Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:10, реферат
В сегодняшнем заинтересованном взгляде на события второй половины XIX века есть свои положительные и отрицательные стороны. Он обязательно нужен и получен, поскольку, как давно известно,” мудрость науки и ее руководителей заключается прежде всего в умении извлекать уроки из исторического прошлого.” С этой точки зрения, анализ реформ, проводимых Александром II и его правительством, имеет немалую практическую ценность. С другой стороны совершенно необходимо, чтобы оценка минувшего была максимально объективна и трезва, что не всегда получается.
Введение.
Земская и городская реформы.
Судебная реформа.
Военная реформа.
Финансовая реформа.
Реформы в области просвещения, печати и церкви.
Заключение.
Список использованной литературы.
Артиллерийский и инженерный департамент занимались лишь хозяйственными вопросами. Общее же руководство артиллерийским и инженерными войсками находилось в руках генерал-фельдцейхмейстера и генерал-инспектора инженерных войск. На эти должности назначались великие князья, не подчинявшиеся военному министру. Подготовкой военных кадров занимался главный начальник военно-учебных заведений, также имевший независимое положение от военного министра.
Реорганизация центрального военного управления закончилась в 1869 году. В том же году было издано “Положение о Военном министре”, определившие его новую структуру. Отдельные департаменты министерства преобразовались в семь главных управлений - интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-учебных заведений, военно-медицинское, военно-судное и иррегулярных войск. Каждое управление ведало той или иной отраслью.
В 1865г. вышло “Положение для Генерального штаба”, дававшее право причисленным к нему офицерам занимать должности, не только относящиеся по штабу к Генеральному штабу. По Положению устанавливалось правило: прежде чем получить назначение командиром полка, необходимо не менее года командовать отдельными частями. “Это, с одной стороны, приближало к войскам”, - пишет Осипова: “с другой - давало более широкую возможность продвижения по службе”.Также предъявлялись повышенные требования к подготовке офицеров Генерального штаба.
Д.А. Милютин(один из авторов реформы) добился уравнения в чинах между гвардейскими и армейскими офицерами, причисленными к Генеральному штабу. После некоторых раздумий Александр II утвердил представление военного министра о том, чтобы все офицеры Генерального штаба, при каких бы войсках они ни состояли, имели одну общую линию производства, одинаковую градацию чинов и носили одинаковый мундир. Такие меры подняли значение офицера Генерального штаба, увеличилось количество желающих служить в нем, а армия в свою очередь получила высокообразованных офицеров в области военного дела.
Одновременно с преобразованием в центральном военном управлении проходила и реорганизация местного военного управления. Вся территория России была разделена на 15 военных округов. Во главе округа стоял командующий войсками, он же генерал-губернатор. Каждый военный округ являлся одновременно органом строевого управления и органом военно-административного устройства, сосредоточивая в своих руках все функции военного управления. На командующих войсками возлагалось и наведение порядка в случае революционных выступлений.
В результате реформ 60-х годов как центральное, так и местное управление получило четкую и стройную организацию. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка.
В 1868г. было разработано новое “Положение о полевом управлении войск в военное время”, которое уточняло функции главнокомандующего и освобождавшее его от руководства второстепенными административными вопросами. Однако в нем оказался недостаточно разработан вопрос об устройстве тыла армии, что отрицательно сказалось во время русско-турецкой войны 1877-1878гг.
В это же время проводилась работа в области устройства армии. Большие изменения претерпел принцип ее развертывания. Например, количество дивизий было увеличено с 31 до 47, но в мирное время штат сокращался на 35% от штатов военного времени. В случае войны армия могла увеличиваться, не прибегая к новым формированиям.
Остро стает вопрос и об изменении в системе подготовки офицерских кадров. В дореформенный период одну треть офицеров русской армии составляли выпускники кадетских корпусов - закрытых средних военных учебных заведений, куда принимались главным образом дети дворян. Слабую подготовку имели унтер-офицеры, получавшие офицерский чин после 10-12 летней службы при условии сдачи нетрудного экзамена.
