Освободительные войны в странах Латинской Америки в контексте американской дипломатии в первой половине XIX в.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:47, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать историческую обусловленность становления внешнеполитического курса США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– Определить основные этапы освободительных войн в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
– Дать характеристику становления самостоятельного внешнеполитического курса стран Латинской Америки после обретения независимости.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Революционное движение в Латинской Америке в пер. половине XIX в. 8
1.1. Освободительная война в Латинской Америке против испанского владычества. 8
1.2. Борьба за независимость Чили, Мексики, Бразилии (1810 – 1824) и проблема «латиноамериканского единства». 30
Глава 2. Позиция США по отношению к революционному движению в Латинской Америке в 20-30-е г.г. XIX в. 41
2.1. Генезис доктрины Монро. 41
2.2. Реализация доктрины Монро во внешнеполитическом курсе США по отношению к Латинской Америке в 20 – 30-е г.г. XIX в. 69
Заключение 77
Источники 86
Литература 86

Вложенные файлы: 1 файл

Д2.doc

— 466.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

    Освободительные войны в странах Латинской Америки в контексте американской дипломатии в первой половине XIX в. 
 
 

                Дипломная работа  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Волгоград. 2005 

    Оглавление

Введение

    Соединенные Штаты Америки, их внутренняя и внешняя  политика привлекают сегодня к себе самое пристальное внимание. И  это не случайно. На современном этапе США выступают в качестве ведущей капиталистической страны, декларируют превосходство «американского образа жизни», стремятся навязать его всему миру.

    На  громадных пространствах почти  всего американского континента в относительно сжатые исторические сроки – всего полвека (конец XVIII – первая четверть XIX в.) – и независимо от того, какой именно европейской державе принадлежала та или иная колония, Англии, Франции, Португалии или Испании, произошла не одна, а целая серия однотипных революций и войн.

    Актуальность  выбранной темы проистекает из того обстоятельства, что в настоящее время Соединенные Штаты Америки представляют собой крупнейшую державу современного мира, играющую большую роль в судьбе Латинской Америки и других стран, вследствие чего анализ внешней политики Соединенных Штатов, особенности в историческом аспекте, является чрезвычайно важным для современного российского общества, вынужденного сегодня, после распада биполярной системы международных отношений, по новому определить свои позиции в мировой системе.

    Цель данной работы проанализировать историческую обусловленность становления внешнеполитического курса США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    – Определить основные этапы освободительных войн в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.

    – Дать характеристику становления самостоятельного внешнеполитического курса стран Латинской Америки после обретения независимости.

    – Определить генезис доктрины Монро  как идеологической основы внешнеполитического курса США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки 20 – 30-е г.г. XIX в.

    – Выявить историческую обусловленность  реализации доктрины Монро во внешнеполитическом курсе США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в. (1810 – 1815 г.г. и 1816 – 1821 г.г.).

    Хронологические рамки исследования охватывает период 20 – 30-е г.г. XIX в. – период интенсивного освободительного движения в странах Латинской Америки

    Историография и библиография.

    Проблематика  международных отношений нашла  всестороннее освещение в многообразной исторической литературе.

    Так, например, бразильский историк Мануэль Медина развивает и подкрепляет новыми данными идеи содержащиеся в известном труде американского историка марксиста Уильяма Фостера1. Латинская Америка, по его мнению, давно служила тем «опытным полем», на котором США проверяют действие своих новых доктрин. Именно здесь отрабатывалась методика агрессии под предлогом «защиты порядка» и «обеспечения свободы». Здесь реализовывалась и концепция «защиты интересов граждан США». За долларом тесно следовал штык, за «Юнайтед фрут», или «Стандарт Ойл» – морская пехота2.

    Здесь же разрабатывалась тактика поддержки  самых реакционных и самых продажных режимов. Наконец, здесь, в Латинской Америке, по сей день апробируется и политика военных союзов, и идея «национальных органов», национальных вооруженных сил, американских баз для «защиты от опасности из вне», для борьбы с «подрывной деятельностью»3.

