Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
Тема 4. Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края
Письменность народов Средней Азии и Казахстана возникла в раннем средневековье. За свою многовековую историю они сменили несколько систем письменности: древнетюркскую, хорезмийскую, согдийскую, уйгурскую, манихейскую, арабскую, латинскую и наконец, русское звуково-письменное письмо. Одним из древнейших типов буквенного письма является древнетюркская письменность, которая легла в основу письменности тюркоязычных народов Средней Азии, Поволжья, Закавказья и Казахстана. Она возникла в VI-VII веках в Центральной Азии. Памятники древнетюрской, рунической письменности локализуются в Монголии (33 памятника), в районе Орхона на Енисее (85 надписей), в Восточном Туркестане, на Таласе (12 надписей), в Фергане, в Восточной Европе. Надпись из Иссыкского кургана не расшифрована (VI-IV вв. до н.э.).
Рунические надписи по жанру можно разделить на 6 групп: историко-биографические (Могилен-хан, Кюль-тегин…), эпитафийные, т.е. надмогильные надписи; надписи на скалах, камнях, строениях; магические и религиозные тексты; юридические документы (на бумаге); метки на бытовых предметах. Это 38 буквенное письмо использовалось в VI-IX вв.
Арабское письмо применялось в Средней Азии и Казахстане в духовных и светских школах, в государственной переписке с Х века по 1929 г. Арабский, затем персидский считались в средневековье международными языками и на этих языках писали выдающиеся мыслители Востока: Аль-Фараби, Бируни, Фирдоуси, Хайям. Творили и на родном тюркском языке: Махмуд Кашгари, Алишер Навои, Абулгази-хан и другие. В мусульманских школах были распространены рукописные трактаты Аль-Фараби, Улугбека, Кыдырали, Баласагуни, Ясауи. Среди множества рукописей и манускриптов, есть произведения, непосредственно относящиеся к истории казахского народа: «Огуз-наме» (эпос об Огуз-хане), рассказы и легенды о Коркут-ате, поэма «Алпамыс», эпос «Манас», сказание о Каригулы-султане, а также книга «Кодекс куманикус» и другие.
Древние и средневековые рукописные книги имели в прошлом огромное значение в развитии культурной жизни народов Средней Азии и Казахстана.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 5,6,11,14.
Тема 5. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе
По аналогии с древними письменными сочинениями, которые называют то источниками, то памятниками (письменности) понятия «археологический источник» и «археологический памятник» отождествляются. Это объясняется тем, что историческая наука сложилась раньше, чем археология, а одно из основных понятий истории – исторический источник, давно вошло в обиход. Позднее, с развитием археологии, исторические источники стали разделять на два вида: письменные и вещественные, т.е. археологические. Но если подходить строго научно между понятиями «археологический памятник» и «археологический источник» нет тождества. Памятник может существовать и вне рамок науки (до того, как он стал объектом исследования), а источник вне науки немыслим. Археологический памятник становится полноценным археологическим источником, когда становится объектом научного исследования, т.е. объектом исследования ученого-археолога.
Но традиционно, считая памятники источниками, в том числе и вещественные отдельные находки – изделия, вещи и т.д., которые находят при раскопках памятников, виды археологических памятников условно можно считать и видами источников.
Археологические памятники многообразны и на территории Казахстана, выделяются следующие их виды: поселения неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища), погребальные сооружения (грунтовые могилы, курганы), менгиры, кенотафы, мавзолеи, клады, петроглифы, каменные изваяния, горные выработки, оросительные системы.
Для древнейшего, древнего
и частично средневекового периодов
археологические материалы
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 5,12,13
Тема 6. Этнографические источники истории Казахстана
Этнография – это отдел исторической науки, изучающая народы их быт и культуру. Термин этнография – гр. «этнос» - народ, «графос» - пишу – т.е. описание народа, народоведение. Основной метод этнографического исследования – непосредственные наблюдения быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений. В последнее десятилетие термин этнография, как наука, заменен термином этнология, включающая описательную этнографию. В большинстве зарубежных стран этнография (этнология) включается в общую систему наук о человеке – антропологию.
