Историческое краеведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине

Содержание

1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

Цель: Донести до студентов историю  зарождения письменности, дать подробную характеристику  жанрам рунических надписей, раскрыть их роль в изучении родного края.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,13

                                           Контрольные вопросы:

Рассказать историю зарождения письменности.

Какие памятники  рунического письма вы знаете, расскажите о них?

В чем особенности  арабского  письма?

Какую роль сыграл в распространении  письменности на территории Казахстана Великий Шелковый путь?

Тема 5. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе

1.Понятия «археологический источник» и «археологический памятник».

2.Виды археологических памятников на территории Казахстана.

Основные понятия: «археологический источник» и «археологический памятник», их использование в краеведческой работе

Цель: раскрыть особенности археологических источников и археологического памятника, рассказать о тех видах археологических памятников, которые существуют  на территории Казахстана и области

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д – 5,12,13

                                              Контрольные вопросы:

В чем особенности понятий «археологический источник» и «археологический памятник»?

Подробно рассказать об археологических памятниках  на территории Казахстана.

Какие  виды археологических памятников существуют на территории нашей области?

Тема 6. Этнографические источники истории Казахстана

1.Этнография – как   отдел исторической науки.

2.История зарождения  науки.

     3.Объекты этнографического краеведения в Казахстане.

Основные понятия: этнография ,устное народное творчество, фольклор

Цель: Уметь донести  до сведения студентов историю зарождения науки и ее роли в системе других наук

 Основная литература:  О – 1-4

Дополнительная литература: Д-5-13

                                          Контрольные вопросы:

Что изучает этнография, какие цели она преследует?

Подробно рассказать об истории зарождения науки.

Что вы узнали об объектах этнографического краеведения в Казахстане?

В чем значение этнографических  источников?

Тема 7. Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края

1.История зарождения архитектуры и искусства

2.Принципы искусствоведческого краеведения.

3.Объекты искусствоведческого краеведения.

Основные понятия: архитектура и искусство, памятники архитектуры и искусства

Цель: Раскрыть  историю  зарождения архитектуры и искусства, показать основные принципы и объекты искусствоведческого краеведения.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-13

                                          Контрольные вопросы:

Что такое архитектура и искусство?

Назовите  известные  памятники архитектуры и искусства на территории Казахстана.

Какие памятники архитектуры и искусства существуют  у нас в областном центре?

Тема 8. Устные источники по изучению родного края

1.Язык – древнейшая форма общения людей.

2.Ономастика - наука о собственных именах.

3.Топонимика, антропонимика.

4.Жанры фольклора.

Основные понятия: « Ономастика», «Топонимика», «Антропонимика», жанры фольклора

Цель: Раскрыть роль  и  основные жанры устных  источников по изучению родного края.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-16

                                               Контрольные вопросы:

Дать определение терминам «Ономастика», «Топонимика», «Антропонимика».

В чем значение устных источников  в  изучении родного края?

Какие существуют жанры фольклора у казахов, русского народа и.т.д.?

Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана

1.Развитие краеведения.

2. Исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана.

Основные понятия: краеведение, исследователи XIX в.

Цель: Раскрыть становление и развитие краеведения в Казахстане и объяснить то, что же способствовало изучению местной истории, показать деятельность исследо- телей XIX века и их роль в изучении истории Казахстана.

Основная  литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-23

                                               Контрольные вопросы:

Какова история развития краеведения у нас в стране?

Что способствовало изучению местной истории?

Какова роль и деятельность исследователей   XIX века в изучении истории Казахстана?

 Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане.

  1. История образования Общества изучения Казахстана
  2. Деятельность отделов РГО

Основные понятия: Общества изучения Казахстана, отделы РГО

Цель: Показать деятельность научных  учреждений – как центров краеведческой работы в Казахстане

 Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература:  Д-5-19

                                               Контрольные вопросы:

Какова история   образования и  развития Общества изучения Казахстана, раскрыть деятельность отделов РГО, а также работу научных  учреждений – как центров краеведческой работы в Казахстане

Тема 11. Деятельность казахских ученых  - просветителей и их роль в изучении родного края.

        1. Чокан Валиханов – известный ученый.

