Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Киевская Русь: За этим названием просматривается не просто
государство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (для
своего времени) и интереснейших государственных образований восточных
славян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этом
перечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время
(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская
(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) из
различных северогерманских, финских и азиатских элементов.

Содержание

Введение.
1. Социально-экономические и политические предпосылки создания
Киевской Руси.
I. Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй:
а) Управление:
1) князь;
2) община;
3) вече;
4) система "старший город - пригороды".
б) Социальный строй:
1) феодализм.
в) Категории населения:
1) свободные общины;
2) смерды;
3) закупы;
4) изгои (свободные и зависимые);
5) челядь и холопы.
г) Вотчина.
д) Экономическое развитие.
е) Церковь.
III. Политический строй:
а) Князь.
б) Община.
3. Расцвет государства Киевская Русь.
I. Внутренняя политика:
а) Занятие славян.
б) Князь и его дружина. Полюдье.
в) Вотчинная собственность.
г) "Правда Русская"
д) Социальная организация и система управления государством
е) Восстания и социальное волнение.
II. Внешняя политика:
а) Русско-византийские отношения.
б) Разгром Хазарского каганата.
в) Борьба против кочевников.
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Дуная.

      Академик Б.А. Рыбаков отмечает,  что  уже  со  II  века  от  Рождества

Христова обнаруживается  «резкий  подъем  всей  хозяйственной  и  социальной

жизни  той  части  славянского  мира,   которая   в   свое   время   создала

приднепровские  сколотские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси  -

Среднего Поднепровья». Рост  количества  кладов  римских  монет  и  серебра,

относящихся к  эпохе императора Трояна (98-11 гг. до  Рождества  Христова)  и

найденных в землях восточных славян, убедительно свидетельствует  о  быстром

развитии у них  торговли. О славянском  экспорте  хлеба  во  II-IV  веках  от

Рождества Христова говорит заимствование славянами  римской  хлебной  меры  -

квадрантала, ставшего потом у них четвериком (26,26 л) и дошедшего  в  нашей

метрологии до 1924 г от Рождества Христова.

      Во II-IV веках от  Рождества   Христова  формы  быта  славянского   мира

становятся  более  многообразными.  Основу  хозяйственной  жизни   восточных

славян  составляло  земледелие.  Но  если  славяне,  жившие  в  лесной  зоне

Среднего Приднепровья, знали подсечное земледелие  (зарубинецкая  культура),

то славяне, жившие в лесостепи Нижнего  Приднепровья,  освоили  уже  плуг  с

лемехом  и  череслом;  и  применяли  более  эффективное  плужное  земледелие

(черняховская культура). Славяне возделывали пшеницу, ячмень,  рожь,  просо,

горох, гречиху. До нас дошли свидетельства об использовании  нашими  предками

ям-хранилищ, вмещавших  до 5 т зерна. Если экспорт зерна  в  Римскую  империю

стимулировал развитие земледелия, то местный рынок  способствовал  появлению

нового способа  размола зерна  -  с  помощью  мукомолен  с  жерновами.  Стали

строиться специальные  хлебные печи. Славяне разводили  крупный  рогатый  скот

и свиней, а также  лошадей, занимались охотой и рыболовством.

      В  повседневном  быту  славяне   широко  использовали  так   называемый

ритуальный календарь, связанный с аграрной  магией.  В  нем  отмечались  дни

весенне-летнего  сельскохозяйственного сезона от прорастания  семян  до  жатвы

и особо выделялись дни языческих молений о дожде в  четырех  разных  сроках.

Указанные четыре срока  дождей  считались  оптимальными  для  Киевщины  и  в

агрономических  руководствах  конца  XIX  веке  от  Рождества  Христова,  что

свидетельствует  о  наличии  у  славян  VI  веке   от   Рождества   Христова

достоверных агротехнических  наблюдений.

      У восточных славян были широко  развиты кузнечное и литейное  дело.  Они

изготовляли на гончарном  круге  керамику,  мастерили  ювелирные  и  костяные

предметы обихода.

      В отличие от славянского  лесного  севера,  с  характерными  для  него

маленьким городищами, у славян  лесостепи  возникали  ничем  не  огражденные

большие села. Они  тянулись по берегам рек на 1-1,5 км, напоминая  позднейшие

украинские села с их вольной планировкой усадеб. Наряду с обычными  жилищами

(10-20 м2) строились  большие дома-огнища площадью 100-120 м2. Они стояли  по

соседству с другими  домами и предназначались, вероятно, уже не  для  большой

семьи-задруги, а  для челяди.

      Для жизни славян  весьма  характерна  постройка общей оборонительной

линии, известной  под именем  «Змиевых  валов»  и  охватывающей  все  Среднее

Приднепровье. О  существовании  этих  валов  во  II-IV  веках  от  Рождества

Христова  говорят,  в  частности,  два  факта:   отсутствие   в   то   время

самостоятельных  оборонительных  укреплений  у  всех  сёл  и  находка  клада

римских  монет  в  насыпи  одного  из  валов.   Сооружение   большей   общей

оборонительной  линии может свидетельствовать  о  появлении  государственного

начала.

