Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:48, доклад
Краеведение является важным средством связи школы с жизнью. В основе становления краеведения лежит не только любознательность, но и необходимость. Цель и задачи курса - вооружить будущих учителей знаниями и навыками организации и проведения историко-краеведческой работы, повысить их образовательный и культурный уровень. Знание основ художественной культуры, истории искусства, архитектуры, археологии, этнографии поможет будущим специалистам выявить памятники истории и культуры в своем крае и использовать их в воспитательной работе. Также этот курс воспитывает патриотические чувства - любовь к Родине
1.Рабочая программа дисциплины………………………………………………...
2.Программа обучения студентов по дисциплине
«SYLlABUS»………………………………………………………………………….
3Разработка лекционных занятий…………………………………………………...
4.Комлект демонстрационного и вспомогательного
Материала……………………………………………………………………………
5.Методическая разработка СРСП…………………………………………………
6. Методическая разработка СРС…………………………………………………..
7.Материалы для проведения текущего, рубежного
и итогового контролей………………………………………………………………
8. Карта учебно – методической обеспеченности…………………………………
Покажите главные особенности школьного краеведения.
Какие задачи ставит перед собой школьное краеведение?
Существуют ли проблемы во внеклассной работе по историческому краеведению?
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д-5-19,27
Планы семинарских занятий
Тема 1. Предмет и задачи исторического краеведения
Цель:
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 12, 13
Методические рекомендации:
При подготовке к семинарскому занятию необходимо найти в различных источниках определение понятия «краеведение», чтобы уяснить для себя наиболее полное и объемное понимание сути предмета изучения. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое и культурное развитие края. При этом не надо забывать и о природно-географическом комплексе, окружающем нас. Историческое краеведение является составной частью общего краеведения и рассматривает интересующие нас вопросы в ретроспективе. Изучая вопрос классификации, следует помнить, что к ним относятся: памятники истории, археологии, этнографии, архитектуры, искусства и другие.
Тема 2. Становление и развитие исторического краеведения. Истоки краеведения
1. Краеведение как комплекс научных дисциплин
2. Формы организации исторического краеведения
3. Древние источники
по краеведению (Геродот, Страбон,
4. Европейские послы и путешественники и их роль в изучении Казахстана
5. Иоанн де Плано Карпини. Вильгельм де Рубрук
Цель:
2. Определить дисциплины ведущие в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края
3.Составить список древних источников по краеведению и проанализировать различия и сходство в трактовке восточных и западных авторов
4.Подготовить сообщение о жизнедеятельности Иоанна де Плано Карпини, Вильгельма де Рубрука
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 13.
Методические рекомендации:
Понятие краеведение в различное время получало различное толкование. Следует уяснить, что историческое краеведение подразделяется на историко-культурное, археологическое, этнографическое, архитектурное, искусствоведческое. По второму вопросу необходимо подробно изучить три формы организации краеведения: государственную, общественную и школьную. По древним источникам работа ведется методом сопоставления данных европейских авторов и восточных, при этом надо помнить о личностном факторе и целях, которые преследовали посольства и одиночные путешественники.
Тема 3. Древние тюркские письменные памятники и их роль в изучении родного края
1. Значение
древних и средневековых
2. Трактаты Аль-Фараби, Улугбека, М. Кашгари, Ю. Баласагуни, Х.А Ясауи, особенности и трудности их изучения.
3. Древние рукописи, относящиеся к истории казахского народа («Огуз- Наме», легенды о Коркыте, поэма « Алпамыс» и др.)
Цель:
1. Сопоставить данные древних источников с современными исследованиями
2. Определить особенности
3. Охарактеризовать перечисленные выше рукописи
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 5,12
Методические рекомендации:
Огромное значение в развитии культурной жизни народов Казахстана в прошлом имели древние и средневековые рукописные книги. Необходимо помнить, что они являются не только источниками по истории культуры, но что по ним учились в средневековых мектебах и медресе. При сопоставлении данных древних рукописей и современных исследований необходимо брать за основу достаточно масштабные события, происходившие в изучаемый период, что облегчит работу с источником. Характеристику рукописей следует начинать с жизнеописания автора произведения, определения главной идеи.
