Действительно очень высокого
качества чеканка, гравировка, операции
подразумевающие использование
железных инструментов. А вот отверстия
по периметру шлема само собой
выполнены при помощи стального
сверла и дрели, а затем и аккуратно
опилены и зачищены или зашабрены.
«Если бы даже от шумерского искусства
ничего больше не осталось, достаточно
одного этого шлема, чтобы отвести искусству
древнего Шумера почетное место среди
цивилизованных народов», — писал Леонард
Вулли. Золотые слова. Леонард Вулли прекрасно
все понял, с какой культурой он имеет
дело. Не о каком первобытном обществе
не может быть и речи. Очевидно, открыто
об этом он не мог тогда говорить, дабы
не потерять свой авторитет в научном
мире - но кому надо тот его прекрасно понял,
те же, кто придерживается общепринятых
понятий о Неолите и «Бронзовом» веке
переубедить практически невозможно даже
сегодня, не говоря уже о том времени.
Кем был этот человек,
пять тысяч лет назад погребенный
с такой роскошью? На двух золотых
сосудах и на светильнике повторяется
надпись «Мескаламдуг, Герой Благодатной
страны».
Впоследствии, то же имя было
прочитано на цилиндрической печати,
обнаруженной в другом погребении,
причем здесь Мескаламдуг именовался
«царем». Однако Вулли предположил,
что Мескаламдуг был всего
лишь принцем царского рода, так
как отсутствие в его погребении
символов царской власти указывает
на то, что он никогда не занимал
трона, а само погребение относилось
к обычному типу частных могил. Но
окончательно Вулли уверился в своей
правоте лишь тогда, когда археологи
нашли настоящие гробницы царей
Ура. Мескаламдуг судя по всему принадлежал
к первой династии Ура и властвовал
около 2600 года до н.э следом за царем Абарги.
«Если бы мы не
видели царских гробниц, то, наверное,
решили бы, что здесь похоронен
царь», — писал Вулли впоследствии
о погребении Мескаламдуга. А
увидели они царские гробницы
в последние дни сезона 1926/27 гг.
В первую очередь все обращают
внимание на то, что блестит,
не просто в виде слитков
или монет, а в качестве предметов
повседневной жизни царствующих
особ представляющих собой настоящие
произведения искусства. Таким
произведением, безусловно, оказалось
самое ценное, что может мужчина
унести с собой в последний
путь – это оружие. Здесь переплелись
одновременно искусство оружейника
и искусство ювелира. Если это
делал один человек, то тем
более мастерство его необычайно
высоко. Вот, к примеру, золотой
клинок из царской гробницы, рис.
4.10. То, что он золотой еще вопрос,
а вот если сплав железа
с золотом, тогда совсем другое
дело – поскольку из чистого
золота никакой кинжал оружием
называться не может в силу
своей пластичности и отсутствия
надлежащей твердости. А если
действительно сплав с железом
- то это на самом деле очень
прочный материал, не уступающий
своими характеристиками, лучшим сортам
закаленной стали.
Им действительно можно и
резать и колоть, как и подобает
настоящему холодному оружию. Изумительная
работа. Геометрически выдержанный
клинок, скорее всего из закаленного
золотого сплава (некоторые сплавы
на самом деле можно термообработать, например сплав
золота с железом) с богато инкрустированной
рукояткой. Необычайно тонко клиновидный
рисунок с использованием Зерни дополняет
общую художественную композицию. Подобный
кинжал мы уже наблюдали у Тутанхамона,
правда, на тысячу лет позже. Таким образом,
находит подтверждение, ранее высказанное
предположение о высоком уровне развития
Египетской цивилизации и в Додинастический
период. Но шумеры подобные операции производили
намного раньше и столь же высокого качества.
Разве не видна здесь Зернь на рукоятке,
которая в свою очередь подразумевает
горячую пайку? Она самая в чистом виде
и в большом объеме, технология ее получения
впоследствии с достоинством будут продолжены
в Египте, на Крите и у Скифов. Леонард
Вулли таких предметов нашел великое множество,
на которые стоит только взглянуть и понять
насколько высокий уровень был не только
в металлопластике и металлообработке,
подразумевающей отнюдь не первобытные
инструменты и приспособления для их производства,
но и отменный художественный вкус. Такие
произведения способен создать только
великий художник.
После всего этого
относить жителей древнего Ура
к первобытному обществу конца
Неолита как-то не серьезно. Разве
такие кинжалы и шлемы способны
сделать сегодня бушмены или
пигмеи? Да никогда в жизни
– вот у них действительно
Неолит, но никак ни у шумеров
пять тысяч лет тому назад.
Леонард Вулли столкнулся с
такими сомнениями, когда вскрыл
царские гробницы.
