Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:47, дипломная работа
Цель данной работы проанализировать историческую обусловленность становления внешнеполитического курса США по отношению к освободительным войнам в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
– Определить основные этапы освободительных войн в странах Латинской Америки в 20 – 30-е г.г. XIX в.
– Дать характеристику становления самостоятельного внешнеполитического курса стран Латинской Америки после обретения независимости.
Введение 3
Глава 1. Революционное движение в Латинской Америке в пер. половине XIX в. 8
1.1. Освободительная война в Латинской Америке против испанского владычества. 8
1.2. Борьба за независимость Чили, Мексики, Бразилии (1810 – 1824) и проблема «латиноамериканского единства». 30
Глава 2. Позиция США по отношению к революционному движению в Латинской Америке в 20-30-е г.г. XIX в. 41
2.1. Генезис доктрины Монро. 41
2.2. Реализация доктрины Монро во внешнеполитическом курсе США по отношению к Латинской Америке в 20 – 30-е г.г. XIX в. 69
Заключение 77
Источники 86
Литература 86
Большое влияние на развитие освободительного движения в испанских и португальских колониях в Америке оказала так же французская революция XVIII в. и её конституционные документы, которые дали импульс восстанию негров-рабов под руководством во главе с бывшим рабом Туссеном (1743 – 1803).
Гаитянская армия разгромила англичан и вынудила их оставить остров (до 1804 г. остров назывался Сан – Доминго). Из 15 тыс. англичан, высадившихся на острове, уцелела только тысяча. Командующий экспедицией Мэитленд сдался Туссену и подписал с ним договор, признав независимость Гаити. Туссен также освободил восточную часть Гаити, принадлежавшую Испании.
Туссен, который прибавил к своему имени французское слово «Лувертюр» (открытие) как символ выпавшей на его долю миссии открыть путь его народу к свободе, в латиноамериканской историографии (например, современный мексиканский историк Леопольдо Сеа) считается отцом гаитянской независимости25. Необычайно одаренный, он, еще будучи рабом, сумел овладеть грамотой, изучить математику и медицину. В ходе освободительной воины он конфисковал земли плантаторов и раздал их бывшим рабам26. В 1801 г. Туссен-Лувертюр, ставший к тому времени фактически верховным правителем острова, обнародовал демократическую конституцию, сохранявшего за Францией лишь номинальную власть над страной27.
С приходом к власти Наполеона Франция вновь попыталась овладеть своей бывшей колонией на Гаити; туда был направлен французский экспедиционный корпус в несколько десятков тысяч человек. Гаитянский народ оказал героическое сопротивление карателям. Французы предложили заключить мир, гарантировав восставшим свободу и сохранение всех постов в армии и в правительстве. Туссен-Лувертюр принял эти условия. Но французы предательски схватили негритянского патриота и в кандалах выслали во Францию, где он погиб в тюрьме в апреле 1803 г.
Ни пленение и гибель Туссена-Лувертюра, ни зверства французских карателей не смогли сломить гаитянских патриотов. После двух лет ожесточенной борьбы гаитяне изгнали французских колонизаторов с острова. Из 43 тыс. солдат, входивших в карательный корпус, погибло 35 тыс., командующий корпусом генерал Леклерк умер от лихорадки, 8 тыс. больных и раненых солдат погрузились на корабли и бежали с острова, но не достигли Франции: по дороге их перехватил и пленил английский флот. Попытка задушить гаитянскую революцию потерпела полное поражение.
В 1806 г. произошло провозглашение независимого государства Гаити.
Победа гаитянской революции оказала глубокое влияние на дальнейшее развитие национально-освободительной борьбы в испанских и португальских колониях Америки. Гаитянская революция была первой антиколониальной революцией в Латинской Америке, она уничтожила рабство, провозгласила республику. Это было первое победоносное восстание рабов.
Латинская Америка постепенно приходила в движение. Идея создания независимых государств стала проникать даже в этот заповедник феодализма.
В 1806 г. один из видных представителей освободительного движения – венесуэлец Ф. Мирнанда, участник французской революции, предпринял первую, правда закончившуюся неудачей, попытку высадиться на самом континенте и начать вооруженную борьбу за свержение испанского режима.
После Трафальгара (21 октября 1805 г.), когда был уничтожен по существу весь испанский флот, контакты с метрополией (Испанией) были почти полностью прерваны. Для иллюстрации можно привести один пример: в 1802 г. в крупнейший порт Мексики Веракрус прибыло 148 испанских судов, а в 1806 г. – всего 828. Колонистам приходилось самим думать о своей судьбе. Последней каплей, давшей толчок к началу вооруженной борьбы за независимость, стали события в Испании.
После того, как войска императора Наполеона I вторглись в Испанию и сместили законного короля Фердинанда VII (династия Бурбонов), на престол был посажен брат Наполеона Жозеф. Создалась благоприятная обстановка для выступления патриотических сил, поскольку новый испанский король был воспринят в колониях как узурпатор. Колониальный аппарат на несколько лет фактически лишился связей с метрополией.
