Историческое краеведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад

Краткое описание

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине

Содержание

1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

краеведение.doc

— 890.50 Кб (Скачать файл)

Раздел IX. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края. Валиханов Ч.Ч.- востоковед, исследователь истории, языка, литературы тюркских народов. Валиханов Ч.Ч. этнограф, путешественник. «Киргизское родословие», «Киргизы», «Очерки о Джунгарии». Ч. Валиханов о материальной и духовной культуре казахского народа. Абай Кунанбаев- основоположник казахской письменной литературы. Роль Абая в истории и культуре казахского народа., Ибрай Алтынсарин -педагог, писатель, ученый, этнограф. Его вклад в развитие казахского литературного языка, этнографию.

Раздел X. Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине Х1Х-начале XX в. Возникновение печатной книги на казахском языке обусловил процесс социально-экономического и политического преобразования в начале XIX в. Письменность и рукописные книги дореволюционного Казахстана подготовили почву к переходу к печатным книгам. В 1803 г. в Казани открылась первая Азиатская типография, которая затем стала крупным центром изучения культурного и научного наследия народов Средней Азии, Казахстана. В 1866 г. в Казани действовало 6 типографий, 5 литографий, которые подразделялись на казенные и частные. Казенная типография печатала «Губернские ведомости», специальные материалы, т.к. являлась собственностью Казанского губернского управления. Во второй половине XIX в. частные типографии создаются в Омске, Оренбурге, Ташкенте, Верном, Астрахани.

Раздел XI. История создания историко-краеведчееких музеев. Оренбургского, Семипалатинского, Семиреченского. Роль В. Даля в создании Оренбургского музея. Роль РГО в создании краеведческих музеев. В 1929 г. Центральный краеведческий музей Казахстана был перенесен из Оренбурга в Алма-Ату. В 1927 г. в Казахстане функционировало 9 краеведческих музеев. В 1931 г. было уже 12 музеев. В 20-е гг. при областных, районных бюро краеведения были созданы комиссии по охране памятников искусства, памятников истории, культуры, памятников старины.

Раздел ХП. Документальные материалы Государственных  архивов РК. Архивные учреждения РК и их роль в краеведческой работе. ЦГА РК.

 

СОДЕРЖАНИЕ  СРСП

Археологическое изучение Казахстана:

  1. археологические сведения о Казахстане; поселения и погребения
  2. роль РГО и Туркестанского кружка любителей археологии в изучении археологических памятников на территории Казахстана. Этнология и ее роль в изучении родного края:
  3. этнология и ее методы; развитие этнологии в Казахстане;
  4. использование данных этнологии в краеведении;

          Истоки краеведения в Казахстане:

  1. начало краеведческих работ в Казахстане; основные этапы развития краеведения;
  2. роль русских путешественников и историков в изучении истории казахского народа, а также роль польских и русских ссыльных, декабристов, народников в изучении истории казахского народа (Даль В., Левшин А., Аристов Н., Радлов В., Паллас П., Бартольд В.В., А. Янушкевич, Залесский и др.).

          Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на

территории  Казахстана:

  1. исторические памятники на территории Казахстана;
  2. памятники архитектуры

           Архивы и их фонды. Топонимика как источник изучения истории

родного края:

  1. архивные учреждения и их роль в краеведческой работе; ЦГА РК
  2. областные, районные архивные учреждения

           Общество изучения Казахстана - центр краеведческой работы в

Республике:

  1. общественные научные общества 20-х годов и их роль в развитии краеведческой работы;
  2. создание и деятельность Общества изучения Казахстана (устав, программа общества);

Древние тюркские письменные памятники и их роль в  изучении истории РК:

  1. древнейшие рукописные книги ученых, поэтов, мыслителей Казахстана и Средней Азии;
  2. анализ отдельных рукописей в историко-филологическом плане: Огуз-наме, Коркут, Аль-Фараби, А.Ясауи, Ю.Баласагуни, М.Кашгари, Х.Дулати;

Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине Х1Х-начале XX вв.:

  1. письменность и рукописные книги дореволюционного Казахстана;
  2. печатные книги; печатные издания (записки и др.) РГО и статистические комитеты в областях (Оренбург, Семипалатинск, Верный, Уральск и др.). Областные, районные архивные учреждения и использование их материалов в краеведческой работе.