Неудивительно, что
Передняя Азия на самых ранних
этапах своего развития представляет
не меньший интерес, чем культура
Эгейского мира или Египта. И
не только потому, что именно
здесь зародились крупнейшие
мировые религии, а в силу
своей уникальности и неповторимости
и конечно необычайно высоким
уровнем развития древних народов
проживавших в этом регионе
в незапамятные времена. Чем
скрупулезней исследуются археологические
находки и глубже вскрывается
культурный слой, тем дальше в
глубь тысячелетий уходит история этого
удивительного и загадочного народа. С
каждым годом нам открываются все новые
факты свидетельствующие о том, что люди
жили в городах задолго до того когда им
следовало бы появиться по определению
ученых – Иерихон в IX тыс, до н.э, а недавно
открытый город в Сирии, так вообще в XII.
Без всякого сомнения,
самой загадочной и наиболее
древней культурой Передней Азии
и Ближнего Востока является
культура «племен и народов»
Двуречья или Месопотамии. Однако после
раскопок города Ур называть племенами
этот народ не поворачивается язык. Классическая
историческая наука полагает, что самый
ранний этап развития этой культуры, связанный
с первобытно-общинным строем и зарождением
классового общества восходит к 4 - началу
3 тысячелетия до н.э, но эти представления
как видим слегка устарели. Можно подумать,
что структура общественного развития
того или иного общества отражает его
истинное состояние. Все эти понятия условны
и по большому счету ничего не доказывают.
Остатки рабовладельческого строя сохранились
и сегодня в завуалированной, а подчас
и открытой форме не только на востоке,
но и на просвещенном западе. Например,
Торговля живым товаром процветает на
Западе и сегодня. Все об этом знают, но
делают вид, что не замечают этих «пережитков
прошлого» - а они живут и процветают и
не собираются уходить в прошлое, и даже
усиливаются и приспосабливаются к современным
условиям. Так, что все вопросы о гуманности
нашей цивилизации и совершенном политическом
устройстве общества несколько преувеличены
и далеки от совершенства. Древние также
были не идеальны и склонны к человеческим
порокам, но их цивилизации простояли
тысячелетия, и не нам говорить об их недостатках,
тем более, что единого мнения в их государственном
и социально - экономическом устройстве
нет до сих пор. Строили храмы и дворцы
рабы, или вольнонаемные рабочие с уверенностью
сказать не может никто? Но наша цивилизация
все равно существует в XXI веке, несмотря
на эти анахронизмы, которые никак не влияют,
кроме как моральной стороны, на дальнейшую
эволюцию. Поэтому соотнесение того или
иного древнего народа к определенному
общественно политическому строю ничего
не доказывает. Надо смотреть не на строй,
а на творение рук человеческих, которые
говорят гораздо больше об уровне развития
той или иной цивилизации. К таким выводам
пришли не только Леонард Вулли, но и наши
соотечественники сто лет назад.
Не очень то привязывался
к общественно экономическим формациям
и выдающийся русский востоковед Борис
Алексеевич Тураев, которого советская
историческая наука рискнула упрекнуть
в некомпетентности. В предисловии к «Истории
Древнего востока. Том I» нам сообщают:
«Определение социально-экономических
закономерностей, характерных для древневосточных
обществ, занимает у Б. А. Тураева второстепенное
место. В целом для древневосточных обществ
Б. А. Тураевым устанавливается феодальный
строй, что также отражает чрезвычайную
зависимость его концепции от исторических
построений буржуазных ученых Запада.
Им оставляются в тени факты, говорящие
о чрезвычайно сильном развитии рабства
и его месте в социальной структуре Египта
и Вавилонии, и, естественно, в связи с
этим отсутствует разбор процессов напряженной
классовой борьбы между рабами и рабовладельцами,
имевшей место на Древнем Востоке. История
Древнего Востока получает у него свое
развитие не в процессе борьбы антагонистических
классов, а в результате завоеваний и смены
одних царских династий другими».
В этом труде столкнулись
две научные школы – «царская»
и «советская», а лучший ученик
Б.А. Тураева, В.В Струве и
И.Л. Снегирев не преминули
покритиковать своего учителя
за буржуазный подход к изучению
истории Древнего Востока, который
не придавал особого значения
той формации, к которой должны
были бы принадлежать Шумеры.
Развитие должно происходить
в результате классовой борьбы
между эксплуататорами и эксплуатируемыми
- в их понимании рабами и
рабовладельцами. Б.А. Тураев этого
не видел, поскольку в Социализме
еще не успел пожить, а ощутил
на себе лишь прелести Военного
Коммунизма и Гражданской войны
- он ушел из жизни в 1920 году.
