Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:01, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - исследовать менталитет и политическую культуру римских граждан эпохи принципата и установить их влияние на политические процессы Римской империи этого периода.
Исходя из цели исследования, автор поставил перед собой следующие задачи:
исследовать теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и «политическая культура»;
выявить и охарактеризовать механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества и установить степень их влияния на политические процессы;
проанализировать процесс складывания менталитета римских граждан, выявить и охарактеризовать его особенности;
исследовать генезис политической культуры римских граждан;
установить механизмы ее влияния на политические процессы Римской империи данного периода.
Введение……………………………………………………………………………………..3 § 1 Постановка проблемы…………………………………………………………………..3
§ 2 Обзор источников……………………………………………………………………….6
§ 3 Обзор историографии…………………………………………………………………12
Глава I. Теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и
«политическая культура», механизмы их взаимодействия и влияния
на политические процессы………………………………………………………………..28
§ 1 Политическая культура: теоретико-методологические основы……………………28
§ 2 Менталитет: теоретико-методологические основы…………………………………37
§ 3 Механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества. Степень их влияния на политические процессы………………………………………...48
Глава II. Менталитет граждан Рима: социокультурные особенности и
процесс трансформации в эпоху раннего принципата………………………………….55
§ 1 Генезис менталитета римских граждан………………………………………………55
§ 2 Социокультурные особенности менталитета римских граждан…………………...60
§ 3 Процесс трансформации менталитета римских граждан при
Юлиях-Клавдиях………………………………………………………………………….71
Глава III. Политическая культура граждан Рима и процесс ее
трансформации в эпоху раннего принципата…………………………………………...84
§ 1 Генезис политического менталитета граждан Рима. Образ идеального гражданина………………………………………………………………………………....85
§ 2 Политическое сознание римских граждан. Образ идеального
правителя…………………………………………………………………………………...92
§ 3 Процесс трансформации политической культуры граждан Рима в эпоху раннего принципата…………………………………………………………………………………99
Заключение………………………………………………………………………………....117
Список использованных источников и литературы……………………………………..121
§ 2. Менталитет: теоретико-методологические основы.
Менталитет – это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.
Основы социально-исторического рассмотрения ментальностей заложены французской исторической школой. Именно она заставила начать скрупулезную разработку истории понятий, формирующих жизнь людей в обществе и доказывая, что их изменчивое содержание составляет неотделимую часть культуры. Согласно видению перспектив воссоздания ушедших столетий «новой исторической наукой», один из ее основателей, Л.Февр, полагал, что историку по силам не столько реконструкция объективного мира, сколько воссоздание миропредставления и умонастроений (ментальностей) людей изучаемой им эпохи, т.е. их субъективных оценок мира со всеми важными для них реальностями, включая богов, демонов и пр. Л.Февр, основавший вместе с М. Блоком школу «Анналов», усматривал в коллективных ментальностях не столько биологические, сколько социальные основания, природу и детерминанты. Видя в них процессы «вторичной перекодировки» картины мира с помощью знаковых систем, Л.Февр и М.Блок первыми показали возможности расшифровки этих семиотических воплощений: «Историк должен стремиться к тому, чтобы обнаружить те мыслительные процедуры, способы мировосприятия, привычки сознания, которые были присущи людям данной эпохи и о которых эти люди могли и не отдавать себе ясного отчета, применяя их как бы „автоматически", не рассуждая о них, а потому и не подвергая их критике», – отмечал М.Блок в одной из своих работ.
Таким образом, французские историки, стоявшие у истоков изучения «истории ментальностей» как самостоятельного направления, поместили «ментальное» между осознанным, очевидно структурированным, отрефлексированным (то есть формами общественного сознания – религией, идеологией, моралью, эстетикой и т.д.) и неосознаваемым (бессознательным) в коллективной, а отчасти – и в идивидуальной психике людей. Важнейшей, конструирующей для ментальности, сферой является «сфера представлений о человеке» (Р.Шпрандель).
