Направление реформ Александра II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 23:10, реферат

Краткое описание

В сегодняшнем заинтересованном взгляде на события второй половины XIX века есть свои положительные и отрицательные стороны. Он обязательно нужен и получен, поскольку, как давно известно,” мудрость науки и ее руководителей заключается прежде всего в умении извлекать уроки из исторического прошлого.” С этой точки зрения, анализ реформ, проводимых Александром II и его правительством, имеет немалую практическую ценность. С другой стороны совершенно необходимо, чтобы оценка минувшего была максимально объективна и трезва, что не всегда получается.

Содержание

Введение.


Земская и городская реформы.

Судебная реформа.

Военная реформа.

Финансовая реформа.

Реформы в области просвещения, печати и церкви.

Заключение.

Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Направление реформ Александра II.rtf

— 319.48 Кб (Скачать файл)

    В России начали утверждаться акционерные общества, преимущественно связанные с железнодорожным строительством. Правительство поощряло это движение. За пять лет с 1856 года по 1860г. число утвержденных акционерных обществ выросло до 108, или в 5 раз по сравнению с предшествующим пятилетием. Однако бумаги Главного общества российских железных дорог, оставшегося самым крупным из акционерных обществ, на заграничных рынках размещались плохо.

          Тогда решено было мобилизовать средства рынка внутреннего. В июля 1857 года была понижена процентная ставка по частным вкладам в банковых установлениях до 4%, а с октября того же года - до 3% (т.е. на четверть).

          Этой мерой правительство пыталось в первую очередь ограничить приток вкладов в кредитные установления и стимулировать владельцев денег к вложению их в акционерные общества. Дело в том, что в годы войны, вследствие усиленного выпуска денег в обращение и оживления торгово-промышленной деятельности и роста денежных доходов населения, приток вкладов в казенные кредитные установления резко увеличился. К середине 1857 года общая сумма таких вкладов составила 1276 млн. руб. и увеличилась по сравнению с началом 1855г. в 1,5 раза. Когда у правительства отпала острая необходимость в «позаимствованиях», банки не могли найти таким вкладам применения, прежде всего потому, что сама коммерческая деятельность для них либо с самого начала была второстепенной, либо отошла на второй план. В то же время возможность изъятия значительной части этих средств по первому требованию вкладчиков делало положение государственных кредитных установлений весьма не устойчивым.

          Прямо вложить в железнодорожное строительство деньги, мобилизованные с помощью «позаимствований», правительство не решилось, а стало действовать более «правильным», как представлялось его правильному крылу, путем, надеясь, что средства частных лиц изымаемые из казенных банков, будут вложены в железнодорожное строительство.

          Уменьшая процент по вкладам, правительство также надеялось уменьшить бремя процентных платежей казначейства по «повзаимствованным» средствам в пользу кредитных установлений.

      Доходность вложений в обязательства новообразованных акционерных обществ предполагалась (и заявлялась) значительно выше, чем процент по вкладам в кредитные установления. Из последних начался быстрый отток вкладов. В 1858г. изъятие вкладов из кредитных установлений увеличилось в 1,5 раза по сравнению с 1856г.

      Все эти факторы привели к быстрому оттоку из страны капитала, прежде всего в виде золота и серебра.

      В этих условиях началось банкротство акционерных обществ. Уже в конце 1857 года в стране начался кризис промышленности и торговли, сопровождавшийся многочисленными финансовыми крахами. Например, убытки Главного общества российских железных дорог за первые пять лет существования составили 25 млн. серебряных рублей. Покрыты они были из средств казны.

      Правительство не только получило хозяйственные результаты, совершенно противоположные ожидаемым, но и столкнулось с кризисом государственных кредитных установлений; оно было вынуждено обратиться к внешним заимствованиям. Однако кредит России упал в этот момент так низко, что почти половина выпущенного займа не была реализована.

      Бюджетный дефицит, покрытый внутренними и внешними займами, составил 18,0% всех расходов.

