Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:10, реферат
В сегодняшнем заинтересованном взгляде на события второй половины XIX века есть свои положительные и отрицательные стороны. Он обязательно нужен и получен, поскольку, как давно известно,” мудрость науки и ее руководителей заключается прежде всего в умении извлекать уроки из исторического прошлого.” С этой точки зрения, анализ реформ, проводимых Александром II и его правительством, имеет немалую практическую ценность. С другой стороны совершенно необходимо, чтобы оценка минувшего была максимально объективна и трезва, что не всегда получается.
Введение.
Земская и городская реформы.
Судебная реформа.
Военная реформа.
Финансовая реформа.
Реформы в области просвещения, печати и церкви.
Заключение.
Список использованной литературы.
Коледж ускоренного
обучения города Санкт-Петербурга
Специальность: "Государственное
и муниципальное управление"
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
История государственного управления в России на тему:
"Направление
реформ Александра II"
Санкт-Петербург
2003
План.
Введение.
Земская и городская реформы.
Судебная реформа.
Военная реформа.
Финансовая реформа.
Реформы в области просвещения, печати и церкви.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
В последние годы реформы 1860-1870-х годов вновь привлекают внимание широких слоев российского общества. Интерес, проявляемый к ним, носит сегодня практический характер. В наши дни, когда Россия в очередной раз вступила на путь коренных преобразований, люди с особым пристрастием вглядываются не просто в прошлое своей страны, но именно в те его периоды, когда государство оказывалось на переломе и приходилось выбирать пути дальнейшего развития страны.
В
сегодняшнем заинтересованном взгляде
на события второй половины XIX века есть свои положительные
и отрицательные стороны. Он обязательно
нужен и получен, поскольку, как давно
известно,” мудрость науки и ее руководителей
заключается прежде всего в умении извлекать
уроки из исторического прошлого.”
С этой точки зрения, анализ реформ, проводимых
Александром II и его правительством, имеет
немалую практическую ценность. С другой
стороны совершенно необходимо, чтобы
оценка минувшего была максимально объективна
и трезва, что не всегда получается.
Земская
и городская реформы.
Отмена крепостного права неминуемо влекла за собой реформы в области центрального и местного управления. Реформа 1861 г. изменила экономическую реформу страны, поэтому должны были меняться политические и правовые учреждения.
Вторая причина, подталкивавшая к реформе - это подъем в стране классового и революционного движения. Александр II и правительство оказался перед альтернативой: или реформа, или революция. Публицист, общественный деятель, редактор славянофильского журнала «Русская беседа» А.И. Кошелев, так сформулировал весьма распространенные в либеральных кругах взгляды на политические преобразования: « Бюрократию и устройство, ею порожденное и покровительствующее , изменить постепенно и по частям - невозможно. Надобно пресечь корень зла; а это может совершиться или через кровавые революции, или посредством благовременного искреннего и полного единения царя с народом».
Наконец подтолкнула к реформе сила общественного мнения, давление со стороны дворянских кругов.
Необходимость реформы управления местным хозяйством еще в начале XIX века. Отличительной чертой управления местным хозяйством считается Новицкая Т. - являлась несогласованность , разнобой в работе местных органов управления». Дореформенные учреждения дублировали работу друг друга и обладали смежной компетенцией. Помимо местных вопросов, сосредоточенных в государственных учреждениях, отдельные вопросы местного хозяйства решались органами сословного самоуправления.
Земская реформа изменила местное управление. Пока крестьяне находились в крепостной зависимости, помещик обладал в своем имении полнотой административной власти над ними. В уезде и в губернии действовали одновременно органы общественного управления, учрежденные Жалованной грамотой дворянству от 21 апреля 1785 г., и органы администрации, созданные в соответствии с Учреждениями для управления губерний от 7 ноября 1775 г.. В системе этих органов не было места крестьянам. Однако после освобождения их от крепостной зависимости и предоставления им статуса свободных сельских обывателей возникла необходимость к привлечении их к местному управлению. Поэтому параллельно с крестьянской реформой готовилась в 1859 - 1861 г.г. и земская реформа. 23 октября 1859 г. Комиссии под представительством товарища министра внутренних дел Н.А. Милютина была поручена разработка местного управления. Н.А. Милютин так сформулировал принципы этой реформы: дать местному самоуправлению возможно больше доверия, возможно больше самостоятельности, возможно больше единства. Но довести до конца реформу Н.А. Милютину не удалось: в апреле 1862 г. последовала его отставка, и работу над проектом возглавил П.А. Волуев, взгляды которого были весьма консервативны. Например, он пытался дать при выборах преимущество дворянам - землевладельцам по отношению к землевладельцам - не дворянам.
В процессе подготовки реформы разработчики использовали опыт двух типов местных самоуправлений: англо-американского и континентального. В первом - самоуправление поднималось до роли основного начала государственного управления. Во втором - речь шла об органе местной администрации, формулируемом путем выборов. В англо-американской системе безвозмездность в деятельности выборных должностных лиц сочеталась с широкой самостоятельностью местных учреждений. Надзор центрального правительства осуществлялся для установления единства в практике мест и состоял преимущественно в ознакомлении центра с этой практикой. На континенте, например во Франции, местное самоуправление включалось в систему бюрократической иерархии, пользуясь лишь определенной автономией. Представляющий центральную бюрократию на местах префект являлся одновременно и сотрудником Генерального совета своего департамента, и лицом, осуществляющим надзор за его деятельностью. Он же приводил в исполнение решение совета.
