Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Киевская Русь: За этим названием просматривается не просто
государство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (для
своего времени) и интереснейших государственных образований восточных
славян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этом
перечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время
(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская
(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) из
различных северогерманских, финских и азиатских элементов.

Содержание

Введение.
1. Социально-экономические и политические предпосылки создания
Киевской Руси.
I. Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй:
а) Управление:
1) князь;
2) община;
3) вече;
4) система "старший город - пригороды".
б) Социальный строй:
1) феодализм.
в) Категории населения:
1) свободные общины;
2) смерды;
3) закупы;
4) изгои (свободные и зависимые);
5) челядь и холопы.
г) Вотчина.
д) Экономическое развитие.
е) Церковь.
III. Политический строй:
а) Князь.
б) Община.
3. Расцвет государства Киевская Русь.
I. Внутренняя политика:
а) Занятие славян.
б) Князь и его дружина. Полюдье.
в) Вотчинная собственность.
г) "Правда Русская"
д) Социальная организация и система управления государством
е) Восстания и социальное волнение.
II. Внешняя политика:
а) Русско-византийские отношения.
б) Разгром Хазарского каганата.
в) Борьба против кочевников.
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

находились двор и хоромы владельца, закрома  и  амбары  с  запасами,  жилища

слуг и другие постройки. Различными отраслями хозяйства  ведали  специальные

управляющие - тиуны  и ключники, во главе всей вотчиной  администрации  стоял

огнищанин. Посадники  в отличие от тысяцких и сотских, которые  были  вначале

командирами дружины, а  затем  уже  обрастали  административными  функциями,

явились сразу  же полномочными представителями княжеской  власти  на  местах.

Будучи представителями  князей в том  или  ином  месте,  посадники  выполняли

функции самого князя. Они судили, собирали дань и различные  пошлины,  ведали

помещецкими делами. Посадники и волостели - управители  сельскими  волостями

- имели ближайших   помощников  в  лице  тиунов.  В  боярской  или  княжеской

вотчине,  как  правило,  работали   ремесленники,   обслуживавшие   боярские

хозяйства. Ремесленники могли быть  холопами  или  находиться  в  какой-либо

другой  форме  зависимости  от   вотчинника.   Вотчинное   хозяйство   имело

натуральный характер и было ориентировано на внутреннее  потребление  самого

феодала  и  его  слуг.  Источники   не   позволяют   однозначно   судить   о

господствующей  форме феодальной эксплуатации в  вотчине. Возможно, что какая-

то  часть  зависимых   крестьян   обрабатывала   барщину,   другая   платила

землевладельцу  натуральный  оброк.  Городское  население  также  попадало  в

зависимость от  княжеской  администрации  или  феодальной  верхушки.  Вблизи

городов  крупные  феодалы  основывали  часто   специальные   поселения   для

ремесленников. С  целью  привлечения  населения  владельцы  сел  представляли

определенные льготы, временное освобождение от  налогов  и  т.д.  Вследствие

этого такие  ремесленные  поселения  назывались  свободными  или  слободами.

Распространение экономической зависимости,  усиление  эксплуатации  вызывали

сопротивления со стороны  зависимого  населения.  Наиболее  распространенной

формой были побеги зависимых людей.  Об  этом свидетельствуют и суровость

наказания, предусмотренного за  подобный  побег  -  превращение  в  полного,

«обельного»,  холопа.  Данные  о  различных  проявлениях  классовой   борьбы

содержит «Русская правда». В ней  говорится  о  нарушении  границ  земельных

владений,  поджог  бартных  деревьев,   убийство   представителей   вотчиной

администрации, кражах имущества.

      Основу хозяйства составляло  пашенное  земледелие.  На  юге   пахали  в

основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере  — сохой с

железными  лемехами,  запряженной  лошадьми.  Выращивали,  главным  образом,

зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу,  овес.  Распространены  были

также просо, горох, чечевица, репа. Были известны двухпольный  и  трехпольный

севообороты. Двухпольное заключалось в том,  что вся масса обрабатываемой

земли делилась на две части. Одна  из  них  использовалась  для  выращивания

хлеба,  вторая  «отдыхала»  -  находилась   под   паром.   При   трехпольном

севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и  яровое.  На  лесном

севере  количество  старопахотных  земель  не   было   столь   значительным,

подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского  хозяйства.  У  славян

сохранялся устойчивый набор домашних  животных.  Разводили  коров,  лошадей,

овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную  роль  в  хозяйстве

играли  промыслы:  охота,  рыболовство  бортничество.  С  развитием  внешней

торговли увеличился спрос на пушнину.

      Промыслы и ремесло, развиваясь,  все  более  отделяются  от  сельского

хозяйства. Даже в  условиях натурального  хозяйства  совершенствуются  приемы

домашнего ремесла:  обработка  льна,  конопли,  дерева,  железа.  Собственно

ремесленное производство насчитывало уже не один десяток  видов:  оружейное,

ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, и кожевенное.

      Русское ремесло по своему  техническому  и  художественному   уровню  не

уступало ремеслу  передовых европейских стран. Особенно  славились  ювелирные

изделия, кольчуги, кленки, замки.

