Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
Цель:
1. Подготовить доклады
о деятельности казахских
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: 5-19
Методические рекомендации.
Освещая деятельность и вклад казахских ученых, просветителей, необходимо уяснить для себя, какова же была ситуация в Казахстане в рассматриваемый период, а также необходимо проследить, по возможности, весь жизненный путь каждого из великих личностей казахского народа, чтобы понять, какие же мотивы двигали ими?
Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.
1. Возникновение печатной книги на казахском языке
2. Первая Азиатская типография в Казани
3. Развитие книгоиздательства в Казахстане
Цель:
1. Выяснить, в каких еще городах были открыты типографии и в каком
количестве?
2. Проследить по документам, чем стала первая Азиатская типография
для народов Средней Азии и Казахстана?
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: 5-21
Методические рекомендации:
Возникновение печатной книги на казахском языке обусловило процесс социально-экономического и политического преобразования в начале ХХ века. Надо иметь в виду, что письменность и рукописные книги дореволюционного Казахстана подготовили почву к переходу к печатным книгам.
Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев
1. Роль В. Даля в создании Оренбургского музея
2. Вклад РГО в создание
краеведческих музеев в
Цель:
1. Выяснить причины
создания в Казахстане
2. Сделать сравнительный анализ и определить сходство и различия
между первыми краеведческими музеями и современными.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: -5-20
Методические рекомендации:
Необходимо иметь в виду, что созданию краеведческих музеев в Оренбурге, Семипалатинске предшествовала большая подготовительная работа. Шло становление и развитие исторического краеведения в республике, и создание музеев стало как бы итогом предшествующей деятельности исследователей - краеведов. Поэтому необходимо восстановить поэтапно процесс развития сети краеведческих учреждений и накопления материала.
Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан
1. Архивный документ – историческая память народа
2. Центральный государственный архив Республики Казахстан
3. Архивные учреждения РК и их роль в краеведческой работе
Цель:
1. Побывать в Государственном архиве Костанайской области или в любом архиве по месту жительства
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: 5-27
Методические рекомендации:
При изучении темы необходимо определить, что такое документ и какова его роль в формировании архивных фондов. Обратиться к истории развития архивного дела в Казахстане. История создания Центрального государственного архива Республики Казахстан, как и всех архивов бывшего СССР, начинается с издания декрета СНК РСФСР "О реорганизации и централизации архивного дела", подписанного В.И. Лениным 1-го июня 1918 года. По возможности ознакомиться с содержанием данного декрета и рядом современных законодательных документов.
Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения
1. Краеведение на уроках истории в школе
2. Основные типы уроков по краеведению
3. Особенности и основные
4. Организация краеведческого
5. Организация школьного
Цель:
1. Подготовить сообщение на тему «Проводились ли в вашей школе уроки по краеведению» и участвовали ли вы в краеведческом поиске?
2. Разработать план мероприятий по поисковой работе, определив задачи для учителя и учеников.
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: 5-19,27
Методические рекомендации:
Необходимо задействовать
все знания, которые были получены
на предыдущих семинарских занятиях. Одна
из главных особенностей краеведческой
работы состоит в том, что она включает
в себя элементы исследования. Каждый
должен подходить к изучению местной истории
как исследователь и помнить свою ответственность
за научную добротность фактического
материала, который он использует в учебном
процессе
Основная литература
4. Матюшин
Г.Н. Историческое краеведение.
Дополнительная литература:
5. Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы, 1988
6. Казахи. Историко-этнографическое исследование.- Алматы, 19959
7.Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Сб. статей.- М., 1989
8. Жанузакова Т. Очерк казахской ономастики.- Алма-Ата, 1982
9. Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы установления советской государственности (1920-1921).- Алматы,2000
10Общие вопросы школьного краеведения.-М.,1971
11. Закон РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия»(1992)
12. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе.- М.,1982
13. Даринский А.В., Кривоносова Л.Д., Круглова В.А., Луканенкова В.К. Краеведение. Пособие для учителей.- М
14. Нумухамедов Н.Б. Искусство Казахстана.- 1970
15. Муканов М.С. Казахские домашние художественные ремесла.- Алма-Ата,1979
16. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики.- М.,1979
17. Мурзаев Э.М. География в
названиях .- М., 1982
18. Адрианов А.А. Краткий исторический очерк Семипалатинского музея.- Семипалатинск,1929
19. Баталова А. Музеи Казахстана. //Советский музей, 1938, № 8
20. Козлитин И.П. Государственные архивы республик Средней Азии и Казахстана – М., 1961
21. Крайская З.В. Организация архивного дела в СССР: Учеб.для вузов.-М.: Экономика,1980
22. Шмидт С.О. Археография. Архивоведение. Памятниковедение: Сб.ст.-М.,1997
23. Грибанова Е.М. Во главе архивного строительства Казахстана (1919-1938)// Отечественные архивы.-2004.-№
24. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории.- М.,1961
25. Кацюба Д.В. Краеведение в воспитании учащихся.- М., 1965
26. Помарнацкий В.Ф. Организация учебных экскурсий.// Преподавание истории в школе, 1973, № 4
27. Огрызко З.А. Школьные краеведческие музеи. Сб. «Общие вопросы школьного краеведения».-М.,1971
Календарно – тематический план дисциплины.