      В 1859 году было принято решение об окончательной ликвидации государственных кредитных установлений, в которых оставалось вкладов почти на миллиард рублей. Для расчета с вкладчиками были выпущены 5% билеты, которые предполагалось погашать в течении 37 лет посредством ежегодных тиражей. Но билеты не пользовались среди вкладчиков особой популярностью, так как не могли непосредственно использоваться в качестве платежного средства.

      30 мая 1860 года был учрежден Государственный Банк, и вклады были переданы ему. Возврат Государственным банком вкладов при недостаточности актив банка должен был обеспечиваться средствами государственного казначейства.

      Реформа кредитных установлений имела многочисленных противников. Монопольное положение этих установлений было несовместно с развитием частной предпринимательской инициативы в кредитной сфере. Однако способ, которым были созданы основания новой системы кредитных учреждений и организации государственного кредита, казался даже принципиальным сторонникам реформ далеко не бесспорным.

      Разменный фонд для проведения операции был обеспечен за счет нового внешнего займа, размещенного с помощью Ротшильда. К началу операции разменный фонд обеспечивал 11,3% номинала обращавшихся кредитных билетов. В мае 1862г. размен был начат по курсу 90,5 коп. В дальнейшем предполагалось, постепенно повышая курс, довести его до паритета. На проекте указа о начале рамена Александр II начертал: Дай бог, чтобы это было началом новой эры. 6

      Однако новая эра не наступила, и по-видимому, наступить не могла. Дополнительный удар по состоянию Российских финансов нанесло польское восстание. В1863г. расходы военного министерства выросли на 36,6%. К тому же на мировых рынках сильно подешевели русские фондовые ценности. В результате усилившегося спроса на размен кредитных рублей к ноябрю 1863г. величина разменного фонда упала до 8,7% от номинал суммы кредитных билетов. В том же месяце размен прекратился. Убытки нужно было покрывать за счет налоговых и прочих поступлений. Бюджетный дефицит достиг 20,7%.

      В результате неудачной попытки введения свободного размена средства казны были истощены. Уже в 1863г. правительство, нуждавшееся в ресурсах, предоставило Государственному Банку право производить временные выпуски кредитных билетов, которое Банк не замедлил использовать. В 1866г. кредитные билеты упали до 66% номинала.

      В дальнейшем Государственный Банк получил право производить выпуски кредитных билетов под обеспечение билетов, выпущенных Государственным казначейством. При этом сумма выпущенных кредитных билетов становилась долгом Министерства финансов Банку. Этот порядок открывал определенные возможности инфляционного финансирования бюджета. Однако, в конце 60-х - начале 70-х годов правительство пользовалось этими возможностями достаточно осторожно, чему способствовало снижение остроты бюджетных проблем в этот период.

      Согласно основным актам реформы, крепостные крестьяне получили гражданские и имущественные права, крестьянские общества получили самоуправление. Бывшие крепостные крестьяне сохранили право пользования сельскохозяйственными угодьями. За пользование этими угодьями крестьяне, получившие статус «временнообязанных», должны были отбывать в пользу землевладельцев барщину и платить оброк. Прекратить «временнообязанное» состояние крестьяне могли, выкупив используемые ими угодья.

      Во всех случаях выкупная сделка заключалась при посредстве государства. Выкупная операция была задумана так, чтобы ее проведение не требовало дополнительных расходов со стороны казны. Операция имела кредитный характер. Учитывая реальную платежеспособность государства, другой характер операция иметь и не могла. Утвержденное 19 февраля 1861г., «Положение о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости» определяло: «правительство ссужает под приобретаемые … земли определенную сумму с рассрочкою крестьянами уплаты оной на продолжительный срок, и  само взыскивает следующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентными кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала».

      Условия же для притока в земледелие капиталов, необходимых для кардинального изменения его организации и технической базы в ходе реформы не были созданы. Размеры крестьянских хозяйств, к тому же зачастую уменьшившиеся в ходе реформы, систематические пределы земли в значительной части крестьянских  обществ затрудняли организацию рационального землепользования и производительные вложения капитала на землях крестьян - собственников.