      Восточные славяне жили в окружении  многочисленных соседей. На запад  от

них обитали западные славяне,  на  юг  -  южные  славяне.  На  северо-западе

прибалтийские  земли  занимали  предки  современных  литовцев,   латышей   и

эстонцев. В  северо-восточных  лесах  и  тайге  жили  многие  финно-угорские

племена — мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в  районе  Средней  Волги,

сложилось государство  Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским  народом,

состоящим в родстве  с чувашами и  кавказскими  балкарцами.  Хозяевами южных

степей были кочевники -  тюрки,  авары,  хазары.  В  IX  веке  от  Рождества

Христова там  появились печенеги, а в XI веке от Рождества Христова  в  степи

пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной  Венгрии)  в

IX веке от Рождества  Христова обосновались венгерские  племена, — они  пришли

туда из Приуралья  через южнорусские степи и  там обрели новую родину. 

                      ________________________________ 
 

1. Социально-экономические  политические предпосылки создания Киевской Руси. 

      Из  ряда  существующих  в   советской  исторической   науке   концепций

происхождения славян наиболее полно отвечает требованиям  современной  науки

так  называемая   «Днепровско-Одерская»   концепция   происхождения  славян

академика Б.А. Рыбакова, в соответствии с которой с  середины  2  тысячелетия

до Рождества  Христова в северной части  Восточной  Европы  между  Днепром  и

Одером проживали  древнейшие  праславяне  выделившиеся  к  этому  времени  из

состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых,  историю

праславян следует  вести  приблизительно  с  середины  1  тыс.  до  Рождества

Христова.

      В письменных источниках,  относящихся   к  началу  нашей  эры,  славяне

упоминаются под  названием «венеды». Известно что венеды вели  оседлый  образ

жизни, знали пашенное земледелие. У них  существовала  внутренняя  торговля,

связанная с развитием  ремесла, и внешняя торговля,  в  частности,  с  Римом.

Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала  появлению

богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая  из  мужа,  жены,  детей,

становилась  составной  частью  важнейшей  социальной  клеточки  общества  —

сельской общины. В сельской  территориальной  общине  выделялись  отдельные,

зажиточные семьи, обладавшие  определенной  собственностью.  В  VI  веке  от

Рождества Христова усиливается военная и политическая власть.

      Все это ускоряло имущественную  и социальную дифференциацию  славянского

общества, и формирование в  ней  классовых  отношений.  По  мере  углубления

социальной  дифференциации   в   союзах   племен   все   более   усиливалось

государственное начало, что неизбежно вело, в  конечном счете, к  образованию

государства. Но этот процесс потребовал длительного  времени.

      Неблагоприятно   складывается   и   внешнеполитический   фактор.    На

экономическом  развитии  славян  тяжело  отразилось  нашествие   гуннов.   В

результате этого  задержалось и их  собственное  развитие.  Как  считал  М.Н.

Тихомиров, причинами  возникновения государства были «развитие земледелия  и

ремесла в области  экономики, развитие феодализма -  в  области  общественных

отношений». Так  в VII-VIII веках от Рождества Христова,  в  связи  с  ростом

производительности  труда,  становилось  вполне  возможной  индивидуализация

производства.  Подготавливались  условия  для  перехода  от   раннеклассовых

отношений к феодализму. Экономический прогресс у  восточных  славян  являлся

движущей  силой  их  общественного  развития.  При   условии   существования

индивидуальных  хозяйств  дополнительный  продукт,  получаемый   в   них   и

достигавший значительных размеров, становился  собственностью  производителя

и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное,  а

потом и социальное неравенство. Так же в  это  время  складывалась  и  росла

частная собственность  у зажиточных членов общины.  Формировалась  социальная

верхушка общества.

      Большое значение для образования  государства  имели  союзы   племен.  В

начале существования  таких  союзов  племен,  формой  организации  управления

была военная  демократия.  Однако  при  этом  еще  долгое  время  сохранялась

первобытные  демократические  учреждения  —  народные   собрания   и   совет

старейшин: Но народное собрание превращалось  в  собрание  воинов,  которому

военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной,  навязывал  свою

волю, приобретая все большее влияние и  власть  за  счет  других  старейшин.

Таким   образом   шел   процесс   преобразования    органов    общественного

самоуправления  в  государственные  органы.  Военная  демократия  постепенно

перестала в военно-иерархическое  правление-княжение.  Органы  общественного

самоуправления  превращались в органы господства  и  угнетения,  направленные

против народа. Завершалось  тем  самым  оформление  государственного  строя,

важнейшим  признаком  которого  было  по  явление  особой,  не   совпадающей

непосредственно  с  населением,  отделенной  от   него   публичной   власти,

располагающей  специальным  аппаратом  управления  и  распространяющейся  на

определенную  территорию.  Военный  предводитель   крупного   союза   племен

превращался в  правителя — князя.

      Главенство  князей   приобретало   характер   осуществления   властных

классовых  функций.  Приближенные  князя  становились  его   советниками   и

наместниками.  Дружина  превращалась  в  военную  силу,  которая   подавляла

сопротивление эксплуатируемых  масс и вела  захватнические  и  оборонительные

войны.    Указанный    процесс    преобразования    органов    общественного

самоуправления в государственные органы  не  был  актом  единовременным  для

всех союзов восточнославянских племен. В VIII веке от Рождества  Христова  в

условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье  произошло  объединение

нескольких союзов племен или княжений в «союз союзов» под названием  «Русь»,

столицей которого стал Киев.

      «Союзы союзов»,  объединявшие  по  несколько  союзов  племен-княжений,

являлись новыми образованьями и  отражали  более  высокий  этап  в  процессе

Информация о работе Киевская Русь