Историческое краеведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине

Содержание

1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

Абай – великий  национальный казахский акын, философ, основоположник казахской письменной литературы. Абай сумел объять умом и познать специфику складывавшейся веками духовной культуры казахского народа, и прежде всего – его фольклора, т.е. устного народного творчества. Преданный своей родной земле, он создал пейзажную лирику являющуюся уникальным явлением в истории казахской поэзии за все время ее существования. Одним из самых выдающихся деятелей Оренбургского отдела Русского географического общества и этнографического изучения казахского народа был известный казахский просветитель, педагог, этнограф и писатель Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин (1841-1889 гг.). Широкую известность ему принесли статьи «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» напечатанные в 1870 г. Был подготовлен к печати сборник собранных им казахских песен. На основе этнографических материалов составил «Киргизскую хрестоматию», печатал публицистические статьи, в которых высказал идеи относительно методов этнографического исследования, сбора научных материалов и прочие. Следует отметить деятельность казахских этнографов XIX в. М.С. Бабаджанова (1832-1898 гг.), Б. Даулбаева, султана Т.А. Сейдалина (1837-1901(?)).

        Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-21

Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

Краеведческая библиография – важнейшее средство информации о вышедшей в прошлом и вновь  выходящей литературе. В ее задачи входит выявление, учет, характеристика и пропаганда краеведческой литературы.

Основным объектом краеведческой  библиографии служат произведения печати – книги, периодические издания, карты, изобразительная продукция.

Виды изданий: библиографические указатели; печатные каталоги местных библиотек; библиографические списки внутри книг; перечни использованной литературы; внутрижурнальная и пристатейная библиография; списки литературы к статьям.

По периодичности выпуска  различаются текущая и ретроспективная краеведческая библиография.

Центры краеведческой  библиографии – республиканские, областные, городские, районные массовые и специализированные библиотеки. В библиотеках общие  каталоги – систематический и  алфавитный. Есть в некоторых библиотеках  специальные каталоги, сводные каталоги.

Основной источник сведений о крае – книги, периодические  издания, продолжающиеся издания. Большую  помощь краеведу могут оказать справочные издания. Многое можно почерпнуть из периодической печати. Один из основных источников – данные государственной статистики и картографические источники. Ценным источником по краеведению второй половины XIX – начале XX вв. служат казахская печатная книга, периодические издания, карты, изобразительная продукция. В этот период зарождается книгоиздательство по линии Русского географического общества и статистических комитетов в областях (Оренбург, Семипалатинск, Верный, Уральск и другие). Первая Азиатская типография была открыта в Казани в 1803 г., ставшая крупнейшим центром изучения культурного наследия народов Казахстана и Средней Азии.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-20

Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев

Советское государство  национализировав бывшие частные музеи, усадьбы представлявшие особую историческую или художественную ценность организовало их охрану. Так в ноябре 1917 г. была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, а в мае 1918 г. в составе Наркомпроса был образован музейный отдел, ведавший и вопросами охраны памятников.

В Казахстане процесс  становления и развития музеев проходил в исключительно своеобразных и  сложных условиях. Лишь в 1920 г. территория Казахстана была окончательно очищена  от контрреволюционных сил. Но уже через 5 дней после подписания декрета «Об образовании Киргизской (Казахской) АССР», т.е 31 августа 1920 г. был рассмотрен вопрос о переводе музея Оренбургского края в ведение Кирнаркомпроса с реорганизацией его «во всекиргизском масштабе». Так на базе музея Оренбургского края, основанного в 1831 г. по инициативе В.И. Даля возник Центральный музей Казахстана. С этого времени начинается история музейного строительства в Советском Казахстане, а с 1831 г. история музейных коллекций Казахстана. В январе 1922 г. (24 числа) Наркомпрос республики утвердил положение о Центральном краевом музее. В новую столицу Алма-Ату музей был перевезен из Оренбурга в конце мая 1929 г. Примерно 1/3 часть экспонатов была оставлена в Оренбурге. К апрелю 1930 г. к открытию первого Всеказахстанского научно-краеведческого съезда Центральный музей демонстрировал свои экспонаты в бывшем кафедральном соборе Алма-Аты, где находился все годы  советской власти. В 1930 г. количество музеев в Казахстане увеличилось до 10, в 1931 г. до 12.

На территории Казахстана первый музей был создан по инициативе Е.П. Михаэлиса, Абая Кунанбаева, Н. И. Долгополова в 1883 г. в г. Семипалатинске. Семиреченский музей начинает свою деятельность с 18998 г. Создан по инициативе Н.Н. Пантусова, основателя статистического комитета. Сырдарьинский окружной музей возник в Чимкенте в 1921 г. при местной педагогической лаборатории, но официальное открытие было 5 июля 1925 г. В марте 1920 г. Отделом народного образования был создан краеведческий музей в Кокчетаве. В 1923 г. был открыт музей в Петропавловске, в 1915 г. в Кустанае, в 1920 г. в Уральске. К концу 20-х гг. ХХ века в основном завершилось оформление краеведческого профиля областных музеев Казахстана, но предстояла еще разработка их единой структуры и принципов экспозиции.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-27

Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан

Архивы это самостоятельные  учреждения или отделы в учреждениях, организациях, на предприятиях, хранящие документальные материалы, а также совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, обществ и отдельных лиц. В качестве собрания источников архивы служат целям научных исследований, используются для практических нужд хозяйства и государственного управления.

Смысл и цель существования  архивов – удовлетворение потребностей общества в ретроспективной информации, содержащейся в архивных документах. Этой задаче посвящена в конечном итоге вся деятельность архивистов. Но первый их гражданский и профессиональный долг заключается в сохранении архивов как национальной ценности, памяти народа, будущего источника исторического познания.