      К тому же тяжелое финансовое положение вынуждало правительство повышать подушное обложение и увеличивать, таким образом, масштабы изъятия чистого дохода, созданного в земледелии. В 1861г. размер подушной подати в Европейской России был установлен в 1 руб., в Сибири -90 коп. и увеличился соответственно на 5 коп. и 4 коп. В 1863г. к подушной подати был прибавлен дополнительный сбор от 8 коп. до 44 коп. с души в различных местностях. В 1861 году подушная подать была еще раз увеличена в среднем на 50 коп. с души.

      Выкупные платежи оставались наиболее тяжелой статьей крестьянских повинностей. В 70-е года недоимки по подушной подати и выкупной операции в среднем составили 22% к общему окладу этих платежей. В дальнейшем эта доля увеличилась.

      Поставив размер выкупных платежей в соответствие полной сумме крестьянских повинностей помещику, правительство сделало отчасти бесполезным и либерализм основных начал крестьянской реформы, и многочисленные труды Редакционных комиссий. За эксперименты с ускоренным развитием акционерного капитала и введением свободного размена кредитного рубля на металлический  в полной мере расплатилось крестьянство как основное податное сословие.

      В 80-е и последующие годы правительство было вынуждено радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.

      Подготовка реформы была проведена созданной в 1858г. Комиссией для разработки сметных, кассовых и ревизионных правил. Автор реформы В.А. Татаринов поставил цель максимально централизовать все государственные средства.

      Согласно правилам, все государственные доходы и расходы, за исключением специально определенных, подлежали включению в государственную роспись. Министерства не могли иметь доходные источники в собственном заведении, не могли по собственному усмотрению изменять сметное назначение кредитов, накапливать неиспользованные остатки ассигнованных сумм.

      В организации государственных финансов на место архаического принципа специализации доходов (когда каждая расходная статья обеспечивалась собственным доходным источником) был последовательно проведен принцип специализации кредитов (строгое целевое использование ассигнованных в соответствии с утвержденными сметами средств, полученных за счет поступления государственных доходов, без различия источников этих доходов.)

     Российскую империю ждал новый кризис. Россия оказалось втянутой в войну с Турцией, которая не принесла существенных хозяйственных и политических дивидендов.

     Только прямые расходы казны на ведение военных действий составили 1,75млрд. рублей. Правительство вынужденно было вернутся к практике ”позаимствований” средств в госбанке. Резко увеличилась денежная масса. Уже в 1878г. сумма  кредитных билетов в обращении увеличилась в 1.5 раза по сравнению с 1876г. Курс рубля вновь упал. Некоторое оживление хозяйства, связанное с увеличением объема военных заказов правительства, оказалось недолговременным. По оценкам, государственные доли выросли за время войны более чем на миллиард рублей.

     В конечном итоге сумма государственных долгов Российской империи, без учета находящихся в обращении кредитных билетов, за время правления императора Александра II увеличилась в 5,6 раза. Ежегодные платежи по государственным долгам превысили в 1879 - 1880г. 1/5 часть расходного бюджета, а величина этих долгов в 7-8 раз превосходила сумму ежегодных обыкновенных доходов казны.

     В долг жило не только государство, но и экономика страны. “Как ни значительны успехи, сделанные производительностью России в течении истекшего 25 - летия, но не подлежит сомнению, что положение земледельческого населения во многих местностях России очень тяжелое, что многие крупные и наиболее важные промышленные предприятия существуют только благодаря правительственной помощи, что железнодорожное общества, за весьма редкими исключениями, ведут свое хозяйство, на счет государственных средств и входят постепенно в неоплатные перед правительством долги” - докладывал в 1880г. императору Государственным финансам не удалось воспользоваться плодами пореформенной финансовой стабилизации. Однако для развития экономики страны и укрепления ее финансового положения необходимы были новые реформы.  

      Реформы в области просвещения.    

     Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60 - х. годов в области народного образования и печати, которые приобрели неотвратимый характер. Капитализм диктовал свои требования всесословности и все обширности образования. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат.

Информация о работе Направление реформ Александра II