Перед жителями испанских колоний в Новом Свете встала сложная проблема: то ли поддерживать новую власть, то ли по-прежнему подчиняться старому королю, то ли брать судьбу в собственные руки и идти своим путем. Столкнувшись с этим нелегким выбором, латиноамериканское общество раскололось.
Умеренная часть колонистов рассчитывала, что Хунта, возглавившая борьбу испанцев против французов расширит права колоний, предоставит им самоуправление. С их точки зрения, этого было вполне достаточно. Однако надежды на Хунту не оправдались; она боролась за восстановление независимости Испании, готова была осуществлять определенные реформы внутри страны, но не собиралась подрывать те основы, на которых зиждилась колониальная империя Испания.
Нежелание Хунты идти на сколько-нибудь серьезные уступки жителям колоний усиливало в их среде позиции тех, кто настаивал на разрыве с метрополией. В 1810 г. в ряде крупнейших центров в испанских владениях в Латинской Америке – в Карасе, Буэнос-Айресе, Богате и др. городах – вспыхнуло восстание. Эти события считают началом Войны за независимость испанских колоний в Новом Свете (например, кубинский историк XIX в. Хосе Марти, в своей работе «История нашей Америки» изложивший свою концепцию освободительной войны в Латинской Америки, считающуюся до настоящего времени классической, а так же такие видные латиноамериканские историки как Антонио Рембледо, Жуан Круз Кошта и др.)29
Освободительное движение развернулось на огромной территории от границы с Соединенными Штатами до Огненной Земли. И не удивительно, что его победоносное завершение привело к полному изменению политической карты Латинской Америки.
Поскольку это была огромная территория – от Техаса до Огненной земли, то в различных районах Латинской Америки это движение имело свои особенности. В латиноамериканской историографии (Виктор Альба, Артуро Ардао, Мариано Саласса и др.), как правило, выделяют три главных региона: 1) Мексика; 2) Венесуэла и Новая Гренада (нынешняя Колумбия); 3) Юг Латинской Америки30.
Освободительная война в колониях прошла два этапа (1810 – 1815 г., и 1816 – 1826 г.г.).
Поначалу центром борьбы за независимость стала Венесуэла. Именно там собрался Национальный конгресс, который 5 июля 1811 г. провозгласил независимость страны. Среди руководителей национально-освободительного движения очень скоро выделился Симон Боливар (на тот момент времени капитан от инфантерии).
Симон Боливар-и-Паласьос (Bolivar y Palacios) (полное имя Симон Хосе Антонио) родился 24 июля 1783 г. в Каракасе в богатой аристократической семье помещика-креола баскского происхождения, предки которой обосновались в Венесуэле ещё в XVI в. Знатность и материальный достаток, казалось, гарантировали ему безоблачную жизнь. Однако вскоре последовала череда утрат: в 1786 г. умер отец, в 1792 г. – мать, а через год – опекавший Симона дедушка. Потеряв родителей, мальчик взрослел быстрее своих сверстников. Он получил хорошее домашнее образование, его учителями были Андрее Бельо – поэт, филолог, юрист и Симон Родригес – автор философских и педагогических трудов. Годы спустя Боливар писал о Родригесе: “Ему я обязан всем... Он сформировал моё сердце для свободы, для справедливости, для великого, для прекрасного”31.
Родригес действительно проявил о мальчике поистине отеческую заботу, дав ему блестящее образование и воспитание.
Юность Боливар провел в Европе (1799 – 1806 г.г.) Он был художественно одарен, легко привлекал к себе людские сердца32.
В 1789 году в Мадриде он изучал право, затем путешествовал по Италии, Швейцарии, Германии, Англии и Франции, где стал свидетелем французской революции. Ее идеи сразу же вызвали у него глубокие симпатии, и на родину он вернулся убежденным республиканцем, что в частности выражалось в его страстной увлеченности философией Ж.-Ж. Руссо, Вольтера, Монтескье33.
Живя в Париже, он посещал некоторое время Нормальную и Политехническую школы. В 1805 году Боливар посетил Соединенные Штаты и, по мнению его биографов (И. Р. Лаврецкий, Луис Ойрсуна и др.), здесь задумал свой план освобождения родины от испанского владычества. С самого начала он активно включился в борьбу против колонизаторов. 15 августа 1805 г. на холме Монте-Сакро в Риме, в присутствии Родригеса, поклялся бороться за освобождение Южной Америки от колониального ига34.
Свою военную деятельность он начал в 1810 году, будучи уже достаточно зрелым человеком. Начало 1810 года застает его в Венесуэле, в эпоху, когда ясно обнаружилось инсуррекционное (от испанского – инсуррекция – восстание) движение против Испании, в особенности в Каракасской области35.
С именем Боливара связано формирование революционной армии, он внес большой вклад в освобождение латиноамериканских государств. Правда, для того чтобы сосредоточиться на проблемах государственного строительства, предстояло еще отстоять независимость.