    Многие  современные историки стараются  подкрепить новыми «данными» ложную версию об освободительной роли США в Западном полушарии в XIX в. Современные идеологи и апологеты американского империализма фальсифицируют исторические документы, пытаясь найти оправдание экспансии США в прошлом4.

    Фальсификация исторических фактов преследует одну цель: осветить историю межамериканских отношений так, что бы она служила идеологическим подспорьем правящих кругов США. Но есть авторы, которые неоспоримо доказывают, что внешняя политика правящих кругов США носила освободительный характер с момента их возникновения.

    Американские  плантаторы-революционеры и капиталисты, постоянно стремясь к расширению сферы своего господства, рвались к чужим землям. США рассчитывали распространить американскую политическую систему на все латиноамериканские страны, прибрать к чужим рукам ослабленные войной с Испанией и гражданскими войнами молодые государства – словом создать свою колониальную империю5.

    Изучение  американской историографии внешней политики США в прошлом веке привлекало повышенный исследовательский интерес в различные времена. Хотя литература, посвященная исследованию истории политики США обширна, многие историографические работы особенно советского времени, следуя идеологическим доминантам своего времени, носили ярко выраженный тенденциозный и необъективный характер.

      Вместе  с тем, в данной работе мы прибегли к некоторым современным исследования российских историков. В частности, вопросам истории политики США в интересующий нас период посвящена работа В.В. Соргина "Мифы и реальности американской истории"6, в которой осуществляется критический анализ современных концепций социально-политического и идейного развития США7.

      В монографии Ю.М. Мельникова "Имперская  политика США: истоки и современность" рассматриваются исторические истоки имперской политики и идеологии США8.

      В историографии по данному вопросу  следует выделить работу И. И. Куриллы "Войти в круг великих держав: Дэниел Уэбстер и внешняя политика США в середине XIX века"9. В монографии анализируется внешнеполитическая деятельность одного из ведущих американских политиков первой половины XIX века Дэниела Уэбстера.

      В данной работе автор анализирует  территориальную экспансию Соединенных Штатов в первой четверти – середине XIX в., которую определяет как основную дипломатическую «повестку дня» американского общества этого времени, однако, по мнению И.И. Куриллы10, Д. Уэбстер закладывал основы внешней политики последующего периода, когда торгово-промышленная экспансия пришла на смену аннексионизму.

    Источниковая  база исследования.

    В работе были использованы несколько групп источников.

    1. Документы. К данному типу источников  относится в первую очередь собрание сочинений Симона Боливара11, избранные статьи и речи В. Кодовильи12, содержащие фактический материал по интересующей нас проблематике.

    2. Монографические исследования. В ходе нашей работы мы использовали так же такие монографии как работу Д. Алена «Реконструкция. Битва за демократию в США. 1965-1976»13.   Большую ценнолсть для нас представляла работа Н. Н. Болховитинова «Доктрина Монро: Происхождение и характер»; биографический очерк И. Р. Лавpeцкого «Боливар»14 и некотор. др. 

    3. Публицистические материалы. К данной группе источников относятся такие работы как сочинение А. Н. Глинкина «Дипломатия Симона Боливара» из серии «Из истории дипломатии»15. В данной книге в публицистической форме рассказывается о международной политике Симона Боливара и его воззрениях на перспективы отношений с США.

    4. Учебные пособия. Большую ценность для нашей работы составляло учебное пособие М. С. Альперовича «Новая история стран Латинской Америки»16. Автор показал особенности развития стран Латинской Америки с XVI века до окончания первой мировой войны. В книге дан краткий очерк предпосылок и хода войны за независимость первой четверти 19 века в масштабе всей Латинской Америки, сжато изложена последующая история крупных государств – Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили, а также история Кубы.

      Методологическую  основу работы составил принцип научной объективности, который предполагает всесторонний подход к проблеме исследования и обоснование своих суждений большим фактическим материалом. Настоящее исследование задумано и выполнено как изучение объективного исторического процесса освободительной войны в Латинской Америке в 20 – 30-е г.г. XIX в. При определении структуры настоящей работы, построенной по проблемно-хронологическому принципу, мы исходили из необходимости комплексного исследования вопроса.

