Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 00:37, дипломная работа
Актуальность темы исследования Мусульманское духовенство в Дагестане на протяжении веков было единственной пропагандистской и идеологической силой общества. Оно формировало общественную психологию и мировоззрение людей, т. к. в обществе не было другой идеологии, противостоящей исламу.
В полном подчинении мусульманского духовенства находились система народного образования и воспитания, культура. Поэтому власти старались держать духовенство под контролем, противников советского строительства называли «реакционными» и причисляли к «контрреволюционерам», союзников большевиков называли «временными попутчиками» и причисляли к «прогрессивному» духовенству.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА С ВЛАСТЬЮ В ПЕРИОД КАВКАЗКОЙ ВОЙНЫ 7
ГЛАВА 2. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА С ВЛАСТЬЮ ПОСЛЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
В большинстве сельских
районов Дагестана, особенно в отдаленных
горных местностях, даже в 1930 г. не приступали
к регистрации религиозных
Юридическим основанием для закрытия считались постановления общих сходов (джамаатов), заверенные подписями членов религиозной общины, т. е. верующих. Такие постановления ЦИК ДАССР санкционировал незамедлительно. Если постановления выносились «просто сельскими земельными обществами» вследствие «нужды в помещениях под культурно-просветительские учреждения» или под административным нажимом, то их должны были подвергать тщательному изучению. В случае несогласия с решением ЦИК ДАССР верующие имели право обжаловать его в четырнадцатидневный срок в Президиуме ВЦИК.
Инициативу закрытия мечетей нередко брали на себя первые лица районов, советские чиновники и даже районные судьи, обязанные по своей должности следить за соблюдением советского законодательства о культах.
В публичных советских кампаниях и мероприятиях широко использовали заранее подготовленных активистов, которые должны были поддерживать инициативу «снизу». Пытаясь выдать свои директивные действия в ответ на требования из центра за свободное волеизъявление масс, сельские и районные власти рапортовали наверх о случаях добровольного отказа верующих от исполнения религиозных обрядов и посещения мечетей. Бывали случаи, когда советские работники подделывали подписи верующих под решениями о согласии закрыть мечети.
Директивное закрытие мечетей вызывало глухое недовольство, а порой и открытое сопротивление верующих. Комиссии по религиозным культам при ВЦИК и ЦИК СССР получали сотни жалоб верующих разных вероисповеданий, сообщавших о случаях нарушения их «конституционных прав», в частности и из Дагестанской АССР33.
Некоторое послабление по отношению к религии произошло, в частности, после появления тезисов ЦК ВКП (б) «О недопустимости искажения партийной линии в области борьбы с религией» в июне 1929 г. и знаменитого постановления ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении» от 14 марта 1930 г. В постановлении ЦК осуждалась практика закрытия церквей без согласия трудящихся и подчёркивалось, что это затрудняет решение народно-хозяйственных вопросов, мешает освобождению трудящихся масс от влияния религии и усиливает позиции религиозных организаций. В ответ на постановление ЦК ВКП (б) Наркомат юстиции ДАССР издал 9 апреля 1930 г. циркуляр, регулирующий порядок привлечения должностных лиц к ответственности «за искажение директив правительства в вопросах закрытия мечетей».
Основная масса молитвенных зданий всех исповеданий в Дагестанской АССР была закрыта при перерегистрации в конце 1930-х годов, когда Конституция 1936 г. закрепило декларированное советской властью завершение строительства социалистического общества в СССР. По выявленным нами в архивах данным в 1941 г. было закрыто ещё 8 мечетей. Не все закрытые культовые здания использовались в культурно-просветительских и хозяйственных целях. Большинство из них годами находилось под замком, постепенно ветшая и разрушаясь. Согласно отчёту ЦИК ДАССР Комиссии ЦИК СССР на 1 января 1936 г., из 168 закрытых молитвенных зданий лишь 39 мечетей были переоборудованы под культурно-просветительские учреждения, 45 из них были превращены в складские помещения, а 84 закрытые мечети никак не использовались.
Веками мусульманское
духовенство в Дагестане контро
В Дагестане в неприкосновенности были все институты ислама мечети, мектебы и медресе, вакфы и закяты, шариатские суды, одним словом, мусульмане пользовались религиозно-культурной автономией. Количество мусульманских учреждений и институтов стало расти в обозначенный период. В Дагестане в отличии от других регионов России всегда строились мечети, открывались новые мектебы и медресе, создавались шариатские суды, росло число суфийских шейхов, а общины их мюридов пополнялись новыми членами за счёт женщин и молодёжи. В разных районах Дагестана общества-джамааты продолжали выдвигать духовных лиц в представительные органы , Власти пытались использовать духовенство не только для проведения внутриполитических мероприятий, но и при планировании внешнеполитических акций.