Раздел ХШ. Краеведение в школе. Задачи школьного  краеведения.

Подготовка учителя  к краеведческой работе. Основные требования к ученическим краеведческим  изысканиям. Краеведение на уроках истории в школе. Принципы отбора и систематизации местного материала для учебных целей. Приемы установления связи между краеведческим и общеисторическим материалом. Основные типы уроков по краеведению. Урок-экскурсия. Методы использования на уроках истории местных археологических, этнографических, фольклорных, документальных, музейных и печатных материалов. Особенности и основные направления факультативов по краеведению. Виды самостоятельной работы учащихся на факультативах. Организация краеведческого кружка. Структура кружка, цели и задачи, содержание работы. Основные формы работы школьного краеведческого кружка.

СОДЕРЖАНИЕ  СРС

Археологическое изучение Казахстана:

1 понятие археология; письменные и вещественные источники;

2 археологическая периодизация и хронология

Этнология и  ее роль в изучении родного края. Развитие музейного дела:

1 этнос и этнология, этническая история; расообразование, четыре 
расовые группы;

2 история создания краеведческих музеев (в Оренбурге, Семипалатинске, 
Семиречье).

Истоки краеведения в Казахстане:

1 деятельность Ч. Валиханова, Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина 
и их роль в изучении родного края;

2 деятельность РГО и его отделов на территории Казахстана. 
Памятники архитектуры и искусства. Исторические памятники на

территории Казахстана:

1 памятники искусства (изобразительное, прикладное);

2 памятники истории и культуры.

Топонимика  как источник изучения истории родного  края:

  1. методы топонимики; категории топонимики;
  2. использование материалов топонимики в краеведческой работе. Общество изучения Казахстана - центр краеведческой работы в

Республике:

1 деятельность Асфендиярова С, Диваева А., Затаевича, Мелкова и др-;

2 современное состояние краеведческой работы в Казахстане; 
развитие музейного дела и дела охраны памятников культуры в 
Казахстане.

Древние тюркские письменные памятники и их роль в  изучении истории РК:

  1. историческое значение древних тюркских рукописей, письменных памятников;
  2. греческие, арабские, китайские источники, европейские путешественники;

Казахская печатная книга и книгоиздательство в Казахстане во второй половине Х1Х-начале XX вв.:

  1. создание казенных и частных типографий (Оренбурге, Ташкенте, Верном, Астрахани и др.);
  2. труды и деятельность представителей казахской демократии конца Х1Х-нач. XX вв. (Шакарим Кудайбердыулы, Ж.Копеев, А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов, Х.Досмухамедов и ДР)-

 

Тематика рефератов

  1. Становление и развитие исторического краеведения.
  2. Археологические памятники по истории Казахстана с древнейших времен до III в. до н.э.
  3. Понятие исторического краеведения.

4.Образовательное и воспитательное значение краеведения. 
5   Средневековые города Казахстана (ІХ-Х вв.)

  1. Этнографические материалы по историческому краеведению.
  2. Истоки исторического краеведения в Казахстане.
  3. Средневековые города Казахстана (ХІ-ХУІ вв.)
  4. Деятельность Уральского отделения Общества изучения Казахстана.

 

  1. Устные источники по краеведению.
  2. Деятельность РГО на территории Казахстана.

12.Духовная культура  казахов как источник по историческому

краеведению.

13.Письменные источники  по историческому краеведению.

14. Музыкально-эпическое творчество  казахов.

15.Развитие     исторического     краеведения     в     Казахстане     в

послеоктябрьский период.

  1. Происхождение этнонима «казах».
  2. Историческое краеведение в Казахстане во второй половине XIX в.
  3. Создание и развитие Семиреченского отделения РГО.

19.Вклад Ш. Валиханова в историческое краеведение Казахстана. 
20.Материальная      культура      казахов      как      источник      по

историческому      краеведению.