Сперва Симон Боливар примкнул к Франсиско де Миранде, поднявшему мятеж против испанцев в Каракасе, и скоро стал одним из самых авторитетных вождей повстанцев36. Среди других предводителей повстанцев он выделялся своей образованностью и знанием военного дела.
В 1810 г. Боливар был послан революционной юнтой (высший совет командиров повстанцев) в Лондон искать поддержки у английского правительства, которое, однако, пожелало сохранить нейтралитет. Боливар оставил в Лондоне агента Луи-Лопес Мендеса для заключения от имени Венесуэлы займа и вербования солдат, и вернулся обратно, с транспортом оружия37.
5 июля 1811 года повстанцы провозгласили Венесуэлу независимой республикой (Memorandum de liberate)38.
Основная трудность революционеров заключалась в том, что новые власти не сумели консолидировать население страны: креольская элита, поднявшая знамя борьбы за независимость, с большим недоверием откосилась к основной части населения – индейцам, метисам, неграм, а те, в свою очередь, именно в креолах, а не в испанцах видели своих непосредственных угнетателей. Леопольдо Сеа так пишет по этому поводу: «… креол, как часть нашей Америки, имитирующий своего отца, завоевателя и колонизатора, пытается стать таким же как он. Креол, стремится сбросить с себя иго иберийца только за тем, что бы тут же установить свое собственное…, заступив на его место обрести власть над землями и людьми, дотоле находившимися под игом заокеанских господ»39.
В стремлении преодолеть межрасовые противоречия, С. Боливар предлагал даже довольно экстравагантные меры, как, например, считать, наподобие еврейской традиции, этническую принадлежность не по отцовской, а по материнской линии40.
Но найти действенные аргументы для того, чтобы убедить латиноамериканцев, что новые меры будут более прогрессивными, равно как и доказать то, что при независимости жить будет лучше, ни Боливар, ни лидеры революционного лагеря на этом этапе не смогли. Так, мексиканский историк Дарси Рибейро пишет: «Отождествляя себя с отцом, метис всегда оказывался врагом и материнского рода… поскольку ему приходилось испытывать на себе груз предрассудков, порожденных высокомерным отношением господ (креолов) к туземному населению…)41.
Этим воспользовались сторонники испанцев, сумевшие привлечь под свои знамена многих крестьян – метисов и мулатов – риторикой об опасности неконтролируемого со стороны Испании гнета креолов, и вновь разбить сторонников независимости42. Испания не собиралась терять свою колонию на южном берегу Карибского моря. Вскоре королевские войска начали контрнаступление на повстанческие отряды, плохо вооруженные и слабо организованные.
Боливар был назначен полковником и губернатором в Пуэрто-Кабелло. Революция распространялась все более, когда вдруг последовало сильное землетрясение 26 марта 1812 г., которое духовенство, преданное метрополии, старалось истолковать обезумевшему народу, как небесную кару, за которой должны последовать новые бедствия43.
Не смотря на все старания Боливара разубедить народ, преимущественно посредством своих знаменитых речей («Речь в Аркапаа» и др.)44, огромные массы его вновь признали над собою власть Испании. Большая часть страны опять вернулась под её контроль. Лишь в труднодоступных районах продолжали борьбу партизанские отряды сторонников независимости45.
Боливар удалился на остров Кюрасо, откуда, под влиянием ужасных репрессалий, принятых Монтеверде, он отправился в Картагену, где находилось много венесуэльских патриотов, и здесь обнародовал новый призыв к революции. Затем при содействии Торреса, президента Новой Гренады, составил небольшую армию. Монтеверде был разбит у Матюрина (25 мая 1813 года)46.
С. Боливар прогнал испанцев из долин Кукутты, поднял восстание в Мериде, захватил Трухильо, овладел всей провинцией, Бариньяс (в июне 1813 г.) и, преследуя по пятам Монтеверде, разбил его при Тинакетто. Эти блестящие победы устрашили сторонников Испании и заставили Каракас, практически без боя, открыть ворота инсургентам (4 авг. 1813 г.)47.
Боливар вошел туда с триумфом; прозванный освободителем, он сделался диктатором и был утвержден в этом звании 2 января 1814 г. конгрессом союзных провинций (в латиноамериканской историографии это государство, в состав которого вошли территории бывшей испанского вице-королевства Новая Испания и капитан-губернаторства Гранада, получила название 1-й Венесуэльской республики). Доведенные до крайности, испанцы обратились за содействием к иланерос (Ilaneros) Венесуэлы, свободным пастухам, полудиким обитателям колумбийских степей. Иланерос те разбили Боливара у Баркисемето, после чего война приняла жестокий характер; льянеросы истребляли патриотов, не щадя ни женщин, ни детей, а Боливар, решившись навсегда разделить "кровавой рекой" обе партии, велел умертвить всех пленников48.