Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:20, реферат
Киевская Русь: За этим названием просматривается не просто
государство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (для
своего времени) и интереснейших государственных образований восточных
славян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этом
перечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время
(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская
(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) из
различных северогерманских, финских и азиатских элементов.
Введение.
1. Социально-экономические и политические предпосылки создания
Киевской Руси.
I. Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй:
а) Управление:
1) князь;
2) община;
3) вече;
4) система "старший город - пригороды".
б) Социальный строй:
1) феодализм.
в) Категории населения:
1) свободные общины;
2) смерды;
3) закупы;
4) изгои (свободные и зависимые);
5) челядь и холопы.
г) Вотчина.
д) Экономическое развитие.
е) Церковь.
III. Политический строй:
а) Князь.
б) Община.
3. Расцвет государства Киевская Русь.
I. Внутренняя политика:
а) Занятие славян.
б) Князь и его дружина. Полюдье.
в) Вотчинная собственность.
г) "Правда Русская"
д) Социальная организация и система управления государством
е) Восстания и социальное волнение.
II. Внешняя политика:
а) Русско-византийские отношения.
б) Разгром Хазарского каганата.
в) Борьба против кочевников.
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Список использованной литературы.
пахотные орудия с железными рабочими частями - рало (в южных областях),
соха (на севере).
Подчиненную роль в хозяйстве играли скотоводство, охота, рыболовство,
бортничество. Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья.
Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей,
объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная)
община вервь. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к
соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения в VI-
VIII веках. Члены
верви совместно владели
пашенные земли были поделены между отдельными крестьянскими хозяйствами. На
основе полянского союза племенных княжеств к началу IX века сложилось
политическое образование, носившее название Русь. Распространено мнение о
привнесении этого термина в Восточную Европу скандинавскими дружинниками
(именовавшимися на Руси варягами). Но его первое достоверное упоминание на
юге Восточной Европы (в так называемом "Баварском хронографе", составленном
между 811 и 821 гг.,- Ruzzi названы после хазар, обитавших между Доном и
Волгой) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе
еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссионным, но наиболее вероятно,
что это название имеет местное, южное (при этом, скорее всего, неславянское
в основе) происхождение и восходит ко времени во всяком случае раннее IX в.
В этом же столетии оно выступает как обозначение этнополитического
образования, не совпадающего территориально ни с одним славянским союзом
племенных княжеств: «Русь» в IX веке от Рождества Христова включала помимо
земли полян значительную часть территории северского союза. Центром Руси
стал Киев. Факт присутствия на Руси в IX-X веках от Рождества Христова
скандинавских дружинников-варягов и летописный рассказ о варяжском
происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породили
длительную (с XVIII века от Рождества Христова) дискуссию между
норманистами и антинорманистами. Первые отстаивали точку зрения о создании
Древнерусского государства скандинавами, а вторые отрицали это. В настоящее
время у отечественных и зарубежных исследователей не вызывают сомнения как
местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие
в процессе складывания Киевской Руси (главным образом, в формировании
господствующего слоя) выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохраняется и
ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании
Рюрика. Князь и его дружина. Полюдье. Правитель Руси в первой половине IX
в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул
"каган" ("хакан"), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного
правителя ("хан ханов"). Это событие имело большое значение. Во-первых,
титулом "каган" именовался правитель Хазарии - государства, созданного в
VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками - хазарами.
Часть восточных славян (поляне, север, радимичи и вятичи) были вынуждены
выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана
символизировало, таким образом, независимость нового государства - Руси -
от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над
князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили
титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись, наряду с
титулом кагана, и за киевским князем в IX - первой половине X веках от
Рождества Христова). IX-X века от Рождества Христова были временем
постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов
племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая
знать - дружина киевских князей. Дружинный слой у славян фиксируется по
византийским источникам и данным археологии уже в эпоху расселения, в VI-
VII веках от Рождества Христова. К IX веку от Рождества Христова он
несомненно выдвигается на ведущие позиции в обществе. Для некоторых из
союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два
этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю "автономию", будучи обязан
лишь выплачивать подать - дань. Дань собиралась киевскими дружинными
отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза; такой объезд со
сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X веке от Рождества
Христова в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме.
Существовали единицы обложения: дым (т.е. крестьянский двор), рало, плуг
(эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади,
соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства). Есть данные,
что социальные процессы, свойственные среднеднепровской "Руси", происходили
и в других союзах племенных княжеств (складывание системы сбора дани,
выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее
развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки "своего"
союза, переходе к эксплуатации "чужих" общностей. Вторым этапом было
непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного
княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской
династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром
территории вместо старого "града" "племенного" центра. Целью такой смены
центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати. Древляне
были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945-
946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря,
нарушившего установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова Игоря
Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле. Для
земель дреговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к
IX веку от Рождества Христова, второй - к концу X века от Рождества
Христова, вятичей - соответственно ко второй половине X и второй половине
XI веков от Рождества Христова (эта восточнославянская общность дольше всех
боролась за свою самостоятельность). Покорение волынян и хорватов было
одноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчинены
Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были заняты
тюркскими кочевниками - печенегами. Особый случай - включение в состав
Киевской Руси земли словен. В этом регионе к середине IX веке от Рождества
Христова сложилось полиэтничное политическое объединение, включившее помимо
словен, часть кривичей и финноязычного населения (чуди). Входили в него
также и переселенцы из Скандинавии.
Около 60-х годов IX века от Рождества Христова на княжение в это
объединение был приглашен норманнский конунг (князь) Рюрик, пришедший со
своей дружиной.
Его преемник Олег (по одной версии - скандинав, по другой -
представитель местной знати, включавшей в себя со второй половины VIII века
от Рождества Христова скандинавские элементы) в 882 году от Рождества
Христова захватил Киев, центр "Руси". Но поскольку потенции
государствообразования в этой последней были гораздо сильнее, чем в
северном политическом объединении, во княжение Олега в Киеве имело
следствием превращение земли словен в территорию, зависимую от Киева, и
обложение ее данью. С ликвидацией "автономии" восточнославянских союзов
племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской
военнодружинной знатью.
Теперь не было необходимости в полюдье - объездах, исходящих из Киева;
дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях
бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся
сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между
дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального
государства, управляемые
князьями - вассалами киевского правителя,
наименование волость. Государство же в целом в X веке от Рождества Христова
носило название "Русь" (распространившееся с региона Среднего Поднепровья
на всю территорию, подвластную киевским князьям) и "Русская земля". Такая
структура государства сложилась к концу X века от Рождества Христова, в
эпоху киевского княжения Владимира Святославича, который посадил на
княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля
словен) - Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) - Изяслава, в
Турове (дреговичи) - Святополка, в земле древлян - Святослава, во Владимире-
Волынском (волыняне) - Всеволода, Смоленске (кривичи) - Станислава, Ростове
(земля финноязычного племени меря) - Ярослава, позже Бориса, в Муроме
(финноязычная мурома) - Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском
полуострове) - Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично
финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в
IX-X веках от Рождества Христова сложилась широкая неславянская периферия
из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в
состав Киевской Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили
этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ
Руси: Литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), еж (племя в
Восточной Финляндии), печеры, пермь, черемисы (марийцы), мордва и др.
Волости сложились на основе территорий прежних союзов племенных княжеств,
но их границы не оставались неизменными. Они менялись в результате
деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей территории. Так,