Как наука, этнография выделилась в середине XIX в., но ее данные задолго до этого использовались при исторических исследованиях, например летописях, Библии, в трудах Геродота …В связи с потребностью в накоплении знаний о разных, дотоле «неизвестных народов» в XVII-XVIII вв. снаряжаются многочисленные экспедиции, занимающиеся изучением окраин России. Экспедиции Академии наук исследовали Сибирь, Урал, Среднюю Азию и другие районы, в том числе, и Казахстан. Именно тогда появляются первые научные этнографические работы посвященные описанию казахского этноса его обычаи, традиции, верования, культурные и бытовые особенности края, географическое описание и другие. Объектом этнографического краеведения становятся культурные и бытовые особенности края или отдельных его регионов, а также происхождение, изменение и развитие этих особенностей. Изучаются поселения, их внешний облик и внутренние различия, жилища, различные постройки, зодчество, нравы, обычаи и обряды, народное творчество. Задача этнографических наблюдений состоит в том, чтобы запечатлеть следы прошлого, а также все новое, что создано и возникло в образе жизни населения за последние десятилетия, в том числе и за период становления и развития суверенного Казахстана.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-13
Тема 7. Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края
Изучение искусства родного края, народного творчества, является составной частью общего краеведения. В памятниках искусства раскрывается настоящее и прошлое страны, неповторимые черты ее духовной жизни.
Все объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы: 1 – подлинные произведения искусства: 2 – памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или получившие отражение в их произведениях. Основными принципами искусствоведческого краеведения являются: историзм в подходе к явлениям художественной культуры, соотношение общих законов функционирования искусства со спецификой его отдельных видов и жанров, изучение края в связи с историей национального и мирового искусства, связь с жизнью. Предметом искусствоведческого краеведения является изучение особенностей художественной жизни края, местных памятников искусства, творчества художников.
Объектами искусствоведческого краеведения являются народное искусство, литература, включая местные памятники устного народного творчества и современную литературу, изобразительное искусство – живопись, скульптура, графика, местное народное и профессиональное музыкальное и танцевальное искусства, архитектура. Архитектура – вид искусства, наиболее доступный школьному краеведению, так как каждый край, город, поселение обладает памятниками этого типа. Изучение местных особенностей зодчества (культовых и общественных сооружений, старинных усадеб и современных построек) может дать материал по истории культуры родного края. Произведения культуры являются памятниками как материальной, так и духовной жизни общества, т.е. они, сохранили особенность, присущую ранним этапам развития искусства, когда оно непосредственно было вплетено в трудовую жизнь людей.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-13
Тема 8. Устные источники по изучению родного края
Язык – древнейшая форма общения людей. Для народов, письменность которых возникла сравнительно поздно, язык, устная традиция служили основным хранилищем многовекового исторического опыта. Многие слова современного языка – пришельцы из каменного или бронзового века. Изучение истории слов, выявление их первоначального смысла – один их интереснейших видов исследовательской работы Из целого ряда наук, изучающих те или иные аспекты языка, особый интерес представляет ономастика (гр. оnoma – имя …т.е. наука о собственных именах) и ее разделы – топонимика и антропонимика. Топонимика (гр. topos – место, местность + onoma – имя) изучает происхождение, содержание и развитие географических названий. Географические названия всегда исторически обусловлены, связаны с общим ходом исторического процесса в данном регионе. Топонимика фиксирует переселение, столкновения, ассимиляцию племен и народов, многое может рассказать об особенностях экономического развития данной общности людей. Топонимика находится на стыке между историей и географией. Следует бережно охранять хорошие «говорящие» исторические названия – всякое переименование должно быть оправдано, исторически обосновано. Антропонимика (гр.antropos – человек + onoma - имя), т.е. наука о собственных именах. Имена людей прошлого, так же как и имена людей настоящего по-своему отражают этнические, социальные и культурные особенности данной общности людей. Изучение фамилий позволяет проследить миграционные процессы, выяснить происхождение, родословную. Некоторые фамилии уводят нас в глубь веков, в глубь истории.
Устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, донесло до нас воспоминания о древнейших временах истории. Языковым каналом передачи этих сведений является устное народное творчество – сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки, айтысы, терме, рассказы ныне живущих людей помнящих исторические события, сказки, предания и т.д. переданные им дедушками и бабушками. Каждый из жанров фольклора (англ. folxlore – устное народное творчество) в присущих ему формах передает образы и представления разных исторических эпох.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-16
Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана
Краеведение как научно-культурное, самодеятельное общественное явление зародилось еще в дореволюционном Казахстане.
Одним из пионеров изучения казахского края был боярский сын С.У. Ремезов (1642-1720) из г. Тобольска создавший в 1701 г., так называемую Чертежную книгу «Описание о сибирских народах и гранях их земель и карты» включавшие казахскую территорию.
Развитию краеведения
способствовало изучение местной истории
путем анкетирования
Ломоносовым. В становлении
добровольного общественного
деятельность членов Оренбургского отдела, Семипалатинского подотдела и Западно-Сибирского отдела, а также Туркестанского отдела РГО. Многое сделали областные статистические комитеты, в частности, Семипалатинский комитет и другие.
