Историческое краеведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине

Содержание

1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

Цель:

1. Подготовить доклады  о деятельности казахских ученых, просветителей и их роли в  изучении истории Казахстана

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: 5-19

 Методические рекомендации.

Освещая деятельность и  вклад казахских ученых, просветителей,  необходимо уяснить для себя, какова же   была ситуация в Казахстане в рассматриваемый период, а также необходимо проследить, по возможности, весь жизненный путь каждого из  великих личностей казахского народа, чтобы понять, какие же  мотивы двигали ими?

 Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и    книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

1. Возникновение печатной  книги на казахском языке

2. Первая Азиатская  типография в Казани

3. Развитие книгоиздательства  в Казахстане

Цель:

1. Выяснить, в каких  еще городах были открыты типографии и в каком   

   количестве?

2. Проследить по документам, чем стала первая Азиатская типография  

                        для народов Средней Азии и Казахстана?

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: 5-21

Методические  рекомендации: 

Возникновение печатной книги на казахском языке обусловило процесс социально-экономического и политического преобразования в начале ХХ века. Надо иметь в виду, что письменность и рукописные книги дореволюционного Казахстана подготовили почву к переходу к печатным книгам.

Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев

1. Роль В. Даля в создании Оренбургского музея

2. Вклад РГО в создание  краеведческих музеев в Казахстане

  Цель:

1. Выяснить причины  создания в Казахстане краеведческих  музеев.

2. Сделать сравнительный  анализ и определить сходство  и различия 

 между первыми краеведческими  музеями и современными.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: -5-20

Методические  рекомендации:

Необходимо иметь в  виду, что созданию краеведческих  музеев в Оренбурге, Семипалатинске предшествовала большая подготовительная работа. Шло становление и развитие исторического краеведения в республике, и создание музеев стало как бы итогом предшествующей деятельности исследователей - краеведов. Поэтому необходимо восстановить поэтапно процесс развития сети краеведческих учреждений и накопления материала.

Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан

1. Архивный документ  – историческая память народа

2. Центральный государственный  архив Республики Казахстан

3. Архивные учреждения  РК и их роль в краеведческой работе

Цель:

1. Побывать в Государственном архиве Костанайской области или в любом архиве по месту жительства

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: 5-27

Методические  рекомендации:

При изучении темы необходимо определить, что такое документ и какова его роль в формировании архивных фондов. Обратиться к истории развития архивного дела в Казахстане. История создания Центрального государственного архива Республики Казахстан, как и всех архивов бывшего СССР, начинается с  издания декрета СНК РСФСР "О реорганизации  и  централизации  архивного дела", подписанного В.И. Лениным 1-го июня 1918 года. По возможности ознакомиться с содержанием данного декрета и рядом современных  законодательных документов.

Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

         1. Краеведение на уроках истории в школе

2. Основные типы уроков  по краеведению

3. Особенности и основные  направления факультативов по  краеведению

4. Организация краеведческого  кружка

5. Организация школьного краеведческого музея

Цель:

1. Подготовить сообщение  на тему «Проводились ли в вашей школе уроки по краеведению» и участвовали ли вы в краеведческом поиске?

2. Разработать план  мероприятий по поисковой работе, определив задачи для учителя  и учеников.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: 5-19,27

Методические  рекомендации:

Необходимо задействовать  все знания, которые были получены на предыдущих семинарских занятиях. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Каждый должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе.

                               

Календарно-тематический план  СРСП

При необходимости это  может быть либо индивидуальная консультация, либо занятие, дублирующее пройденную лекцию, либо одновременная консультация сразу нескольким студентам по возникающим у них вопросам, либо как занятие, углубляющее и расширяющее знания, полученные студентами на лекционных и семинарских занятиях. СРСП проводится в аудиторное время, по расписанию. 

 

Содержание

Часы

Формы

работы

Литература

Время

контроля

1

Археологическое изучение Казахстана

4

Обсуждение проблемных аспектов  темы,

письменных работ по данной теме выбранных студентами

Л - 7,8,11.,12

1-2

неделя

2

Этнология и ее роль в  изучении родного края

4

Обсуждение темы, проведение защиты реферата по теме выбранной  студентами

Л – 1, 8, 9, 11, 15

3 -4

неделя

3

Памятники архитектуры  и искусства. Исторические памятники  на территории Казахстана

4

Устный ответ, заслушивание рефератов, эссе, обсуждение дискуссионных вопросов по теме

Л- 9,10, 11, 15. 27

5 -6

неделя

4

Истоки краеведения  в Казахстане

4

Написание эссе – 2,3 страницы, обсуждение рефератов по теме, коллоквиум

Л – 7, 8, 12, 14, 17

7 -8

неделя

5

Деятельность казахских  ученых, просветителей и их роль в изучении родного края

4

Устный ответ, обсуждение аннотаций, рефератов по теме самостоятельной работы

Л – 7, 8,17

Д – 1-8

9 -10

неделя

6

Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории  родного края

4

Консультации, работа с  литературой, устный ответ, заслушивание рефератов по теме, обсуждение проблемных вопросов

Л – 8, 9. 14, 17

11 -12

неделя

7

 Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

2

Устный ответ, обсуждение планов поисковой работы, дискуссия  о перспективах школьного краеведения

Л – 7,8,9,12,

О-1-5

13

неделя

8

Становление и развитие краеведения в Казахстане

2

Работа с материалами периодической печати

 Л- 5,8.14,16.17

Д-1-10

14

неделя

9

 Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане.