Выборы в губернские земские собрания происходили на уездных земских собраниях из расчета - один губернский гласный на шесть уездных. Председатель земского собрания не избирался, им по должности был предводитель дворянства: в уезде - уездный, в губернии - губернский. Исполнительными органами земства стали земские управы - уездные и губернские. Они избирались на земских собраниях. Председателя уездной управы утверждал губернатор, а губернской - министр внутренних дел. На уездных земских собраниях избирались члены уездной земской управы и депутаты в губернское земское собрание, которые, в свою очередь, избирали членов губернской земской управы. Депутаты земских собраний назывались «гласными», т.е. имевшими право голоса, и считались «первым элементом» земства. Они собирались раз в год на заседания для утверждения годовых отчетов земской управы и земского бюджета. Депутаты не получали никакого вознаграждения за эту деятельность, в отличие от земских управ, которые считались земскими служащими и назывались «вторым элементом» земства.
Реформа распространилась только на 33 губернии - там где проходила отмена крепостного права. Распространение земств осуществлялась постепенно: к 1866 г. они были открыты в 19 губерниях, 1867 - еще в 9, к 1874 - в 33 и в Бессарабской области. Земства не были созданы в Архангельской и Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии, а также в национальных районах с малым числом русских помещиков: в Польше, Литве, Белоруссии, Западной Украине, на Кавказе.
Преобладание дворянства в земских учреждениях делало их безопасными для правительства. Ни были лишены каких бы то ни было политических функций и занимались исключительно хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства имели права нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих, которые назывались «третьими элементами» земства. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В введении земств находились самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения, взаимное страхование и т.д. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министерства внутренних дел.
«Земская реформа, - пишет Исаев И.А., - не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865г. Санкт - Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях».
Отсутствие материальных средств и собственного исполнительного аппарата усиливало зависимость земств от правительственных органов.
А. Левандовский выделяет в земской реформе незавершенность и непоследовательность. «Земское строение оказалось лишенным, как фундамента - низших, волостных земств, так и крыши - общероссийского представительного органа, который венчал бы собою земскую систему. А это, с одной стороны, неизбежно отрывало подобную систему от «земли», от повседневных, самых насущных нужд местного населения а с другой лишало ее возможности действовать как единое целое, представлять интересы всего «земского», нечиновного населения России».
И все же делает оговорку А. Левандовский, большинство общественных деятелей, и в центре и на местах, весьма оптимистично смотрели на будущее земства. Реформа впервые в истории России представляла возможность для реальной самостоятельной деятельности населения, деятельности в собственных интересах. В этой работе можно было надеяться не только поднять уровень жизни населения, но и преодолеть отчужденность, недоверие, непонимание, которые веками накапливались во взаимоотношениях противостоящих друг другу сословий.
Невзирая на все многочисленные недостатки в своей организации, земство показало себя жизнеспособным, развернув на местах активную и весьма плодотворную деятельность. Под руководством либерально настроенных земств многие земства упорно и не без успеха пытались разобраться в причинах местных хозяйственных и прочих неурядиц и устранить их своими силами; если же это было невозможно, то они засыпали ходатайствами губернскую администрацию и высшие инстанции, требуя обратить внимание, помочь, выделить средства.
В результате - впервые в истории России крестьянство получило квалифицированную медицинскую помощь; в селах появились отлично подготовленные учителя; трудами земских статистов была создана объективная и ясная картина хозяйственной жизни страны.
Однако буквально с первых лет существования земств власти старались мешать их работе. Активно антиземской деятельностью занимались губернские власти, которые с каждым годом получали все более серьезную возможность влиять на органы самоуправления.
С чем это было связано? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к работе Аркадия Минакова. «Земщина.// Москва - 1996. - № 8. - с. 127 - 137». Дело в том, что во второй половине XIX века земская идея была использована принципиальной оппозицией в качестве одного из основных лозунгов против всяко центральной имперской власти.
А. Минаков пишет, что « после 1864 года тут же возникшая земская либеральная оппозиция поставила своей основной целью введение в России парламентаризма западноевропейского образца, разумеется, под маркой созыва Земского Собрания. в тех конкретно - исторических условиях это требование, исходящее от горстки людей, не обладавших, как правило , ни каким опытом государственного управления, само по себе было откровенно утопичным и деструктивным».
А. Минаков также отмечает,
что наряду с учителями и врачами, не ставящими
себе никаких политических целей, в деревню
через земство постоянно проникали представители
революционных организаций, для которых
земская деятельность служила лишь ширмой
для нелегальной работы. В случае же
их провалов они « покрывались» либеральными
земскими политиками.
Второй реформой местного управления была городская реформа, которая по своим задачам и содержанию тесно связана с земской реформой. «На первый взгляд, - пишет Т. Новецкая, - реформа городского управления не была столь насущна, поскольку только в 40-х годах XIX в. было принято Городское положение, в соответствии с которым в городское общество вошли все сословия, проживавшие в городе, включая дворянство, которое не участвовало в городском самоуправлении в соответствии с Жалованной грамотой городам 1785г. Екатериной II».