Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:01, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - исследовать менталитет и политическую культуру римских граждан эпохи принципата и установить их влияние на политические процессы Римской империи этого периода.
Исходя из цели исследования, автор поставил перед собой следующие задачи:
исследовать теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и «политическая культура»;
выявить и охарактеризовать механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества и установить степень их влияния на политические процессы;
проанализировать процесс складывания менталитета римских граждан, выявить и охарактеризовать его особенности;
исследовать генезис политической культуры римских граждан;
установить механизмы ее влияния на политические процессы Римской империи данного периода.
Введение……………………………………………………………………………………..3 § 1 Постановка проблемы…………………………………………………………………..3
§ 2 Обзор источников……………………………………………………………………….6
§ 3 Обзор историографии…………………………………………………………………12
Глава I. Теоретико-методологические основы понятий «менталитет» и
«политическая культура», механизмы их взаимодействия и влияния
на политические процессы………………………………………………………………..28
§ 1 Политическая культура: теоретико-методологические основы……………………28
§ 2 Менталитет: теоретико-методологические основы…………………………………37
§ 3 Механизмы взаимодействия менталитета и политической культуры общества. Степень их влияния на политические процессы………………………………………...48
Глава II. Менталитет граждан Рима: социокультурные особенности и
процесс трансформации в эпоху раннего принципата………………………………….55
§ 1 Генезис менталитета римских граждан………………………………………………55
§ 2 Социокультурные особенности менталитета римских граждан…………………...60
§ 3 Процесс трансформации менталитета римских граждан при
Юлиях-Клавдиях………………………………………………………………………….71
Глава III. Политическая культура граждан Рима и процесс ее
трансформации в эпоху раннего принципата…………………………………………...84
§ 1 Генезис политического менталитета граждан Рима. Образ идеального гражданина………………………………………………………………………………....85
§ 2 Политическое сознание римских граждан. Образ идеального
правителя…………………………………………………………………………………...92
§ 3 Процесс трансформации политической культуры граждан Рима в эпоху раннего принципата…………………………………………………………………………………99
Заключение………………………………………………………………………………....117
Список использованных источников и литературы……………………………………..121
Таким образом,
социальная группа граждане
Основной функциональной характеристикой системы власти выступает политический режим, представляющий собой определенный порядок обеспечения функционирования системы власти, включающий в себя совокупность правовых и неправовых мер по созданию благоприятных условий для нормальной деятельности институтов власти и конкретную структуру отношений между ними. Формирование, установление и изменение политического режима определяются влиянием различных субъективных и объективных факторов, которые в совокупности детерминируют цели, задачи и назначение политического режима на конкретном этапе развития общества. К важнейшим из этих относятся исторические, экономические, правовые и социально-психологические факторы. Вышеперечисленные факторы имеют относительно долгосрочный характер влияния на политический режим. Субъективные факторы, хотя и не имеют столь долгосрочного влияния и действуют на относительно коротком временном этапе, также оказывают значительное воздействие. К ним можно отнести особенности менталитета и политической культуры правящей элиты.80
Исходя из выше сказанного, соотношение
социальных групповых ролей,
В
первом параграфе данной главы
уже указывалось, что
Политическая
жизнь социума складывается из
множества факторов, поэтому любые
политические процессы, протекающие
в социуме, имеют не только
исторические, экономические и социально-
Особый интерес всегда вызывали процессы изменений в обществах, находящихся на переломных моментах своего исторического развития. К подобным обществам относиться и гражданское население Рима эпохи раннего принципата. В это время Рим начинал отходить от республиканских политических традиций, постепенно заменяя их монархическими. Этот процесс занял долгие три с лишним века. Основной причиной столь впечатляющей длительности процесса политической трансформации стал социально-психологический фактор, а именно - политическая культура и менталитет граждан Рима, которые не позволяли единомоментно ввести монархические институты. Особенно интересным для исследователей является исследование данного социально-психологического фактора в первый век существования принципата, т.к. тогда характер изменений психологических установок носил хаотический, почти истеричный оттенок, вызванный затяжным периодом гражданских войн и экономический разрухи. Без изучения изменений, происходивших в этот момент в политической культуре и менталитете граждан Рима, трудно понять суть самой системы принципата.