В результате проведенной реформы военно-учебных заведений кадетские корпуса (кроме Пажеского и Финляндского, сохранивших дореформенное устройство) ликвидировались. Из специальных классов кадетских корпусов, в которые принимались лица, имевшие среднее образование, были созданы военные училища с двухгодичным или трехгодичным сроком обучения. На основе общеобразовательных классов окрылись военные гимназии с семилетним сроком обучения. Они представляли собой передовые по своей организации и программе учебные заведения. Их выпускники поступали в военные училища.
В результате принятых мер качество преподавания и воспитания в военно-учебных заведениях значительно повысилось. Однако это не относится к военным гимназиям.
Большое внимание уделялось и улучшению высшего военного образования. Кроме существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академий в 1867 году открылась Александровская военно-юридическая академия. В академиях пересматривались учебные планы и программы. В 1872 году при Медико-хирургической академии открылись первые в России женские врачебные курсы, где слушательницы получали высшее медицинское образование.
В результате реформы военно-учебных заведений, по мнению Осиповой, удалось ликвидировать недокомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако, Осипова делает оговорку, что по-прежнему образование получали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения практически был закрыт. Надо заметить, что все же доля недворян в военно-учебных заведениях постоянно росла.
Остро встал вопрос о перевооружение армии. Необходимость этого показала Крымская война. Пехотные и кавалерийские войска в дореформенный период были вооружены гладкоствольными, заряжавшимися с дула кремниевыми и ударными ружьями, имевшими дальность стрельбы триста шагов, скорострельность - 1 выстрел в минуту. Лишь незначительная часть пехоты имела на вооружении наружные штуцерные ружья с дальностью стрельбы - 600 шагов.
В 1858 году в русской армии начала вводится 6 линейная, заряжавшиеся с дула нарезная винтовка. С 1861г. изготавливаются ружья со стальными стволами и железные шомпола заменяются стальными. В 1866г. на вооружение армии поступило 6 линейное капсульная винтовка Терри-Нормана5 перепаянная из 6 линейной ударной винтовки. На следующий год в армии появляется игольчатая винтовка Карле, а 1869 году - винтовка Крика.6 Последние две винтовки имели скорострельность 7-8 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 1200 шагов. В виду непрерывного усовершенствования оружейной техники трудно было остановиться на каком-либо образце оружия, так как отсутствовала гарантия, что принятое новое оружие не устареет завтра.
В конце 60-х годов в армию поступило малокалиберное казнозарядная винтовка системы Бердана №1 с откидным затвором и металлическим патроном к ней, разработанная русскими офицерами А.П. Горловым и К.И. Гуниусом совместно с американским конструктором Х. Берданом. В дальнейшем витовка была усовершенствована Горловым и Гуниусом и получила известность как винтовка Бердана №2. В Америке ее называли “русской винтовкой”. Бердана №2 имела скользящий затвор, дальность стрельбы 1500 шагов и скорострельность 8-9 выстрелов в минуту. По многим качествам она превосходила ружья принятые на вооружения в западноевропейских армиях.
Русские военные инженеры достигли больших успехов в создании артиллерийского вооружения. В армию поступали нарезные орудия. Разработанные П.М. Обуховым стальная нарезная пушка получила первую премию на Всемирной промышленной выставке в 1862г. Однако ее внедрение в войска шло медленно и поэтому на вооружении имелось несколько типов орудий(12 фунтовые гладкоствольные пушки, 4 фунтовые нарезные медные, 4 фунтовые стальные, зарежавшиеся с казенной части).
Перевооружение армии было невозможно без развития отечественной промышленности. В 60-70-х годах реконструируются Тульский, Ижевский и Сестроретский заводы, были построены крупные сталелитейные заводы - Обухоский и Мотовилихинский. Сталь отлитая на этих заводах, обладала высокими качествами.