        2.Ибрай Алтынсарин – казахский просветитель, организатор народного образования.

        3. Абай Кунанбаев – представитель нового типа  казахской письменной литературы XIX века.

Основные понятия: просвещение, Кашгария,  интернаты, письменная казахская литература.

Цель: Показать деятельность казахских ученых -  просветителей и их вклад в развитие  науки, образования, а также их роль в изучении родного края

  Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-21

                                               Контрольные вопросы:

Рассказать о Чокане  Валиханове, перечислить его основные заслуги.

Показать деятельность Ибрая  Алтынсарина -  как организатора  народного образования в Казахстане.

Расскажите о творчестве Абая

Тема 12. Краеведческая библиография как источник краеведения. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

1.Краеведческая библиография, ее задачи.

2.Объекты и виды  изданий.

3.Центры краеведческой библиографии.

Основные понятия: краеведческая библиография, книга и книгоиздательство, центры краеведческой библиографии.

Цель: Показать особенности  краеведческой  библиографии как источника краеведения, донести до студентов историю казахской  печатной  книги и книгоиздательства в Казахстане во второй половине XIX - начале XX вв.

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-20

                                              Контрольные вопросы:

Какие задачи ставит краеведческая библиография?

Покажите объекты и  центры краеведческой библиографии.

Какие существуют виды  изданий в Казахстане?

Тема 13. История создания историко-краеведческих музеев.

1.Определение термина «музей».

2.История создания историко-краеведческих музеев в Казахстане.

Основные понятия: музей, история первого музея в Казахстане.

Цель: Показать историю создания историко-краеведческих музеев на территории Казахстана.

 

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-27

                                              Контрольные вопросы:

Дать определение термина «музей».

Для  чего было решено создать  историко-краеведческие  музеи  в Казахстане.

В чем главное предназначение музея?

Какие бывают музеи?

Тема 14. Документальные материалы Государственных архивов Республики Казахстан

  1. Определение термина «архив».
  2. Смысл и цель существования архивов.
  3. Термин «документ»
  4. Сеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2009 года.

Основные понятия: «архив», «документ», сеть архивных учреждений.

Цель: смысл и цель существования архивов, историю становления архивного дела

                                              Контрольные вопросы:

Дать определение термина  «архив».

Для  чего было решено создать  сеть архивных учреждений?

В чем главное предназначение архива?

Какова сеть архивных учреждений Республики Казахстан на 1 января 2009 года.

Дать определение термина  «документ».

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-19,27

Тема 15. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения

  1. Особенности школьного краеведения.
  2. Цели и  задачи краеведческой работы в школе.
  3. Виды внеклассной  работы по историческому краеведению.

Основные понятия: цели и  задачи краеведческой работы в школе, факультативы, организация внеклассной работы по историческому краеведению.

Цель: Раскрыть основные особенности, цели и  задачи краеведческой работы в школе,  а также виды внеклассной работы по историческому краеведению.

                                           Контрольные вопросы:

Покажите главные особенности  школьного краеведения.

Какие задачи ставит  перед собой школьное  краеведение?

Существуют ли проблемы  во внеклассной  работе по историческому краеведению?

Основная литература: О – 1-4

Дополнительная  литература: Д-5-19,27

 

Календарно  – тематический план семинарских  занятий

 

№п/п

Название  темы

Вопросы к сем.занятиям

Литература

неделя

1

Предмет и задачи исторического  краеведения

1.Понятие «краеведение»

2.Объекты краеведения 

3.Методологические основы  исторического краеведения

4.Особенности исторического  краеведения и его источники

5.Классификация памятников истории

6.Задачи исторического  краеведения и культуры

О – 1-4

Д – 12,13

1-я 

неделя

2

Становление и развитие исторического краеведения. Истоки   краеведения

1. Краеведение как  комплекс научных дисциплин

2. Формы организации  исторического краеведения

3. Древние источники по  краеведению (Геродот, Страбон, Ибн-Хордадбек,Максиди, Ибн Хаукаль, Ибн-Фадлан, Ал-Бируни, Джувайни, Елюй Чу-Цай, Чань-Чунь и др.)