В данном
исследовании автор не ставит
перед собой задачи описать
все аспекты данных изменений
– это могло бы стать основой
для более обширного
Глава II
Менталитет граждан Рима: социокультурные особенности и процесс трансформации в эпоху раннего принципата.
В первой главе данного исследования нами были очерчены основные теоретико-методологические характеристики понятия «менталитет» и намечен алгоритм его изучения применительно к цивилизациям древности. Суть данного алгоритма сводится к выделению набора психологических концептов, составляющих основу менталитета общества.
Выведенный алгоритм уместен и для изучения менталитета общества Древнего Рима эпохи раннего принципата. Однако здесь необходимо также учитывать ряд исторических особенностей формирования самой социальной группы граждан Рима, поэтому изучение менталитета этого сообщества будет проводиться по следующим позициям:
Изучив все
вышеуказанные позиции можно
сделать вывод о
§1. Генезис менталитета римских граждан.
В научной традиции
начало активной трансформации
римской общины принято
Социум в III веке
до н.э. имел характерное для полисов общинное
устройство, однако древнеримская община
(civitas) имела ряд отличительных характеристик,
подробно описанных Чекановой Н.В., Кнабе
Г.С. и Фюстьелем де Куланжем. Отношения
в civitas в это время строились по «уравнительно-
Однако
прежде чем обратиться этой
черте римского менталитета,
По вопросу о происхождении
плебеев существуют различные
теории. Нибур утверждает, что римский
плебс образовался из жителей
ближайших к Риму селений,
Несколько особняком
стоит теория Эдуарда Мейера,
по мнению которого разделение
римского населения на
Наибольшего доверия, на наш взгляд, заслуживает версия Машкина Н.А. Он отмечает, что завоевание, а также добровольное и принудительное переселение в Рим соседей и пришлых элементов, несомненно, сыграли большую роль в образовании плебса, однако нет никаких оснований говорить о крепостной зависимости клиентов. Вместе с тем римский хозяйственный строй на тот момент был еще не настолько развит, что бы образование плебса могло быть результатом экономического расслоения. Нет также и никаких данных, говорящих о том, что патриции и плебеи принадлежали к разным этническим группам. У них был общий язык, что же касается различных верований, то оно объясняется, с точки зрения Машкина Н.А., разным культурным влиянием. При этом влияние этрусков среди патрициев было, несомненно, гораздо сильнее, чем среди плебеев, которые многое заимствовали от греков.89
Так или иначе, но вплоть до 60-х гг III века до н.э. cives, т.е. гражданами, в Риме являлись только патриции, плебеи гражданскими правами не обладали. Патриции были носителями так называемой полной правоспособности, т.е. являлись cives optimo jure – полноправными гражданами. Полноправность характеризовалась следующими чертами:
т.е. право брака или право вступать в так называемый квиритский брак, сопровождавшийся определенными юридическими последствиями (отеческая власть, право детей на наследство отца и т.д.);
т.е. полная имущественная правоспособность с правом обращаться в римский суд для защиты своих материальных интересов;
т.е. право подачи голоса или право участия в народном собрании;
т.е. право выдвигать свою кандидатуру на магистратуры.
В середине III века до н.э. восстание плебеев преломило ситуацию и уже к началу III века, т.е. буквально за 40 лет, плебеи и патриции сравнялись в своих правах. Таким образом, теперь социальную группу cives optimo jure патриции и плебеи составляли вместе, что противопоставляло их cives non optimo jure – неполноправным гражданам. К ним относились вольноотпущенники и латины, которые обладали не полным набором прав. Полностью выпадали из гражданской жизни рабы – следовательно, их особый менталитет и политическая культура остаются за рамками данного исследования.
Таким
образом, основные черты
Информация о работе Менталитет и политическая культура римских граждан