Введение нового более совершенного оружия вносило коррективы в боевую подготовку. Была поставлена задача учить войска лишь тому, что необходимо на войне. Был издан ряд уставов и наставлений. Воинский устав о строевой и пехотной службе 1862 года большое внимание уделял одиночному обучению. В 1863 году стал действовать Дисциплинарный устав и специальный приказ по обучению рекрутов, в котором приказывалось обучать рекрутов упражнению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного строя при непременном условии сознательного усвоения. Важное значение придавалось обучению стрельбе в цель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, саперному делу. Важное место занимала физическая подготовка солдат. В войсках преподавали гимнастику и фехтование, строились гимнастические городки, сооружались различные укрепления, которые солдаты учились штурмовать.
Много внимания уделялось распространению грамотности среди солдат. Выходили специальные солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. В военных академиях, а также в больших центрах расположения войск в определенные дни читались лекции по различными вопросами военных знаний. Их могли посещать все желающие.
В дореформенное время армия комплектовалась путем рекрутских наборов. Срок службы составлял 20 лет. До 70-х годов деятельность военного министра сводилась к незначительным изменениям рекрутской системы. Однако такие меры могли лишь улучшить принцип комплектования армии нижними чинами, но не меняли его коренным образом.
Международная обстановка конца 60-х годов - усиленная милитаризация Пруссии, увеличение численности всех европейских армий, а затем и развившаяся франко-прусская война 1870-1871гг. - вновь поставила вопрос о введении всесословной воинской повинности.
Комиссия по воинской повинности состояла из представителей всех министерств и ведомтсв, сословий и отдельных групп населения, и подразделялась на четыре подкомиссии. Каждая подкомиссия занималась определенными вопросами, например, сроками службы, льготами по отбыванию воинской повинности, порядок призыва и т. д.
Другая, организационная комиссия, состояла в основном из военных и включала в себя девять подкомиссий. Ее задача разработать материалы и сделать предварительные расчеты, необходимые для организации резервов. На заседаниях этой комиссии обсуждался и такой вопрос, как возможность применения в России территориальной системы.
Устанавливались льготы по семейному положению: не призывались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. По уставу запрещалось замена и найм.
Форсова отмечает, что новый русский военный устав значительно расширял права военнослужащих.
Лица, состоящие на действительной службе, сохраняли все личные и имущественные права, освобождались от всех видов подушных податей и при выходе в запас могли располагать собою без каких - либо ограничений. В этом отношении, равно как и в предоставлении чинам запаса, призванным в войска с государственной службы, права вновь занимать по увольнении из армии свои прежние должности, российское законодательство превосходило свои заграничные аналоги . новый закон проявлял заботу о человеческом достоинстве не только офицеров, но и солдат, стимулировал их к повышению профессионального и общеобразовательного уровня. Армия при Александре II стала для большинства неграмотных солдат школой, где они получали начальное образование. Таким образом, делает вывод Форсова, в результате реформы русские военные, по сути, были уравнены в правах и обязанностях с военными крупных европейских держав того времени. А в некоторых отношениях установления, принятые при Александре II, были прогрессивнее, чем у западных соседей.
“Однако новый устав, - отмечает Осипова, - распространивший службу в армии на все сословия, все же до конца не обеспечивает всеобщей воинской повинности. От призыва освобождались лица духовного звания, деятели науки и искусства.”
Введение всесословной воинской повинности позволило увеличить численность армии, создать обученный резерв, необходимый для развертывания армии в военной время, а также способствовало превращению вооруженных сил России в массовую армию буржуазного типа.
Финансовая реформа
Жестокий урок Крымской войны заставил правительство искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России. Реформаторское крыло правительства видело в развертывании железнодорожного строительства главное условие экономического роста, что соответствовало опыту ведущих для того времени индустриальных держав мира - Англии, Германии, США.
В январе 1857 года императорским указом было утверждено Положение об основных условиях для устройства сети железных дорог и Устав Главного общества железных дорог, объединившего видных русских и иностранных акционеров. Правительство надеялось, что иностранцы сумеют привлечь средства с заграничных рынков, и организовать строительство надлежащим образом. Обществу правительство дало гарантию получения чистого дохода в размере 5% годовых; предполагалось построить около 4 тыс. верст железных дорог.