Киевская Русь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 13:20, реферат

Краткое описание

Киевская Русь: За этим названием просматривается не просто
государство, а самое первое, а также одно из самых могущественных (для
своего времени) и интереснейших государственных образований восточных
славян - предков нынешних украинцев, русских и белорусов... Хотя, на этом
перечень народов можно и не заканчивать - известно, что в то время
(примерно на рубеже 1-го тысячелетия от Рождества Христова) древнерусская
(восточнославянская) общность состояла также (помимо славянских племен) из
различных северогерманских, финских и азиатских элементов.

Содержание

Введение.
1. Социально-экономические и политические предпосылки создания
Киевской Руси.
I. Факторы, обусловившие образование государства:
а) социальные;
б) внешнеполитические и экономические;
в) общественные;
г) "союзы союзов".
II. Социально-экономический строй:
а) Управление:
1) князь;
2) община;
3) вече;
4) система "старший город - пригороды".
б) Социальный строй:
1) феодализм.
в) Категории населения:
1) свободные общины;
2) смерды;
3) закупы;
4) изгои (свободные и зависимые);
5) челядь и холопы.
г) Вотчина.
д) Экономическое развитие.
е) Церковь.
III. Политический строй:
а) Князь.
б) Община.
3. Расцвет государства Киевская Русь.
I. Внутренняя политика:
а) Занятие славян.
б) Князь и его дружина. Полюдье.
в) Вотчинная собственность.
г) "Правда Русская"
д) Социальная организация и система управления государством
е) Восстания и социальное волнение.
II. Внешняя политика:
а) Русско-византийские отношения.
б) Разгром Хазарского каганата.
в) Борьба против кочевников.
4. Значение Киевской Руси в истории украинского народа.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Киевская Русь.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

«Послаша Кыяне  Демьяна  Каневского  по  Изяслава  по  Довыдовича».  Понятно

почему, оправдываясь перед Юрием,  Изяслав  говорит:  «Посадили  мя  Кыяне».

Интересно, что  в  качестве  посланца  городской  общины  выступает  епископ,

видимо церковь  становиться подручной общины.  Сохраняются  традиции  прежней

жизни. Но антикиевская борьба вызревших и развившихся  волостей Руси,  борьба

князей за киевский престол сделали свое дело: истощили силы Киева.  Стольный

город становится добычей соседних городов государств.  Свидетельством  этого

служит  ограбление  Киева  по  инициативе  Андрея   Боголюбского.   Воинство

враждебных   городов-государств   опустошило   город:   «Церквам    горящим,

крестьяном убиваемом, другым вяжемым, жены ведоми быша  в  плен,  разлучаеми

нужею от мужа свои, младенци ры даху  зряще  матери  своих  и  взяша  именья

множьство и церкви обнажиша иконами и книгами и  ризами и колоколы,  изнесоше

все  Смолыя  не,  и  Суждльци  и  Черниговци».  После  упомянутого   погрома

политические силы киевской общины были  надломлены,  и  она  не  смогла  уже

полностью оправиться от нанесенного ей удара.  По  разграблении  Киева,  его

сын Мстислав Андреевич  сажает здесь на столе князя Глеба.  Правда,  киевская

община  не  сразу  сдает  свои  позиции.  Но,  с   возрастанием   могущества

пригородов Киевской земли Киевская община, хотя и ведет  себя  довольно-таки

инертно, все же больше становится уже лишь орудием в руках других сил.

   После Олега  (879-912 года от Рождества Христова) княжил. Игорь,  которого

называют Игорем Старым (912- 942  года  от  Рождества  Христова)  и  считают

сыном Рюрика. Игорь  погиб при своеобразных обстоятельствах. О них  подробно,

очевидно,  на  основании  преданий,   так   повествует   русская   летопись.

Дружинники Игоря  пожаловались князю на то, что отроки  Свенельда  богаты,  а

они бедны. Свенельд как раз вернулся с полюдья  в земле древлян, и теперь  по

настоянию дружины туда отправился и князь. Ему удалось собрать дань, но  при

возвращении Игорю  и  какой-то  части  дружины  показалось,  что  эта  часть

невелика. Князь  отпустил большую часть дружины, а  с  оставшимися  пошел  по

дань вторично. Очевидно он нарушил пакт (ряд) о соборе  полюдья,  и  на  сей

раз древляне не выдержали  и, напав на князя, перебили его и  его  спутников.