Ценные сведения содержатся в трудах, записках и дневниках И.К. Кириллова, В.Н. Татищева, П.И. Рычкова, А.И. Тевкелева работавших в Оренбургском крае. В составе другой научной экспедиции работали П.С. Паллас, И.Г. Георги, И.П. Фальк, Н.П. Рычков … Так в широко известном труде участника экспедиции (1768-1784 гг.) П.С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (1773-1788 гг. издания) был раздел – «Известия о киргизах» - посвященный казахскому народу. В 1832 г. вышел в трех томах (география, история, этнография) труд А.И. Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей». Ч.Ч. Валиханов назвал Левшина «Геродотом казахского народа». Изучением местной казахстанской истории занимались передовые русские ученые, путешественники: П.П. Семенов-Тяньшанский, Н.А. Северцов, И.В. Мушкетов, В.В. Радлов, Л. Мейер, М. Красовский, А.И. Добромыслов, В.В. Вельяминов-Зернов, В.В. Бартольд, П.П. Румянцев, В. Даль, а также политические ссыльные, польские ссыльные, декабристы, народники.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-23
Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в КазахстанЕ
Одной из добровольных общественных организаций, возникших в Казахстане после революции, было Общество изучения Киргизского края, которое в 1925 г. было преобразовано в Общество изучения Казахстана, выделившееся в самостоятельное подразделение из состава Научного отдела Казнаркомпроса. Инициаторами создания общества были историк-краевед А.П. Чулошников, А.П. Гра, историки и этнографы А.А. Диваев, С.М. Петров, А.Л. Мелков, А.А. Четыркина и другие.
В помещении музея Оренбургского края 15 октября 1920 г. состоялось учредительное собрание общества, в котором участвовали 38 членов-учредителей. Был принят Устав и избрано правление общества. Председатель А.П. Чулошников, заместитель – А.П. Гра, секретарь И.М. Расторгуев и другие. Официальная регистрация – 1 ноября 1920 г. Общество являлось преемником Оренбургской ученой архивной комиссии и Оренбургского отдела РГО и историко-статистического отдела штаба Кирвоенкомата. Общество развернуло свою деятельность, как научное учреждение, занимающееся всесторонним изучением Казахской республики и сопредельных областей, в том числе в историко-археологическом, этнографическом и других отношениях. А так же оказывать всемерное содействие созданию краевого музея. Деятельность общества за первые 12 лет можно разбить на 3 этапа: Оренбургский (1920-1925 гг.), Кзыл-ординский (1925-1929 гг.) и Алма-атинский (с 1929 г.). Были созданы отделения Общества в Уральске, Кустанае, Урде и Кокчетаве. В библиотеке Общества в 1923 г. насчитывалось 40 тысяч томов. В 1924 г. был организован отдел школьного краеведения (вовлечение учителей, укрепление краеведческих кружков, ячеек в школах, переводились на казахский язык учебники, методические пособия…).
В 1930 г. 6 апреля в Доме Красной Армии вступительной речью секретаря Казкрайкома ВКП (б) Ф.И. Голощекина был открыт Первый Всеказахстанский научно-краеведческий съезд – 238 делегатов. В 1930 г. Общество направило обращение ко всем студентам с призывом активно включиться в краеведческую работу.
Большой вклад в деятельность Общества внесли С. Асфендияров, А. Диваев, А.В. Затаевич, А.Л. Мелков и другие.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-19
Тема 11. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края
В рядах ученых, просветителей первое место в изучении родного края принадлежит Ч.Ч. Валиханову, А. Кунанбаеву, Ибраю Алтынсарину. О разносторонних дарованиях Ч. Валиханова (1835-1865) как этнографа, фольклориста, географа, литератора, правоведа, художника свидетельствуют его многочисленные труды. Большой интерес представляет его поездка с научно-краеведческой целью в 1855 г. по маршруту Омск – Семипалатинск – Заилийское Алатау – Каркаралинск – Баянаул – Кокчетав – Омск. Был собран большой фольклорный, этнографический, исторический материал из жизни казахского и киргизского народов. Краеведческую направленность имеют его записки и дневники о поездке в Кульджу и Кашгарию. Ч. Валиханов известен также как неутомимый собиратель известных сказаний, редких рукописей, памятников нумизматики, сфрагистики, образцов прикладного народного искусства народа Казахстана и Средней Азии. Труды его печатались на русском, английском, немецком и французском языках, он был признан мировой наукой.