Антагонистических классов в
Шумеро-Аккадском государстве он
не усмотрел, а обычную смену
царствующих династий, которая в
его время была и в Европе
и Руси. Если он этого не
увидел у народов Месопотамии,
значит их не было. Советская наука, также
как и современная западная придерживается
другого мнения, и никак не может смириться
с его точкой зрения. Он смотрел на результат
их труда, а не на классовую борьбу в результате
которой должна была бы происходить смена
одной формации другой. Борис Алексеевич
не просто так определил социальный строй
шумеров - феодальным, признавая за ними
более высокую ступень развития, чем рабовладельческое
государство. Центр интересов его лежал
не в выяснении социально-экономических
основ исторического развития древневосточных
обществ, а в рассмотрении развития духовной
культуры Древнего Востока и преимущественно
основ его религиозной идеологии. За это
он и был подвержен суровой критики, и
обвинен даже в троцкизме: «Процесс разложения
первобытно-коммунистических отношений
архаической формации дает нам основные
антагонистические классы не феодальной
формации, а первое в истории деление общества
на два класса — класс рабов и рабовладельцев.
Борьба двух этих классов и дает нам с
момента образования древневосточных
государств вплоть до конца древневосточной
истории основное противоречие, движущее
развитие древневосточных обществ. Произведенный
пересмотр фактического материала с одновременной
проработкой высказываний основоположников
марксизма по поводу исторического развития
обществ Востока целиком опроверг существование
извечного феодализма в странах Древнего
Востока и троцкистскую теорию о существовании
какого-то особого азиатского пути развития».
С этими формациями не могут разобраться
уже двести лет - ни классики марксизма-ленинизма,
не современные почитатели рыночных отношений
и под них подводят обоснованность того
или иного политического строя. А если
не было толком никаких формаций, что тогда?
Иначе почему Борис Алексеевич четко определил
шумеров к феодальному строю – значит,
они спокойно перешагнули эту ступень
эволюции, на которой Европа застряла
на три тысячи лет. Стало быть, считать
эталоном эллинизм и первые балканско
- апеннинские демократии с рабовладельческим
привкусом совсем не стоит. Месопотамские
и египетские правители решили эти проблемы
очень давно, и политическое устройство
жителей плодородных долин вполне устраивало.
Что если у них было лучшее политическое
устройство, чем у нас – ведь доказано
уже, что пирамиды строили не рабы! Тогда
все разговоры о тяжком труде и отсутствии
прав граждан Египта и Шумер теряют смысл.
Монархии – единственный действенный
механизм существования того или иного
народа. Стоит только взглянуть на Аравийский
полуостров и сразу можно признать правоту
Б.А. Тураева. Нет никаких антагонизмов
в Арабских эмиратах, ни V тысяч лет тому
назад ни сейчас. Самый высокий уровень
жизни и самые большие небоскребы сегодня
именно там, а не в Европе с ее демократией
и даже не в Америке. Кризис, где угодно
только не у них – там технический прогресс
и процветание, а страной правит король.
Так было раньше, так и сейчас, арабы верны
своим традициям.
Если бы Борис Алексеевич
Тураев не ушел так рано
из жизни в 1920 году, он наверно
ответил своим оппонентам. Он
не дождался сенсационных открытий
Леонарда Вулли, но и без
его находок понимал, что Шумеро-Аккадское
государство стояло на ступень
выше, чем Греция и Рим в
период своего наивысшего могущества
с их рабовладельческим строем.
Смутное время Гражданской войны
и смены одного политического
строя в России другим не
пощадило многих выдающихся ученых,
не сумевших пережить таких
потрясений, а то и просто умерших
от голода в это великое
лихолетье.
В то же время
не оценить его выдающийся
вклад в историческую науку
было бы весьма опрометчиво,
поэтому советская школа была
вынуждена все-таки признать его
титанический труд в создании
полной картины древневосточных
обществ, поскольку «История Древнего
Востока» создана именно им.
«История Древнего
Востока» Б. А. Тураева среди
прочих соответствующих трудов
является до сих пор непревзойденной
по своему широкому охвату, как
в отношении пространства, так
и в отношении времени. «История
Древнего Востока» по мысли
автора охватывала в пространстве
мир, простирающийся «от Кавказского
хребта и Средней Азии до
Персидского залива, Южной Аравии,
страны африканских озер, от рубежа
Ирана и Индии до Геракловых
столпов». Во времени «История Древнего
Востока» обнимала период, начинало образования
первых классовых обществ за пять тысячелетий
до нашей эры».
Б. А. Тураев выполнил
полностью эту программу своего
труда, объявленную им в введении.
Он дал не только историю главнейших обществ
Древнего Востока, как вавилонского, так
и египетского, но включил в свое изложение
и историю всех прочих древних обществ
Передней Азии и северо-восточной Африки».