После Игоря страной  стала  править  его  жена,  теперь  уже  вдова,  Ольга,

которая оказалась  вполне на уровне крупного государственного деятеля.  Ольга

провела ряд важных реформ, из которых самая значительная —  административно-

налоговая:  есть  основание  полагать,  что  при  Ольге  архаичная   система

полюдья, повсеместно  распространенная прежде,  была  отменена  и  замене  на

систематической уплатой дани, которая собиралось в административных  центрах

(погостах) специальными  чиновниками правительства (тиунами). Ольга ездила  в

Константинополь в 955 году и приняла  там  христианство,  однако  она  имела

отношения и с  западной церковью.  Возможно,  это  и  привело  к  тому,  что,

согласно летописи, в 964 году от Рождества Христова Святослав  «возмужал»  и

отстранил  мать  от  власти.  Святослав  был  прежде  всего   князем-воином,

стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. Вся  его

короткая жизнь  прошла почти в непрерывных походах  и сражениях: он  разгромил

Хазарский каганат, нанес  сокрушительное  поражение  печенегам  под  Киевом,

совершил два  похода на Балканы. После гибели Святослава великим князем  стал

его сын Ярополк (972-980 года от Рождества Христова). Своей  главной  задачей

Ярополк  считал  объединение  всей   державы,   и   всячески   стремился   к

осуществлению этой цели. Советником князя стал на первых  порах  престарелый

воевода Свенельд. Однако осуществить задуманное  не  удалось  из-за  военных

действий против Олега,  затем  против  своего  брата  Владимира,  который  и

одержал победу в  сражении. А вскоре, во время встречи  с  победившим  братом

Ярополк бы убит двумя  варягами. Владимир  остался  единовластным правителем

державы. 
 

                      ________________________________ 
 
 

                    3. Расцвет государства Киевская  Русь. 

      В княжение Владимира Святославича  к  Древнеруссому  государству   были

присоединены червенские города - восточнославянские  земли  по  обе  стороны

Карпат, земля вятечей. Созданная на юге страны  линия  крепостей  обеспечила

более действенную  защиту страны от кочевников-печенегов. Владимир  стремился

не только к  политическому объединению восточнославянских  земель.  Он  хотел

подкрепить это  объединение единством религиозным, реформировав  традиционные

языческие верования. Из многочисленных  языческих  богов  он  выбрал  шесть,

которых   провозгласил   верховными   божествами   на   территории    своего

государства. «Повесть временных лет» отмечает: «и стал  Владимир  княжить  в

Киеве один и поставил  кумиры  на  холме  за  теремным  двором:  деревянного

Перуна с серебряной  головой  и  золотыми  усами,  затем  Хорса,  Даждьбога,

Стрибога, Симаргла, Мокоши. И приносили им  жертвы,  называя  их  богами,  и

приводили к  ним  своих  сыновей  и  дочерей,  а  жертвы  те  шли  бесами  и

оскверняли землю  жертвоприношениями своими». Послание другим  богам  жестоко

преследовалось. Неканонические идолы уничтожались. Однако языческая  реформа

не удовлетворила  князя Владимира. Проведенная насильственным  способом  и  в

кратчайшие сроки, она не могла быть  успешной.  Кроме  того,  она  никак  не

отразилась   на   международном   престиже    Древнерусского    государства.