Стоит отметить, что поначалу никто из исследователей не разграничивал понятия "менталитет" и "ментальность", используя для этого такие слова из западноевропейских языков, как английское «mentality», французское «mentalité» и немецкое «mentalitat». Первые попытки корреляции терминов "менталитет" и "ментальность" были предприняты только на рубеже веков. Одним из первых, среди отечественных исследователей, разграничить эти категории попытался О.Г.Усенко, предложивший определять ментальность как «универсальную способность индивидуальной психики хранить в себе типические инвариантные структуры, в которых проявляется принадлежность индивида к определенному социуму и времени».63 Иными словами, индивидуальная ментальность, по сути дела, растворяется в социальном менталитете, что представляется не совсем реальным отражением действительности. В рамках социологического подхода различать термины «менталитет» и «ментальность» попытался В.В. Козловский. Менталитет, по его мнению, «выражает упорядоченность ментальности и определяет стереотипное отношение к окружающему миру, обеспечивает возможность адаптации к внешним условиям и корректирует выбор альтернатив социального поведения».64 Данное определение представляет собой особый взгляд на менталитет и ментальность. Во-первых, В.В. Козловский указывает на то, что оба явления, "менталитет" и "ментальность", связаны с особенностями индивидуального и группового мышления. Само мышление характеризуется такими специфичными, хотя и взаимосвязанными чертами, как набор свойств, качеств, особый тип, способ мыслительной деятельности. Во-вторых, по мнению ученого, ментальность «не является психическим состоянием, а представляет собой социокультурный феномен».65 Другой исследователь, Л. Н. Пушкарев, пришел к выводу, что менталитет имеет общечеловеческое значение, в то время как ментальность можно отнести к различным социальным стратам и историческим периодам. Свои выводы историк сделал на основе того, что с помощью суффикса "-ность" от основ имен прилагательных образуются, как правило, существительные, обозначающие признак, отвлеченный от предмета, а также качество либо состояние. Поэтому, по его мнению, "ментальность" можно рассматривать как признак мыслящего человека, характерный для данного лица (коллектива) в конкретное время.
Таким образом, обзор основных подходов к рассмотрению категорий «менталитет» и «ментальность» указал на диалектическую взаимосвязь указанных понятий. В то же время, в силу частой идентичности в употреблении данных понятий возможно использование их как синонимы.
С учетом всего вышесказанного, на сегодняшний день в отечественной научной традиции принято определять содержании понятия менталитет как «общую духовную настроенность, относительно целостную совокупность мыслей, верований, духовных навыков, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции сообщества».66
В своей сущности менталитет представляет исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, технологических новшеств, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в "скрытый" слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов, представлений, восприятий, который в большинстве случаев остается неизменным даже при смене одной идеологии другой. Это объясняется большей, по сравнению с идеологией, устойчивостью ментальных структур.
Главной отличительной особенностью менталитета является его неспособность быстро перестраиваться под воздействием внешних обстоятельств, для адекватной реакции на резкие изменения внешней среды необходим определенный ментальный потенциал. Однако это имеет свои четко выраженные положительные стороны:
Таким образом, у категории «менталитет», по отношению к обществу в целом или группе индивидов, можно выделить следующие функции:
благодаря этой основной ментальной функции менталитета общества или группы организуется целостность и единство коллектива через самоидентификацию индивида с социальной общностью, с государством, с природой, с тотемом, с историческими событиями, ради осознания себя частью единого живого целого организма;
т.е. выстроенная ментальная картина мира является целеориентирующей. На основе понятных образов менталитет задает набор определенных жизненных выборов, целей и задач, и, в целом, деятельности социальной общности. Одним словом, менталитет указывает - "куда идти?", "как идти?", "каким быть?". Так как менталитет включает в себя пласт коллективного бессознательного, он является невидимым конструктором ответов на вопросы "кто виноват?" и "что делать?".68
Понятие «менталитет», как и любое другое, можно разложить на компоненты, совокупность которых будет наиболее полно отражать сущность данного понятия. В данном случае выделение компонентов целесообразнее будет провести в соответствии с психогенетическим подходом, т.к. именно такой подход помогает понять назначение каждого компонента менталитета общества. В соответствии с этим в менталитете общества можно выделить три уровня:69
1) Генетический уровень
набор наиболее устойчивых национально-психологических характеристик, которые передаются от поколения к поколению в генотипе. Основными компонентами этого уровня являются характерные для данного общества:
Конечно, речь идет не о полной генетической предопределенности формирования этих компонентов, а лишь о весомой роли генетической составляющей. В генотипе передаются не только физиологические конструкции, способствующие развитию тех или иных психологических особенностей личности, но на генетическом уровне передаются и наиболее устойчивые верования. Еще К.Г. Юнг обратил внимание на то, что мы рождаемся не только с биологическим наследием, но и с психическим. В каждом обществе существуют вырабатываемые и наследуемые некие ментальные конструкции, близкие к тому, как понимал архетипы в своей теории коллективного бессознательного Юнга. От прошлых поколений переходят к потомкам ментальные конструкции - первичные формы общих коллективных воззрений, которые преломляются в индивидуальном сознании носителей определенной этнической культуры, и являющих собой наборы специфически направленных ценностных ориентации и ожиданий представителей конкретных этнических общностей, вызывающих привычную для них гамму чувств и способов поведения, проявляемых при реакции на воздействия предметов и явлений окружающего мира.