2

Защита презентаций

Л – 7.8.16.17

15

неделя

 

Всего

30 часов

     

 

Планы занятий  в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)

       Тема 1. Археологическое изучение  Казахстана

   Задания:

1.Дать краткую характеристику  типов археологических памятников.

2. Более детально охарактеризовать основные типы – поселения, могильники.

3. Уяснить какую информацию  археологические памятники дают  о первобытной и средневековой  

 истории Казахстана.

  1. Рассмотреть роль Русского географического общества (РГО) и Туркестанского кружка любителей археологии в изучении археологических памятников на территории Казахстана.

Форма проведения СРСП

Обсуждение проблемных аспектов темы, письменных работ по данной теме выбранных студентами

Методические  рекомендации к выполнению

Найти в археологической  литературе определения основных типов археологических памятников, выявить основные виды сооружений и находок и их информационную насыщенность для реконструкции жизнедеятельности древних коллективов. Конкретизировать деятельность РГО по изучению археологических памятников Казахстана.

Основная  литература:1,2

Дополнительная  литература: 5,35,36

Тема 2. Этнология и ее роль в изучении родного края

Задания

1. Уяснить дефиницию  терминологии понятия «метод» и выделить методы этнологического исследования,  

 описав их конспективно.

2. Выделить, используя  рекомендуемую литературу возникновение,  становление и развитие этнологии  в  Казахстане.

3.Обосновать тезис,  что этнологическая информация  может быть использована как  источник  исторического краеведения.

Форма проведения СРСП

Обсуждение темы, проведение защиты реферата по теме выбранной студентами

  Методические рекомендации к выполнению

При проработке понятия «метод» иметь в виду, что последний включает методологию частной науки, какой является этнология, что в данном случае это не общенаучная методология. Обратить внимание на предпосылки и условия возникновения и становления в Казахстане этнографии (этнологии в современном понимании).

Основная  литература:  1,2,3

Дополнительная  литература: 5,7,8,18

Тема 3. Памятники  архитектуры и искусства. Исторические памятники на территории Казахстана

Задания

1. Дать типологию и  общую характеристику памятников  архитектуры, искусства и исторических  памятников.

2. По каждой группе  памятников составить список  наиболее известных и знаменитых, опорных и эпонимных памятников и объектов.

Форма проведения СРСП

Устный ответ, заслушивание рефератов, эссе, обсуждение дискуссионных вопросов по теме

Методические  рекомендации к выполнению

Приступая к теме ознакомиться с классификацией (типологией) памятников и объектов, дать их краткое описание и на основании Закона РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия»  составить перечень категорий памятников, а по рекомендованной литературе составить список (выборочный) эпонимных и опорных памятников и объектов искусства.

 Основная литература:1,2

Дополнительная  литература: 37,38,39,40,41

Тема 4. Истоки краеведения в Казахстане

 Задания

1. Выявить специфику  дореволюционного периода развития  краеведения в Казахстане и  осветить основные этапы  его  становления, обратить особое внимание на краеведческие исследования в суверенный период.

2. Дифференцированно  подойти к определению роли  и значения российских путешественников, ученых, историков, польских и  русских ссыльных в изучении  истории казахского народа.

3. Определитиь значение деятельности Ч.Ч. Валиханова в зарождении краеведения в Казахстане.

Форма проведения СРСП

Написание эссе – 2,3 страницы, обсуждение рефератов по теме, коллоквиум  Методические рекомендации к выполнению

Иметь в виду роль и  значение государственного краеведения в период его зарождения и становления в

 Российской империи  и в частности в Казахстане.Выписать  названия работ крупнейших исследователей  В. Даля, А. Левшина, Н. Аристова, В. Радлова, П. Палласа с их  краткой характеристикой. Подробно остановиться на деятельности Ч. Валиханова

Основная  литература:1,2,3

Дополнительная  литература: 5,20,47

Тема 5. Деятельность казахских ученых, просветителей  и их роль в изучении родного края

  Задания

1. Подготовить аннотации к работам Ч.Ч. Валиханова о материальной и духовной культуре казахов.

2. Проанализировать  роль  и вклад Абая Кунанбаева  в  историю и культуру казахского  народа.

3. Доказать имеют ли  научное  значение работы Ибрая  Алтынсарина в области педагогики  и этнографии  для современнной исторической науки.

Информация о работе Историческое краеведение