4.Европейские послы  и путешественники и их роль  в изучении Казахстана

5. Иоанн де Плано  Карпини. Вильгельм де Рубрук

 О – 1-4

Д – 13.

2-я неделя

3

Древние тюркские письменные памятники 

1. Значение древних и средневековых рукописных книг в развитии культурной жизни народов Казахстана.

2.Трактаты  Аль-Фараби, Улугбека, Кыдырали, Баласагуни, Ясауи особенности и трудности их изучения.

3.Древние  рукописи относящиеся к истории  казахского народа («Огуз- Наме»,  легенды о Коркыте, поэма Алпамыс  и др.)

О – 1-4

Д – 5,12

 

 

3-я неделя

4.

Археологические источники

1. Понятие «археология»

2.Классификация археологических материалов

3. Виды археологических  исследований

4. Археологический памятник  – источник краеведения

О – 1-4

Д – 5,13

4-я неделя

5

Этнографические источники

1 Понятие «этнология»

2. Методы сбора и  методы работы с этнологическим  материалом

3. Этнологическая терминология

4. Этнологические источники  местного края

5. Изучение народного  быта и творчества

О – 1-4

Д – 5,12,13

5-я неделя

6 -7

Памятники архитектуры  и искусства.

1 Понятие «архитектура»

2.Истоки архитектуры

3.Памятники архитектуры  на территории Казахстана. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясауи, мавзолей «Айша-биби» и др.

4.Особенности краеведческого  подхода к памятникам изобразительного  искусства

5.Возникновение искусства

6.Памятники прикладного  искусства

О – 1-4

Д-5-13

6-7-я неделя

8.

 Устные источники.

1. Язык и языковые  семьи народов мир

2. Ономастика

3. Топонимика

4. Антропонимика

5. Устное народное  творчество

О – 1-4

Д-5-13

 

 

8-я неделя

9

Становление и развитие краеведения в Казахстане

1. Этапы развития краеведения  в Казахстане

2. Истоки краеведения в Казахстане

3. Роль в становлении  исторического краеведения в  Казахстане Вольного экономического  общества и      особенно  Русского географического общества (РГО

4. Вклад русских ученых  и путешественников в изучение  местной истории

О – 1-4

Д-5-16

 

9-я неделя

10.

 Общество изучения  Казахстана – центр краеведческой  работы в Казахстане.

1Предпосылки создания  Общества изучения Казахстана

2.Цели и задачи Общества изучения  Казахстана 

3.Всеказахский научно-краеведческий  съезд и результаты его работы

О – 1-4

Д-5-23

10-я неделя

11.

 Деятельность казахских ученых – просветителей и их роль в изучении родного края.

1.Валиханов Ч.Ч. –  востоковед, исследователь истории,  этнограф и путешественник 

2. Роль Абая  в истории и культуре казахского  народа

3.Ибрай Алтынсарин и его вклад в развитие казахского литературного языка и этнографию Казахстана

О – 1-4

Д-5-19

11-я неделя

12.

Краеведческая библиография  - как источник краеведения. Казахская  печатная книга и книгоиздательство  в Казахстане во второй половине IX– начала  XX века.

1. Возникновение печатной  книги на казахском языке

2. Первая Азиатская  типография в Казани

3. Развитие книгоиздательства  в Казахстане

О – 1-4

Д-5-21

12-я неделя

13.

История создания  историко – краеведческого музея.

1.Роль В. Даля в  создании Оренбургского музея

2. Вклад РГО в создание  краеведческих музеев в Казахстане

О – 1-4

Д-5-20

13-я неделя

14.

 Документальные материалы Государственного архива РК.

 

1 Архивный документ  – историческая память народа

2. Центральный государственный  архив Республики Казахстан

3. Архивные учреждения  РК и их роль в краеведческой  работе

О – 1-4

Д-5-27

14-я неделя

15

Краеведение в школе.

1.Краеведение на уроках  истории в школе

2. Основные типы уроков  по краеведению

3.Особенности и основные  направления факультативов по краеведению

4. Организация краеведческого  кружка

5. Организация школьного  краеведческого музея

О – 1-4

Д-5-19,27

15-я неделя

 

Всего:

15 часов

   

Информация о работе Историческое краеведение