      Внутренняя торговля в Древнерусском государстве  была  развита  слабо,

поскольку  в  экономике  господствовало  натуральное  хозяйство.  Расширение

внешней торговли было связано с  образованием  государства,  обеспечивавшего

русским купцам более  безопасные торговые пути  и  поддерживавшего  их  своим

авторитетом  на  международных  рынках.  В  Византии  и  в  странах  Востока

реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями.  Из

Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников  и  рабов.  Ввозились

в основном предметы роскоши: виноградные  вина,  шелковые  ткани,  ароматные

смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло  и  торговля  сосредотачивались  в

городах,  количество  которых  росло.  Часто  посещавшие   Русь   скандинавы

называли нашу страну Гардорикой - страной городов.

      Однако жители городов еще  сохраняли тесную связь с сельским  хозяйством

и занимались земледелием  и скотоводством.

      Кроме гражданского права в   Киевской  Руси  существовало  и  церковное

право, регулирующие долю церкви  в  княжеских  доходах,  круг  преступлений,

подлежащих  церковному  суду.  Это  церковные  уставы  князей  Владимира   и

Ярослава.  Церковному  суду  подлежали  семейные  преступления,  колдовство,

богохульство и  суд над  людьми,  принадлежащими  к  церкви.  После  принятия

христианства  на  Руси  возникает  церковная  организация.  Русская  церковь

считалось частью  вселенской  Константинопольской  патриархии.  Ее  глава  -

митрополит  -  назначался  константинопольским  патриархом.  В  1051году  от

Рождества  Христова  киевский   митрополит   был   впервые   избран   не   в

Константинополе, а в Киеве собором русских  епископов.  Это  был  митрополит

Илларион,  выдающийся  писатель  и  церковный  деятель.  Однако  последующие

киевские митрополиты по-прежнему  назначались  Константинополем.  В  крупных

городах  были  учреждены  епископские  кафедры,  бывшие   центрами   крупных

церковных  округов  -  епархий.  Во  главе  епархий   находились   епископы,

назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись  все  расположенные

на территории его епархии церкви и монастыри.

      Князья давали на содержание  церкви десятую часть  получаемых  даней  и

оброков - десятину.

      Особое место в церковной   организации  занимали  монастыри.  Монастыри

создавались как  добровольное сообщество людей, отказавшихся от  семьи  и  от

обычной мирской  жизни и посвятивших  себя  служению  Богу.  Самым  известным

русским монастырем этого периода  был  основанный  в  середине  XI  века  от

Рождества Христова Киево-Печерский монастырь. Так же как и высшие  церковные

иерархи  -  митрополит  и  епископы,  монастыри  владели  землей  и  селами,

занимались  торговлей.  Скапливавшиеся  в  них  богатства  расходовались  на

строительство  храмов,  украшение  их  иконами,  переписку книг.  Монастыри

играли очень  важную роль в жизни средневекового общества. Наличие  в  городе

или   княжестве   монастыря,   по   представлениям   людей   того   времени,

способствовало  стабильности  и  процветанию,   так   как   считалось,  что

«молитвами иноков (монахов) мир спасается». Церковь  имела  большое  значение

для Русского государства. Она способствовала  укреплению  государственности,

объединению отдельных  земель в единую державу. Невозможно также  переоценить

влияние  церкви  на разные  культуры.  Через церковь Русь  приобщилась к

византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.

      Рассуждая о  политическом  строе  Киевской  земли  в   «удельно-вечевой

период»,  М.С.Грушевский  утверждал,  что  «земская  автономная,  суверенная

община, обнимающая собой всю землю, и  единоличная  власть,  опирающаяся  на

дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие  этот  строй.

Первый из этих элементов — общинный — вступает в  рассматриваемый  период  в

состоянии ослабления аторории. Хотя под влиянием внешних  условий  он  затем

возвращается  к  политической  деятельности,  но   не   создает   для   себя

определенных, постоянных функций, а остается в своей практике, так  сказать,

органом экстраординарным, текущее же управление  ведает  элемент дружинный,

причем эти два  элемента иногда  конкурируют  и  сталкиваются.  Представления

М.С.Грушевского  о  политическом  строе  Киевской  земли  отрывают  общинно-

вечевую власть от княжеской власти,  противопоставляя  их  друг  другу,  что

неправомерно,  поскольку  этим  разрушается  единство  социальной  структуры

киевского общества, а княжеско-дружинная знать оказывается  в  изолированном

от земской среды  положении,  превращаясь  в  некую  замкнутую  надклассовую

социальную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя  в  Киеве  в

рамках единой  социально-политической  целостности,  где  вече  —  верховный

орган  власти,  а  князь  -  олицетворение  высшей  исполнительной   власти,

подотчетной, подчиненной  вечу. Князь, будучи главой общинной  администрации,

в то же время сам  представлял собой общинную власть, выполняя  разнообразные

функции.  Вот  почему  князь  являлся   необходимым   элементом   социально-

политической структуры. В XI - начале XII веках от  Рождества  Христова  шел

процесс образования  республики,  а  не  монархии.  Республиканские  порядки

сложились в Киеве  несколько раньше, чем даже  в  Новгороде,  республиканский

строй   которого    незаслуженно    признан    современной    историографией

феноменальным явлением в Древней Руси.  Разумеется,  древний  князь  таил  в

потенциал  монархические  качества  и  свойства.  Но  для  того,  чтобы  они

получили  выход  и  возобладали,   необходимы   были   иные   социальные   и

политические условия. Эти  условия  возникали  за  пределами  древнерусского

периода отечественной  истории.

      Сохраняется прежняя суверенность  и самостоятельность городской  общины,

проявляющиеся в  призвании князей. Киевляне  призывают  Изяслава  Давыдовича:

Информация о работе Киевская Русь