Тема 4. Археологические источники Казахстана и их использование в краеведческой работе
1. Понятие «археология»
2. Классификация археологических материалов
3. Виды археологических исследований
4. Археологический памятник – источник краеведения
Цель:
1. Определить по каким
памятникам изучает прошлое
2. Составить таблицу археологических памятников с краткой характеристикой каждого
3. Определить, какие археологические
памятники исследованы на
4.Дать определение культурного слоя и объяснить особенности его формирования
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: Д – 5,13
Методические рекомендации:
При подготовке данной темы следует выяснить, с какими источниками работают археологи, так как мы знаем три вида источников – вещественные, письменные и устные. Археологические исследования делятся: на полевые и камеральные. При составлении таблицы нужно вспомнить или заново изучить вопрос, какие памятники относятся к археологическим (поселения, погребения и т.д.) и дать определение каждого вида, т.е. что он из себя представляет. В археологии слой, в котором есть следы деятельности человека, называется культурным слоем.
Тема 5. Этнографические источники истории Казахстана
1. Понятие «этнология»
2. Методы сбора и
методы работы с
3. Этнологическая терминология
4. Этнологические источники местного края
5. Изучение народного быта и творчества
Цель:
1. Выяснить, что является объектом изучения этнологии
2. Составить терминологический словарь
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: – 5,12,13
Методические рекомендации
Прежде всего, нужно помнить, что этнология изучает быт и культуру народов. Для получения этнологического материала используется два метода: стационарный и сезонный. Для составления словаря необходимо выявить основные термины, используемые в этнологии, которые определяют предмет ее изучения. Этнология изучает культуру материальную и духовную, народный быт и творчество и все что с ними связано.
Тема 6 - 7 Памятники архитектуры и искусства как источники по изучению родного края
Цель:
1. Дать определение термина «архитектура»
2. Охарактеризовать
известные памятники
3. Подготовить
сообщение о памятниках
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: -5-13
Методические рекомендации:
Исходить из положения, что искусство возникло одновременно homo sapiens и является продуктом интеллектуального развития, воздействуя в свою очередь на степень его развития. Необходимо подчеркнуть функции искусства, особенно воспитательную, коммуникативную. Выявить особенности, своеобразие форм и видов архитектуры и искусства родного края, его специфику этническую и национальную окраску. Отметить роль прикладного искусства.
Тема 8. Устные источники по изучению родного края
1. Язык и языковые семьи народов мир
2. Ономастика
3. Топонимика
4. Антропонимика
5. Устное народное творчество
Цель:
1. Составить терминологический
2. Дать характеристику
географических названий на местном материале
3. Выбрать один из видов устного народного творчества и
проанализировать
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: 5-13
Методические рекомендации:
По теме устные источники,
учитывать, что данный тип источников
отражает самые глубинные пласты языка,
отражающего социально-экономические
и бытовые особенности образа жизни. Так
ономастика, подразделяясь на топонимику
и антропонимику, фиксирует такие явления,
как миграции, смешение древних
этнических групп и пр. Иметь в виду, что
именно устное народное творчество,
особенно у бесписьменных народов, является
порой единственным источником истории
родного края.
Тема 9. Становление и развитие краеведения в Казахстане. Русские исследователи XIX в. и их роль в изучении истории Казахстана
1. Этапы развития краеведения в Казахстане
2. Истоки краеведения в
3. Роль в становлении историческо
Вольного экономического общества и
особенно Русского
4. Вклад русских ученых и
истории
Цель:
1. Охарактеризовать каждый этап становления исторического краеведения в Казахстане и показать, каким образом влияли на этот процесс события, происходившие в тот период
2. Подготовить
сообщение о деятельности в
Казахстане Русского
Дополнительная литература: -5-16
Методические рекомендации:
История краеведческого
Тема 10. Общество изучения Казахстана – центр краеведческой работы в Казахстане
1. Предпосылки создания Общества изучения Казахстана
2. Цели и задачи Общества изучения Казахстана
3. Всеказахский научно-краеведческий съезд и результаты его работы
Цель:
1. Дать характеристику деятельности создания Общества изучения Казахстана, а также вклад С.Д. Асфендиярова, А. Диваева, А.П. Гра, А.Л. Мелкова, С. Сейфуллина, Т. Рыскулова в изучение истории Казахстана,
Основная литература: О – 1-4
Дополнительная литература: 5-23
Методические рекомендации:
Следует учитывать, что в послеоктябрьский период краеведческое движение в Казахстане приобрело широкий масштаб. Поэтому возникла необходимость создания Общества изучения Казахстана. Новое общество занималось всесторонним изучением Казахстана и сопредельных областей в историко-археологическом, естественно-географическом, экономическом отношениях.
Тема 11. Деятельность казахских ученых, просветителей и их роль в изучении родного края
1. Валиханов Ч.Ч. – востоковед, исследователь истории, этнограф и
путешественник
2. Роль Абая
в истории и культуре
3.Ибрай Алтынсарин и его вклад в развитие казахского литературного языка и этнографию Казахстана