№ п/п |
Наименование темы |
|||||||
Лек. |
Нед |
Сем. СРСП |
Нед |
СРС |
Нед |
Литер | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
6 | |||
1 |
Введение. Предмет и задачи исторического краеведения |
1 |
1 |
1 1 |
1 |
1 |
О – 1-4 Д – 12,13 | |
2 |
Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения |
2 |
2-3 |
1 1 |
2 |
4 |
2 |
О – 1-4 Д – 13. |
3 |
Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края |
1 |
4 |
1 1 |
3 |
4 |
3 |
О – 1-4 Д – 5,12 |
4 |
Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе |
1 |
5 |
1 1 |
4 |
4 |
4 |
О – 1-4 Д – 5,13 |
5 |
Этнографические источники истории Казахстана |
1 |
6 |
1 1 |
5 |
4 |
5 |
О – 1-4 Д – 5,12,13 |
6 |
Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края |
1 |
7 |
2 2 |
6-7 |
3 |
6-7 |
О – 1-4 Д-5-13 |
7 |
Устные источники по изучению родного края |
1 |
8 |
1 1 |
8 |
4 |
8 |
О – 1-4 Д-5-13 |
8 |
Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана |
1 |
9 |
1 1 |
9 |
3 |
9 |
О – 1-4 Д-5-16 |
9 |
Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Республике Казахстан |
1 |
10 |
1 1 |
10 |
3 |
10 |
О – 1-4 Д-5-23 |
10 |
Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края |
1 |
11 |
1 1 |
11 |
3 |
11 |
О – 1-4 Д-5-19 |
11 |
Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. |
1 |
12 |
1 1 |
12 |
3 |
12 |
О – 1-4 Д-5-21 |
12 |
История создания историко-краеведческих музеев |
1 |
13 |
1 1 |
13 |
3 |
13 |
О – 1-4 Д-5-20 |
13 |
Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан |
1 |
14 |
1 1 |
14 |
3 |
14 |
О – 1-4 Д-5-27 |
14 |
Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения |
1 |
15 |
1 1 |
15 |
4 |
15 |
О – 1-4 Д-5-19,27 |
15 |
Всего |
15 |
15 30 |
30 |
Календарно-тематический план лекций
№ |
Название темы |
Литература |
Неделя |
1 |
Введение. Предмет и задачи исторического краеведения |
О – 1-4 Д – 12,13 |
1 неделя |
2-3. |
Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения |
О – 1-4 Д – 13. |
2-3 неделя |
4. |
Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края |
О – 1-4 Д – 5,12 |
4 неделя |
5. |
Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе |
О – 1-4 Д – 5,13 |
5 неделя |
6. |
Этнографические источники истории Казахстана |
О – 1-4 Д – 5,12,13 |
6 неделя |
7. |
Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края |
О – 1-4 Д-5-13 |
7 неделя |
8. |
Устные источники по изучению родного края |
О – 1-4 Д-5-13 |
8 неделя |
9. |
Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана |
О – 1-4 Д-5-16 |
9 неделя |
10. |
Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Республике Казахстан |
О – 1-4 Д-5-23 |
10 неделя |
11. |
Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края |
О – 1-4 Д-5-19 |
11 неделя |
12. |
Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв. |
О – 1-4 Д-5-21 |
12 неделя |
13. |
История создания историко-краеведческих музеев |
О – 1-4 Д-5-20 |
13 неделя |
14. |
Документальные материалы
Государственных архивов |
О – 1-4 Д-5-27 |
14 неделя |
15 |
Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения |
О – 1-4 Д-5-19,27 |
15 неделя |
Всего: |
15 |
Примечание: литература к лекциям составлена на основании списка рекомендуемой литературы, учебников и учебных пособий по курсу "Историческое краеведение".
Тезисы лекционных занятий
Тема 1. Предмет и задачи исторического краеведения
1.Предмет, задачи, цели дисциплины
2.Методы исследования.
3.Источники и историография.
Основные понятия: Историческое краеведение, его существенные признаки, главные источники, основы краеведческого исследования как составная часть общего краеведения
Цель: Раскрыть основное содержание курса, рассказать о тех видах методов, которые используются в исторических исследованиях, дать библиографические указания литературы по данной дисциплине
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература Д – 12,13
Что является предметом изучения данной дисциплины?
Перечислить основные методы исследования.
Вещественные источники – это…
Письменные источники – это…
Историографические исследовани
Тема 2 - 3 Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения
1.Традиционная дефиниция (определение) краеведения
2.Формы организации краеведения.
3.Становление краеведения как науки.
Основные понятия: краеведение, формы организации краеведения.
Цель: Раскрыть основное содержание истории становления и развития исторического краеведения и формы организации краеведения.
Основная литература: О – 1-4
.Дополнительная литература: Д – 13
Дать определение понятию «краеведение».
Перечислить основные формы организации краеведения.
Рассказать историю становление краеведения как науки.
Тема 4. Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края
1.История зарождения письменности.
2.Древнетюркская письменность (жанры рунических надписей).
3.Уйгурский алфавит.
4.Арабское письмо.
Основные понятия: письменность, орхоно – енисейские надписи, согдийское письмо, уйгурский алфавит, арабское письмо.