Христианскими  державами  языческая  Русь  воспринималась   как   варварское

государство. Давние и  прочные  связи  Руси  и  Византии  в  конечном  итоге

привели  к  тому,  что  Владимиром  в  989г.  было  принято  христианство  в

православном его  варианте. Проникновения христианства на  Русь  началось  за

долго до признания  его  официальной  государственной  религией.  Христианами

были княгиня  Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уровняло  Киевскую

Русь с соседними  государствами. Христианство оказало огромное  влияние на

быт и нравы  Древней Руси, политические и правовые  отношения.  Христианство,

с его более  развитой  по  сравнению  с  язычеством  богословско-философской

системой, более  сложным и пышным  культом,  дало  огромный  толчок  развитию

русской культуры и  искусства.  Прослеживается  влияние  христианства  и  на

политическую  структуру  Древнерусского   государства.   Но   именно   здесь

отчетливо  проявились  противоречия  между  мероприятиями  киевских  князей,

пытавшихся с  помощью  новой  религии  укрепить  центральную  власть,  и,  в

конечном счете, реальным ходом  социально-экономического  развития,  которое

вело «державу Рюриковичей» к неизбежной победе раздробленности  уже на  новой

основе.  Чтобы  укрепить  свою   власть   в   различных   частях   обширного

государства,  Владимир  назначил  своих  сыновей  наместниками  в  различные

города и  земли  Руси.  После  смерти  Владимира  между  сыновьями  началась

ожесточенная  борьба  за  власть.  Один  из  сыновей  Владимира,  Святополк,

захватил  власть  в  Киеве  и  объявил  себя  великим  князем.  По   приказу

Святополка были убиты трое его братьев - Борис  ростовский, Глеб Муромский  и

Святослав Древлянский. Занимавший престол в Новгороде  Ярослов  Владимирович

понимал,  что  опасность  угрожает  и  ему.  Он   решил   выступить   против

Святополка, призвавшего  себе на помощь печенегов. Войско  Ярослава  состояло

из  новгородцев  и  наемников-варягов.  Междоусобная  война  между  братьями

завершилась бегством Святополка  в  Польшу,  где  он  вскоре  умер.  Ярослав

Владимирович  утвердился  в  качестве  Великого   князя   Киевского   (1019-

1054годах)  В  1024г.   против   Ярослава   выступил   его   брат   Мстислав

Тмутараканский. В  результате этой усобицы  братья  поделили  государство  на

две части: область  к востоку от Днепра переходила к  Мстиславу, а  территория

западнее Днепра осталась за  Ярославом.  После  смерти  Мстислава  в  1035г.

Ярослав стал единодержавным князем  Киевской  Руси.  Время  Ярослава  -  это

время  расцвета  Киевской  Руси,  ставшей  одним  из  сильнейших  государств

Европы. Самые могущественные государи стремились  в  это  время  к  союзу  с

Русью.

   Носители  верховной власти в Киевской  державе считался весь княжеский  род,

а каждый отдельный  князь считался  только  временным  владельцем  княжества,

которое доставалось  ему по очереди старшинства. После  смерти великого  князя

на его место  «садился» не его старший сын, а старший в роду между  князьями.

Его освободившийся удел доставался также  следующему  по старшинству среди

остальных князей. Таким образом князья  передвигались  из  одной  области  в

другую,  из  менее  в  более  богатую  и  престижную.  По  мере   увеличения

княжеского рода расчет по-старшинству становился все  труднее.  В  отношения

князей  вмешивалось  боярство  отдельных  городов  и  земель.  Способные   и

даровитые князья стремились  подняться  выше  своих  родичей.  После  смерти

Ярослава  Мудрого,  Русь  вступила  в  период  княжеских  усобиц.  Однако  о

феодальной раздробленности  в это говорить еще нельзя. Она  наступает,  когда

окончательно   сформировываются   отдельные   княжества-земли   со    своими

столицами, а на этих землях закрепляются свои княжеские  династии. Борьба  же

между сыновьями  и внуками Ярослава Мудрого была еще борьбой направленной  на

поддержание принципа родового владения Русью.

   Ярослав   Мудрый  перед  смертью  разделил  Русскую  землю  между   своими

сыновьями.  Княжение  последнего  из  сыновей  Ярослава,   Всеволода,   было

особенно беспокойным: младшие князья ожесточенно  враждовали  из-за  уделов,

половцы часто  нападали  на  русские  земли.  Сын  Святослава,  князь  Олег,

вступил в союзные  отношения с половцами и неоднократно приводил их на  Русь. 

   Основой  хозяйства восточных славян было  пашенное земледелие.  Применялись

Информация о работе Киевская Русь