Глава 1. Революционное движение в Латинской Америке в пер. половине XIX в.

1.1. Освободительная война в Латинской Америке против испанского владычества.

    Вплоть  до последней трети XVIII века основные события, определявшие динамику развития человеческой цивилизации, разворачивались в Европе. Новый Свет был не более чем ее далекой периферией, глухим, слабо освоенным придатком ведущих европейских держав.

    Более трёх веков большая часть народов  Нового Света находилась под властью Испании. За это время возникли неразрешимые противоречия между метрополией и колониями. Креолов — выходцев с Пиренейского полуострова, обосновавшихся в Америке, — особенно раздражали ограничения в области торговли и в политической сфере17. Первые сводились к запрету торговли с другими государствами, вторые фактически закрывали креолам доступ к руководящим должностям в колониальной администрации. Мексиканский историк Леопольдо Сеа пишет в своей знаменитой работе «Философия американской истории», что система подчинения, созданная в Америке Испанской империей превосходила по своей бесчеловечности все иные известные в истории формы имперской тирании18.

    Коренное население не могло смириться с посягательством на их землю и свободу. Столь же ненавистны для латиноамериканцев были и многочисленные запреты в культурной жизни, например как запреты, начавшиеся на почти всё французское после начала Великой французской революции: от “Декларации прав человека и гражданина” до жилетов по последней парижской моде, не говоря уже о книгах и газетах19.

    Симон Боливар в своем знаменитом «Письме с Ямайки» написанном 6 сентября 1815 г. говорил следующее по поводу запретов в хозяйственной и культурной жизни Латинской Америки: «Нам, например, запрещено выращивать сельскохозяйственный культуры производимые в Европе,  изготовлять товары, относящиеся к монополии короны, строить фабрики, каких нет в самой Испании, нам не жалуют привилегий  в торговле даже товарами первой необходимости… что остается на нашу долю? Производство сахара, индиго, кофе, какао, табака и хлопка… что бы насыщать алчных испанцев»20.  

    В начале XIX века испанская Америка  вступила на путь борьбы за независимость.

    Несмотря  на господство латифундизма, суть которого заключалась в исключительном праве на обширное бессрочное землевладение потомков конкистодоров, и на многочисленные запреты и ограничения со стороны метрополий, в латиноамериканских колониях постепенно зарождались ростки капиталистических отношений. Именно на этом фоне во второй половине XVIII в. в Латинской Америке пробудилось национальное самосознание – процесс, ускоренное революционной борьбой за независимость США. Политика метрополий порождала недовольство у различных слоев трудящего населения (индейцы, метисы, мулаты и т. д.).

    Но  оппозиция колониальному режиму проистекала все же со стороны наиболее влиятельной политической силы в колониях – латифундистов, преимущественно креолов (потомков испанских и португальских конкистодоров), а так же со стороны усиливающейся местной буржуазии. В силу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки военной и политической деятельности) креолы, как отмечает отечественный исследователь И. Р. Лаврецкий, играли ведущую роль в растущем движении за независимость21.

    Вообще, многое в социальной иерархии в Латинской Америке (в терминологии того времени Вест-Индии) зависело именно от этнического происхождения человека, которое имело целую систему названий. Например, квартроном назывались мулаты, имевшие ¼ негритянской крови; октроном – 1/8, мусти – 1/16; 1/32 – мустефино22. Креолы в этой иерархии занимали самое высокое положение. Симон Боливар, Хосе де Сан – Мартин, Антонио Хосе Сукре, Франсиско Миранда, Мигель Идальго, Хосе Марелос и другие лидеры движения за независимость являлись именно креолами23

    Мирабо  так писал о роли креолов в  освободительной войне в латинской Америке: «Креол, осознав свое неравенство, будет всегда стремиться сбросить его… креол, – это человек, заинтересованный в сохранении власти, унаследованной от колонии»24

Информация о работе Освободительные войны в странах Латинской Америки в контексте американской дипломатии в первой половине XIX в.