Документ по праву  занимает одно из важнейших мест среди  других источников (вещественных и  устных). Вместе с печатными изданиями документы составляют группу письменных источников, наиболее емких в отношении содержащейся в них научной информации о прошлом. Архивные документы уникальны.

Термин «документ», введенный  в русский язык при Петре I, относился в основном к документированию информации правового значения. Переосмысление устоявшейся традиции произошло в первой половине ХХ столетия. К этому времени выросло жанровое и количественное разнообразие научно-технической информации.Архивы Казахстана ведут свою историю с образования в 1794 г. архива Букеевской орды. Он просуществовал до Октябрьской революции 1917 г., затем был взят под охрану советского государства и в 1927 году переведен в г. Алма-Ату, где и находится по сей день, составляя важнейшую часть Национального архивного фонда Республики Казахстан. История создания Центрального государственного архива Республики Казахстан, как и всех архивов бывшего СССР, начинается с  издания декрета СНК РСФСР "О реорганизации  и  централизации  архивного дела", подписанного В.И. Лениным 1-го июня 1918 года. В основу советской организации архивного дела, в отличие от досоветского периода, был положен принцип государственной централизации управления архивным делом и создания Единого государственного архивного фонда. Гражданская война и вызванная ею разруха затормозили реализацию на территории Казахстана декрета об архивном деле. И только после создания Казахской советской государственности в 1920 г. был поставлен вопрос об организации краевого архивного фонда. 1 сентября 1921 г. на базе Оренбургского губернского архива был создан Центральный краевой архив, первый в истории Казахстана государственный архив.  24 января 1922 г. коллегией Наркомпроса республики было утверждено первое официальное положение о Центральном краевом архиве Казахской АССР. Архив получил статус  главного хранителя на территории Казахстана всех уже разобранных, приведенных в систематический порядок ценных и важных архивов, имеющих научно-историческое значение, как государственных учреждений, так и общественных организаций и частных лиц. По характеру архивного материала краевой архив подразделялся на несколько секций: архив революции, секция дореволюционных документов, научно-справочная библиотека.Так было положено начало концентрации в Центральном краевом архиве документальных материалов по истории КазахстанаСеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2008 г.:

- Комитет информации  и архивов Министерства культуры  и информации Республики Казахстан;

- Национальный архив  РК;

- ЦГА РК;

- ЦГА КФФД РК (кино-фотодокументов);

- ЦГА НТД РК (научно-технической документации);

- Центр научно-технической  информации по документоведению  и архивному делу РК;

- Центр археографии  и источниковедения РК;

- Центральная лаборатория  микрофильмирования и реставрации  документальных материалов государственных архивов РК;

-  Архив Президента  Республики Казахстан;

- Местные уполномоченные  государственные органы управления  архивами и документацией областей, гг. Астаны и Алматы;

- Государственные архивы  областей;

- Филиалы государственных  архивов областей;

- Государственные архивы  городов и районов.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-19,27

Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

Историческое краеведение  прочно вошло в общеобразовательную  школу и является важным средством повышения качества знаний, формирования у учащихся научного мировоззрения и воспитания патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения являются его высокая идейность, общественно-полезная направленность и поисково-исследовательский характер.Историческое краеведение в школе проводится на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе. Местный материал, должен быть неотъемлемой и обязательной частью Отечественной истории.Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будет глубокое знание самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения; второе условие – систематическое использование местного материала на уроках истории и постоянная перспективная внеклассная и внешкольная работа; третье – глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Учитель истории должен стремиться к тому, чтобы у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии Республики Казахстан.Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой, индивидуальной. Это: экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, создание школьных уголков, музеев, краеведческие игры, внеклассное чтение, встречи со знаменитыми земляками, кружок, общество, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней,подготовка докладови.т.д. Из массовой работы вырастает кружковая и наоборот, а индивидуальная работа является необходимым элементом и массовых и групповых занятий.

Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 24-27

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанайский  государственный педагогический институт

 

Кафедра истории  Казахстана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка  СРСП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Костанай,  2009  

                       

 

 

Тема 1. Археологическое  изучение Казахстана

    Задания:

1.Дать краткую характеристику  типов археологических памятников.

2. Более детально охарактеризовать  основные типы – поселения,  могильники.

3. Уяснить какую информацию  археологические памятники дают о первобытной и средневековой  

 истории Казахстана.

  1. Рассмотреть роль Русского географического общества (РГО) и Туркестанского кружка любителей археологии в изучении археологических памятников на территории Казахстана.

Форма проведения СРСП

Обсуждение проблемных аспектов темы, письменных работ по данной теме выбранных студентами

Методические  рекомендации к выполнению

Найти в археологической  литературе определения основных типов  археологических памятников, выявить  основные виды сооружений и находок и их информационную насыщенность для реконструкции жизнедеятельности древних коллективов. Конкретизировать деятельность РГО по изучению археологических памятников Казахстана.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,12,13

Тема 2. Этнология и ее роль в изучении родного края

Задания

1. Уяснить дефиницию  терминологии понятия «метод» и выделить методы этнологического исследования,  

 описав их конспективно.

2. Выделить, используя  рекомендуемую литературу возникновение,  становление и развитие этнологии в  Казахстане.

3.Обосновать тезис,  что этнологическая информация  может быть использована как  источник  исторического краеведения.

Форма проведения СРСП

Обсуждение темы, проведение защиты реферата по теме выбранной  студентами

 Методические рекомендации к выполнению

При проработке понятия «метод» иметь в виду, что последний включает методологию частной   науки, какой является этнология, что в данном случае это не общенаучная методология. Обратить  внимание на предпосылки и условия возникновения и становления в Казахстане этнографии (этнологии в современном понимании).

Информация о работе Историческое краеведение