Судя по всему никому другому превзойти
исследования Б. А. Тураева древневосточных
обществ, по глубине и размаху было не
под силу и на нем зиждется вся мировая
История Древнего Востока. Совсем некстати
свершившаяся Революция в России прервала
его исследования Древнего Мира. И он бы
наверняка нашел что народы, достигшие
таких успехов, пришли не из космоса с
планеты Нибиру или звезды Сириус, а всего
лишь с севера. И вовсе они были не людьми
из царства Урарту, а представителями
одной огромной страны простирающейся
от Дуная до Китая. Именно часть этого
народа сохранила для нас удивительную
Майкопскую культуру которая удивительным
образом переплетается с шумерской.
«Большой ценностью труда
Б. А. Тураева является богатая насыщенность
конкретным материалом из различных
сторон общественной жизни древне-восточных
народов. Мы здесь имеем в виду в первую
очередь не фактическую сторону изложения
курса, а огромное количество выдержек
из первоисточников. Если взять тексты
первоисточников, иллюстрирующие курс,
то мы получим солидную хрестоматию по
истории народов Древнего Востока». Б.
А. Тураев обладал энциклопедическими
знаниями в своей области, что относится
к владению им и древневосточными языками.
Вследствие этого, в основной своей массе,
переводы источников были выполнены им
самим, что естественно необычайно повышает
ценность этой части труда. В большинстве
случаев Б. А. Тураев, базируя свои положения
на том или ином источнике, приводит из
него пространные выдержки, а весьма часто
приводит его с небольшими сокращениями
или просто полностью. Эту часть труда
нашему читателю надлежит использовать
в первую очередь при изучении научного
наследства Б. А. Тураева, бывшего первоклассным
филологом».
Таким образом, Б. А. Тураев, создал
теорию, а Леонард Вулли воплотил
ее на практике, хотя может с трудами
нашего соотечественника, и не был
знаком, однако знал, что искать, и
труд его был вознагражден после
многолетних поисков и раскопок.
Гробница Абарги и царицы Шубад были
ему за то наградой.
И хотя вначале не
известно было, кто же захоронен
в этой гробнице, но имя царицы,
а это без всякого сомнения была царица,
удалось все-таки прочитать. Леонард Вулли
вспоминал: «А за ней оказалась вторая
комната, пристроенная к стене царской
усыпальницы примерно в то же время или,
возможно, немного позже. Эта комната также
была перекрыта сводом из обожженного
кирпича. Он тоже обвалился, но, к счастью,
причиной тому была не алчность грабителей,
а просто тяжесть земли. Само же погребение
оказалось нетронутым! Это была гробница
царицы. Именно к ней вела верхняя траншея,
в которой археологи нашли повозку, запряженную
ослами. В заваленной шахте над самым сводом
усыпальницы археологи нашли цилиндрическую
печать из лазурита с именем царицы —
Шубад. Это случилось в 1927-28 гг., когда после
утомительных и изнурительных раскопок
многочисленных захоронений придворных
сановников и прислуги, наконец то обнаружили
гробницу царицы I династии Ура Шуб-Ат
(около 2600 до н. э.). Очевидно, печать бросили
сюда вместе с первыми горстями земли,
когда засыпали гробницу. Останки царицы
покоились в углу усыпальницы на истлевших
деревянных носилках, потом эксперты установили,
что в момент смерти царице Шубад было
около сорока лет». Что ж это вполне молодая
женщина и в таком возрасте царице как
никогда были нужны украшения. Впрочем,
они красят женщину в любом возрасте, рис.
4.11.
Поэтому в гробнице и присутствует
столько много украшений. Соответственно
они должны были, и выглядеть
по-царски. Поэтому царь Абарги
ничего не жалел для своей
супруги и для него индийские
купцы привозили самый лучший
в мире сердолик красного цвета.
Царица должна была выглядеть
лучше всех.
Но их было столько,
что останки почти не были
видны под сплошным покрывалом
украшений, которые принадлежали
ей при жизни. Леонард Вулли
вспоминал: «Вся верхняя часть
тела царицы Шубад была совершенно
скрыта под массой золотых,
серебряных, лазуритовых, сердоликовых,
агатовых и халцедоновых бус.
Ниспадая длинными нитями от
широкого ожерелья-воротника, они
образовали сплошной панцирь,
доходящий до самого пояса.
По низу их связывала кайма
цилиндрических бусин из лазурита, сердолика
и золота. На правом предплечье лежали
три длинные золотые булавки с лазуритовыми
головками и амулеты: один лазуритовый,
два золотых в форме рыбок, четвертый —
тоже золотой в виде двух сидящих газелей».