2) Геносоциальный уровень
основными компонентами этого уровня являются, характерные для данного общества:
Элементы этого уровня с одной стороны детерминированы компонентами генетического уровня психического склада общества, с другой - социальными факторами. Влияние элементов генетического уровня менталитета общества проявляется в устойчивости проявления психологических феноменов компонентов геносоциального уровня, ригидностью к новому внешнему влиянию. Геносоциальный уровень занимает промежуточное положение между социальным и генетическим, этим обусловлена степень возможности трансформации элементов этого уровня. Если элементы социального уровня могут меняться на протяжении жизни конкретного индивида по нескольку раз, в особенности в переломные для жизни этноса периоды, а элементы генетического уровня практически неизменяемы на протяжении всей жизни индивида, то элементы геносоциального уровня могут меняться, но, как правило, очень ограниченное количество раз, чаще всего один раз - при смене места жительства, страны или межнациональном браке.
3) Социальный
на этом уровне проявляется широкий спектр разнообразных отношений представителей этноса к различным явлениям окружающего мира; основными компонентами этого уровня являются, характерные для изучаемого общества или группы:
Передача элементов социального уровня в процессе социализации является важнейшим признаком элементов этого уровня; интересы и ориентации, самосознание, традиции и обычаи, присущие определенному обществу или группе - все это человек получает в процессе социализации, и все эти элементы относительно легко поддаются трансформации, в особенности в переломные периоды в развитии изучаемого социума. Однако именно из-за этого элементы социального уровня наиболее зыбки, подвержены изменению и передаются от поколения к поколению в опыте так, например "этническое самосознание не является врожденным, оно формируется вместе с личностью человека, в процессе выработки основных социальных ориентации".70
Однако, легко потеряв традиции, стереотипы, общество часто возвращается к ним через определенный промежуток времени. Свою роль в этом процессе играют элементы первого уровня, которые выступают своеобразным магнитом, к которому с одной стороны элементы ментального склада общества не жестко привязаны, а с другой - притягиваются только элементы, имеющие определенные качественные характеристики, элементы же с противоположными качествами - отталкиваются.
Необходимо заметить, что четкой границы между компонентами менталитета общества или группы нет, как и нет четкой односторонней связи. Хотя все элементы взаимообусловлены, взаимосвязи между уровнями этнопсихологических характеристик неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются большой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования, т.к. новообразовавшиеся или привнесенные из чужих культур традиции, стереотипы, интересы и ориентации вызывают процессы активные изменения внутри менталитета.
Интересным является деление менталитета на компоненты, предложенное Корнеевой Т.С.71, которое в целом перекликается с градацией, приведенной выше. Исследователь выделяет следующие компоненты:
включает в себя духовный, религиозный и политический аспект, детерминированный конкретно-историческими условиями;
представляет собой совокупность особенностей общественной психологии социума и индивидуальной психологии отдельных его членов;
т.е. рациональные смыслы культуры (другими словами, интеллектуальное обеспечение цивилизации).
Стоит отметить, что оба исследователя отводят исключительную роль так называемой «духовной» составляющей менталитета общества. По мнению авторов, духовная ориентация менталитета, в противоположность материалистической, проявляется в том, что человек стремится в жизни к тому, что не приведет к повышению его материального благосостояния. Духовность - это свойство сознания, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными, это отрешенность от грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию. Менталитет, пропитанный духовным началом, несет в себе большой заряд иррациональных сентенций психического склада общества, ориентирован в большей степени на прошлое или на будущее, нежели чем на настоящее. Духовность теснейшим образом взаимосвязана с такими качествами личности как осознанная иррациональность, неумение жить проблемами сегодняшнего дня и повышенной саморефлексией. Степень «пропитанности» менталитета общества духовностью напрямую связанна с религиозным компонентом и помогает определить степень морально-ценностной устойчивости данного социума.
Кроме предложенного
выше дробления на компоненты,
понятие менталитета можно
Информация о работе Менталитет и политическая культура римских граждан