  1. Вклад Абая Кунанбаева в развитие исторического краеведения.
  2. Архивы и их фонды.
  3. Роль Семенова-Тянь-Шанского в развитии исторического краеведения в Казахстане.
  4. Развитие музейного дела в Казахстане.
  5. Деятельность крупного ученого, этнографа, краеведа А.А. Диваева.
  6. Создание и история Семипалатинского окружного музея.
  7. Методика краеведческой работы в школе.
  8. Основные формы внеклассной историко-краеведческой работы.

29.История создания Центрального историко-краеведческого 
музея Казахстана.

30.Становления и развитие исторического краеведения в 
Казахстане.

 

Литература

  1. Ашурков    В.И.,    Кацюба   Д.В.,   Матюшин    Г.Н.    Историческое краеведение. М., 1980.
  2. Ахметова СМ. Историческое краеведение в Казахстане. Алматы. 1982.
  3. Акназаров Б.З. Историческое краеведение. Уч. пособие. Алматы. 2000.
  4. Алексеенко Н.В. Хранители памятников. Документальный очерк о краеведении Казахстана. Алматы. 1988.
  5. Байпаков   К.М.,   Подушкин   А.М.    Археологические   памятники древнеземледельческой культуры Казахстана. Алма-Ата, 1988.
  6. Казахи. Историко-этнографическое исследование. Алматы. 1995.
  7. Жилища народов Средней Азии и Казахстана. Сб. статей. М., 1982.
  8. Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. Сб. статей. М., 1989.
  9. Материалы    учредительной    конференции    общества    краеведов Казахстана. Алма-Ата. 1989.

10.Ю.Плано Карпини и Гильом де Рубрук. Путешествие в Восточные страны. Переизд. Алматы. 1993.

11 .Жанузакова Т. Очерк казахской  ономастики. Алма-Ата. 1982.

12.Гродеков   Н.   Киргизы   и   каракиргизы   Сырдарьинской   области.

Ташкент, 1989.

13.И.Кононов А.А. Поэма Ю.Баласагуни «Благодатное знание». М., 1983.

14.Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А.  Чокан Валиханов - востоковед.

Алма-Ата. 1985.

15.Алексеенко Е.В., Афанасьева Л.П., Бурова Е.М. Архивоведение. Уч.

пособие. М., 2002.

Іб.Хасанаев М.Ж. Архивное строительство в Казахстане в первые годы

установления советской  государственности (1920-1921 гг.). Алматы.

2000.

17.Муканов М.С. Этническая территория  казахов в ХУШ-начале XX вв.

Алматы. 1991.

18.Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата. 1984,

1985.

19. Галиев   В.З.   Декабристы   и   Казахстан.   АН   КазССР.   Институт

истории, археологии и  этнографии им. Ч.Ч. Валиханова. Гылым.

1990.

20.Тасмагамбетов И.  Кулпытас. Астана. ОФ «Берел» (на  каз., англ., рус.

яз.). 2002.

  1. Урашев С.А. Родники просвещения. Алматы. Санат.1998.
  2. Урашев С.А. Пржевальск и Пржевальский уезд (вт.пол.ХІХ-нач.ХХ вв.). Алматы. Изд. КазНПУ им. Абая. 2006 

 Краткое  описание дисциплины:

Курс «Историческое краеведение» - составная часть общего краеведения. Представляет собой область прикладной истории и отличается двумя существенными признаками: 1) локальностью исследуемых исторических событий, и 2) деятельным характером.

Краеведение является важным средством связи школы с жизнью.

 Цель и задачи  курса – вооружить будущих  учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Этот курс воспитывает патриотические чувства – любовь к Родине, к родному краю, к историческому прошлому народа, дает более правильное представление об общих закономерностях развития той или иной эпохи.

  • Цель:
  •   В обучении студентов знанию истории края, большое значение имеет комплекс предметов, среди которых  видное место занимает курс «Историческое краеведение», который как научная  дисциплина вооружает  будущих учителей средних общеобразовательных школ, а также работников государственных учреждений, теоретическими, методическими знаниями, прививает им навыки в решении организационных и практических вопросов истории родного края.
  • Информация о работе Историческое краеведение