Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-13
Тема 3. Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на территории Казахстана
Задания
1. Дать типологию и общую характеристику памятников архитектуры, искусства и исторических памятников.
2. По каждой группе
памятников составить список
наиболее известных и
Форма проведения СРСП
Устный ответ, заслушивание рефератов, эссе, обсуждение дискуссионных вопросов по теме
Методические рекомендации к выполнению
Приступая к теме ознакомиться с классификацией (типологией) памятников и объектов, дать их краткое описание и на основании Закона РК «Об охране и использовании историко-культурного наследия», составить перечень категорий памятников, а по рекомендованной литературе составить список (выборочный) эпонимных и опорных памятников и объектов искусства.
Основная литература: – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-13
Тема 4. Истоки краеведения в Казахстане
Задания
1. Выявить специфику
дореволюционного периода
2. Дифференцированно
подойти к определению роли
и значения российских
3. Определитиь значение деятельности Ч.Ч. Валиханова в зарождении краеведения в Казахстане.
Форма проведения СРСП
Написание эссе – 2,3 страницы, обсуждение рефератов по теме, коллоквиум
Методические рекомендации к выполнению
Иметь в виду роль и значение государственного краеведения в период его зарождения и становления в Российской империи и в частности в Казахстане. Выписать названия работ крупнейших исследователей В. Даля, А. Левшина, Н. Аристова, В. Радлова, П. Палласа с их краткой характеристикой. Подробно остановиться на деятельности Ч. Валиханова
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-23
Тема 5. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края
Задания
1. Подготовить аннотации к работам Ч.Ч. Валиханова о материальной и духовной культуре казахов.
2. Проанализировать роль и вклад Абая Кунанбаева в историю и культуру казахского народа.
3. Доказать имеют ли
научное значение работы
Форма проведения СРСП
Устный ответ, обсуждение аннотаций, рефератов по теме самостоятельной работы.
Методические рекомендации к выполнению
При подготовке к данной теме нужно обратиться, в первую очередь, к трудам Ч.Валиханова, Абая
Кунанбаева и Ибрая Алтынсарина. Для чего необходимо поработать с каталогами библиотек. Результатом изучения найденных работ станет аннотация. Необходимо внимательно изучить и проанализировать вклад казахстанских ученых, просветителей в изучение родного края, обозначить их значимость не только для казахстанской науки.
Основная литература: – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-21
Тема 6. Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории родного края
Задания 1. Выявить и составить список основных архивных фондов суверенного Казахстана.
2. Дать общую характеристику областных (губернских) фондов дореволюционного и советского периодов в городах Оренбурге, Ташкенте, Омске.
3. Дать характеристику топонимики как источнику по краеведению
Форма проведения СРСП
Консультации, работа с литературой, устный ответ, заслушивание рефератов по теме, обсуждение проблемных вопросов
Методические рекомендации к выполнению
Использовать, наряду с письменными источниками, интернет-источники по архивам республики Казахстан для составления перечня архивов, где сосредоточены источники по краеведению. Уяснить сущность топонимики и ее значение для краеведения в целом и исторического краеведения в частности. Представить 10-15 топонимов на казахском языке в письменном виде.
Основная литература: : О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-19,27
Тема 7. Краеведение в школе. Задачи школьного краеведения
Задания
1. Ознакомиться с формами
проведения краеведческой
2. Определить значение
школьного краеведения для
3. Составить план поисковой работы по изучению истории места проживания (города, района, села и т.п.)
4. Подготовить обоснование о том, что перспективна или нет краеведческая работа в школе
Форма проведения СРСП
Устный ответ, обсуждение планов поисковой работы, дискуссия о перспективах школьного краеведения.
Методические рекомендации к выполнению
При подготовке данной темы студентам необходимо выяснить, какие формы школьного краеведения есть и насколько эта работа эффективна в настоящее время. Определить тему поисковой работы. При составлении плана необходимо учесть объем работы для школьников и руководителя. Определить форму, методы и оборудование для работы с источниками в процессе выявления памятников истории и культуры.
Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 24-27
Тема 8. Становление и развитие краеведения в Казахстане
Задания
1. Определить значение краеведения для среднего образования.
2. Выделить, используя рекомендуемую литературу возникновение, становление и развитие краеведения в Казахстане.
Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: Д-5-23
Форма проведения СРСП
Работа с материалами периодической печати
Тема 9. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане
Задания
1. Выявить специфику дореволюционного периода развития краеведения в Казахстане и осветить основные этапы его становления, обратить особое внимание на краеведческие исследования.
2. Дифференцированно подойти к определению роли и значения российских путешественников, ученых, историков, польских и русских ссыльных в
изучении истории казахского народа.
Форма проведения СРСП: Защита презентаций.
Основная литература: 1-4 Дополнительная литература: 24-27
Костанайский
государственный
Кафедра истории Казахстана
Методические рекомендации СРС
Костанай, 2009
Кредитная система обучения
требует более высокой
1.обработка прослушанной и законспектированной лекции
2.подготовка к семинарским занятиям
3.подготовка к экзамену
4.подготовка реферата и доклада
№ п/п |
Виды работы |
Тема |
Объем на очном отд |
На заочном отделении |
Контроль |
1
|
Работа над конспектами лекций |
Введение в курс «Теория и практика архивного дела» по использованию архивных документов |
0,5 |
2 часа |
Проверка конспектов |
Архивное строительство Казахстана в XIX-нач. XXвв. |
0,5 |
2 часа | |||
Архивы в Казахстане (1918-1930гг.). |
0,5 |
2 часа | |||
Архивное дело в Казахской ССР(1940-1990гг.) |
0,5 |
2 часа | |||
Организация архивного дела на современном этапе (1991-2009гг.) |
0,5 |
2 часа | |||
Организация документов
НАФ РК |
0,5 |
2 часа | |||
Подготовка и порядок передачи документов в архив. |
0,5 |
2 часа |
Проверка конспектов | ||
Учет и обеспечение сохранности документов НАФ РК. Технология хранения документов в архивах |
0,5 |
2 часа | |||
Музееведение |
0,5 |
2 часа | |||
Становление музейного краеведения в Казахстане |
0,5 |
2 часа | |||
Фонды музея |
0,5 |
2 часа | |||
Комплектования фондов музея |
0,5 |
2 часа | |||
Учет музейных фондов |
0,5 |
2 часа | |||
Массовая работа |
0,5 |
2 часа | |||
Менеджмент в архивах и музеях |
0,5 |
2 часа | |||
2 |
Подготовка к семинар. |
На подготовку к каждому семинарскому занятию студент должен тратить не менее 2 часов |
15 |
5 |
Опрос на семинаре |
3 |
Подготовка к экзамен. |
По всем темам дисциплины |
5 |
5 |
|
4 |
Подготовка рефер., докл. |
По выбранным темам дисциплин |
3,5 |
5 |
|
Всего: |
30 |
45 |
Материалы рубежного и итогового контроля.
Тестовые вопросы по дисциплине «Историческое краеведение»
1. К какому периоду относятся истоки краеведения?
А) палеолит
В) мезолит
С) эпоха бронзы
D) ранний железный век
Е) средневековье
2. В каком веке в Казахстане появляются европейские послы и путешественники?
A) X в.
B) XIII в.
C) XV в.
D) XVI в.
E) XVIII в.
3. Кто из арабских ученых, путешественников, географов написал работу «Книга путешествий и государств» ?
A) Ибн Хордадбек
B) Ибн Хаукаль
C) Макдиси
D) Ибн Фадлан
E) Рашид –ад- Дин
4. Кто из арабских ученых, путешественников составил «Карту Мавераннахра»?
A) Ибн Хордадбек
B) Ибн Хаукаль
C) Макдиси
D) Ибн Фадлан
E) Рашид –ад- Дин
5. Какой вид источников является основным в археологии?
A) письменный
B) устный
C) вещественный
D) топонимистический
E) палеозоологический
6. Объект науки этнология?
A) первобытное стадо
B) род
C) община
D) народы
E) расы
7.Как переводится термин «керамика»?
A) камень
B) дерево
C) глина
D) горшок
E) банка
8. Как переводится термин «архитектура»?
A) здание
B) зодчество
C) жилище
D) дом
E) поселение
9.Что изучает ономастика?
А) мифы
B) айтысы
C) легенды
D) эпосы
Е) собственные имена
10.Период массового краеведческого движения заложившего основы исторического краеведения в Казахстане?
A) 60-80-е гг. XIX в.