрывков. Этот шлем представляет собой
самый прекрасный образец работы шумерских
мастеров золотых дел».
На уровне живота лежала целая
куча золотых и лазуритовых бусин
— их было несколько сотен. Золотой
кинжал и оселок из лазурита на золотом
кольце когда-то были подвешены к
распавшемуся серебряному поясу. Между
руками покойного стояла тяжелая
золотая чаша, а рядом — еще
одна, овальной формы и больших
размеров.
«Возле локтя стоял
золотой светильник в форме
раковины, а за головой — третья золотая
чаша.
Этот золотой светильник, или
чаша с подносом изготовлены отнюдь не кустарным
способом. Тарелка и стакан, или светильник,
правильных размеров с ровными краями
и хорошо обработанными поверхностями.
Все это можно получить только из прокатанного
листа и при помощи штамповки, что подразумевает
наличие прокатного стана пресса и стальных
или чугунных матриц. Дальнейшая обработка
могла быть выполнена ювелиром – пайка,
чеканка, гравировка. Не вдаваясь в технические
приемы бросается необычный рисунок на
подставке. Рисунок и орнамент напоминают
какую-то планетарную модель – возможно
схему нашей солнечной системы.
У правого плеча
лежал двусторонний топор из Электра
(сплава золота и серебра), а у левого —
обычный топор из того же металла», - Писал
в своей книге Вулли. Интересно, знал ли
он, что подобные топоры были распространены
в древнем мире, за тысячи километров отсюда
у царя Миноса на Крите. Значит, связи Шумеров
были просто безграничны, если ритуальный
топор с Крита попал в Ур. Может, это был
подарок, а вполне возможно, что он был
наследием предков, тех же Атлантов, например,
потому, что считается их изобретением.
Сложно гадать, откуда он взялся у Абарги,
но это лишний раз доказывает, что они
жили совсем не изолировано от внешнего
мира, недаром Ур считался морскими воротами
Аравии и Месопотамии.
Позади тела в одной
куче перепутались золотые головные
украшения, браслеты, бусины, амулеты,
серьги в виде полумесяца и спиральные
кольца из золотой проволоки. Но это
все археологи рассмотрели потом,
а сперва им бросился в глаза сверкающий
золотой шлем, покрывавший истлевший череп.
Шлем глубоко надвигался на голову и прикрывал
лицо щечными пластинами. Он был выкован
из чистого золота и имел вид пышной прически.
Чеканный рельеф на шлеме изображал завитки
волос, а отдельные волоски были изображены
тонкими линиями. От середины шлема волосы
спускались вниз плоскими завитками, перехваченными
плетеной тесьмой. На затылке они завязывались
в небольшой пучок. Ниже тесьмы волосы
ниспадали локонами вокруг отчеканенных
ушей с отверстиями, чтобы шлем не мешал
слышать. По нижнему краю были проделаны
маленькие отверстия для ремешков, которыми
закреплялся стеганый капюшон. От него
сохранилось лишь несколько обрывков,
рис. 4.9. Действительно класс настолько
высокий, что возникает ощущение, будто
он не из той эпохи. На самом деле с датой
его изготовления, скорее всего ошибки
нет. А вот уровень мастерства и примененных
технических приемов для его изготовления
весьма близок к современному. Если эксперты
кроме чеканки ничего больше не увидели,
то это, скорее всего не по причине своей
некомпетентности, а по политическим соображениям.
Усиленно подчеркивается, что лист кованый
и вся последующая отделка якобы выполнена
только чеканкой. Весьма скромный перечень
металлообрабатывающих операций. Все
сделано для того чтобы не вызывать излишних
вопросов. А если лист не кованый, а катанный,
что тогда?
А остальные операции выполнены
на прессовом оборудовании с использованием
твердосплавных матриц и штампов? Кроме
того, почему бы, не перечислить традиционные
слесарные инструменты: напильники,
сверла, надфили, лобзики, ну и конечно
штихели. Инструменты, естественно
железные и отличного качества. Чеканка,
конечно, есть, но ее доля в общем, объеме
произведенных операций не превысит
и 10%, в основном она использовалась
для создания локонов. Разве ушные
отверстия пробиты зубилом или
пробойником? Нет. Потому, что отверстия
не круглые, которые можно просто
просверлить сверлом, а овальные.
Они аккуратно выпилены, возможно,
что и лобзиком, затем тщательно
закруглены надфилями и напильниками.