После установления советской власти в Дагестане, духовенство рассматривалось властями противником советского строительства (особенно созданию колхозов и открытию советских школ), своим идеологическим конкурентом, поэтому для её вытеснения из общественно-политической жизни применялись все средства и методы давления (идеологические и административные), в том числе и политические репрессии. Издаваемые партийными и советскими органами власти постановления, ущемлявшие права и свободы духовенства и верующих, плохо выполнялись на местах. Некоторые общества-дажмааты защищали своих духовных наставников от произвола властей.
Религиозная политика до
середины 30-х гг. осуществлялась разными
наркоматами и
Жёсткая конфессиональная
политика советского государства, направленная
на секуляризацию религии у
1 Ханбабаев К.М. Суфизм в Дагестане Ростов н/Д, 2001 С. 72
2 Абдулатипов Р.-Г. Кавказская цивилизация: самобытность и ценность // Научная мысль Кавказа. 1995, - №1. С.35-42
3 Мугадиев 3. Д. Северокавкаэский мюридизм: истоки и современность. Махачкала, 1989. С. 64
4 Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. М.-Л., 1939. С. 115
5 Абдуллаев А.Н.. Мыслитель Дагестана XIX- начала XX вв. Махачкала 2003 С. 97
6 Коркмасов М. Знамена горских воинов // Родина. 1994. N3-4. С. 77
7 Магомедов P.M. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. Махачкала, 1939. С. 60
8 Даниялов А.Д. О движении горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Махачкала, 1966. С. 25-26
9 Акаев В. X. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе Традиционализм и модернизация. Грозный, 2003 С. 64
10 Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. С. 58
11 Салаходинова Г. В. Политика российского правительства в отношении мусульманского духовенства на Северном Кавказе (вторая половина XIX начало XX века)// Ежеквартальный рецензируемый и реферируемый научный журнал «Вестник АТУ» - 2006 - №4 (23) - с. 47-50
12 Арапов Д.Ю.. Ислам в Российской империи. Москва М., 2001 С. 104
13 Бербеков X. М. Переход к социализму народов Дагестана –Махачкала , 1964 С. 164
14 Матвеев В. А. Российское мусульманство на Северном Кавказе: исторические аспекты проблемы / под ред. В. Б. Виноградова // Практические опыты исторического регионоведения. Вып 44. -Армавир Ростов -на-Дону, 2004 С. 88
15 Акаев В. X. Ислам и горские адаты на Северном Кавказе. // Традиции и модернизация на Северном Кавказе. Ростов на Дону, 2003 С. 11
16 Абдулатипов Р.-Г. Кавказская цивилизация: самобытность и ценность // Научная мысль Кавказа. 1995, - №1. С.35-42
17 Кудрявцев А.В. Ислам на Северном Кавказе // Постсоветское мусульманское пространство: Религия, политика, идеология. М., 1994 С. 60
18 Исмаилов А. Ш., Ханбабаев К. М., Рагимов ЧА. А. Религии в Дагестане: история и современно состояние. — Махачкала, 2007 С. 109
19 Багиров М.Д. К вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля. М., 1950. С.8
20 Алиев У. Очерки революционного движения в Дагестане . Ростов-на-Дону, 1927 С. 211
21 Ибрагимов Г. Антирелигиозная пропаганда среди молодежи восточных национальностей. // Антирелигиозник. 1929, - №5, С. 80-86
22 Лившиц Г. М. Очерки по истории атеизма в СССР в 1920-1930-е гг. -Минск, 1985
23 Авксентьев Я. Т, Ислам на Северном Кавказе. Махачкала, 1984 С. 83
24 Бобровников О. В. Шариатские суды // Ислам на территории бывшей Российской империи. Вып.1. — М., 1998 С. 164
25 Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995 С. 84
26 Дорджиева Д. А. Репрессии против духовенства в Дагестане (19171940-е гг.): Ставрополь, 2007 С. 114
27 Кратов Е. В. Ислам в Северо-Кавказском крае (1924-1934 гг.)// Гуманитарная мысль Юга России. 2005. - №1. - с. 109-117
28 Мамсиров X. Б. Советская власть и мусульманская система образования в 20-е гг. XX века // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки 2004. - №2. С.32-39
29 Аликберов А. Суфизм и его разновидности в Дагестане. Махачкала, 1994 С. 103
30 Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам: история
и современность.
Махачкала. 2002 С. 79
31 Вагабов М. В., Вагабов Н. М. Ислам и вопросы атеистического воспитания. М., 1988 С. 68
32 Одинцов М. И. Государство и церковь (История взаимоотношений 1917-1938 гг.). — М., 1991 С. 164
33 Султан-Галиев М. Методы антирелигиозной пропаганды среди мусульман.-М., 1923 С. 50
Информация о работе Мусульманское духовенство Дагестана и власть история взаимоотношений